- Выключить коронавирус

Психолог объяснила, что делать, если над ребенком издеваются в школе

Сергей Собянин рассказал, когда будут приняты новые решения по снятию ограничений

Коронавирус: главные события и цифры за сутки на утро 6 июня

Не откладывай мечту: застройщики пошли навстречу москвичам, нуждающимся в жилье

Победившие смерть: как долгожители боролись с коронавирусом и выжили

Эксперт объяснил, почему нужно переходить на кнопочные телефоны

#БУДЬДОМА онлайн-линия психологической помощи

Диетолог назвала самый опасный суп для сердечников и гипертоников

«Сто русских с битами в Бруклине»: американцы рассказали о реакции на погромы в США

Один звонок может спасти чью-то жизнь

Штраф или воспитание: что заставит пешеходов отказаться от смартфонов

Экономика или здоровье людей: Познер объяснил, что важнее для России в период пандемии

Врач объяснила, как бороться с метеозависимостью

Экономисты озвучили сроки восстановления доходов россиян

Врач предупредил об угрозе заражения COVID в ТЦ и салонах красоты

Назван уровень летальности для нормализации ситуации с COVID-19

Психолог объяснила, что делать, если над ребенком издеваются в школе

ФОТО: Кадр из фильма «Чучело» (1983)

В столичной школе возбудили уголовное дело по статье «Побои». Причиной стала травля, которую одноклассники устроили Васе Дьяченко (имя изменено — прим. «ВМ») после того, как классная руководительница запретила мальчику посещать репетиции в ансамбле Ильи Резника. Подростка окунули головой в унитаз и сняли все это на камеру. «Вечерняя Москва» поговорила с доктором психологических наук, доцентом кафедры педагогики и педагогической психологии Оксаной Защиринской, которая рассказала, как не допустить травли ребенка в школе.

— Такие  проблемы не возникают с подростком на ровном месте. Обязательно при психологическом обследовании находятся причины семейного характера, которые постепенно формировали в ребенке внутреннюю позицию жертвы. Современным родителям приходится при воспитании детей уделять особое внимание сохранению их самооценки. Для этого важно выражать веру в успешность и состоятельность своего собственного ребенка, а не делать постоянно замечания и разочаровываться в том, как он учится или себя ведет. Речь идет о педагогике успеха, которая закладывает важнейшие основы личностного становления подростка.

— Может ли учитель как-то повлиять на ситуацию?

— К сожалению, последние исследования психологов постоянно доказывают высокий индекс эмоционального выгорания педагогов школ. В связи с этим они проявляют недостаточное понимание и способность чувствовать состояние учеников. Они как бы черствеют и позволяют себе высказывания психотравмирующего характера. В данном случае педагог мог спровоцировать реакцию одноклассников, которые стали, по сути, осуществлять буллинг. Учителям важно контролировать свои высказывания, способные управлять детской толпой. Особенно если они позволяют осуществлять социально незрелым школьникам действия негативного, агрессивного и дискриминационного характера. Таким образом, педагогам школ самим нужна регулярная психологическая помощь. Но здесь возникает парадокс: воспитатели душ практически не посещают психологов. Они просто выгорают и профдеформируются. К тому же важно повышать роль института классного руководства в школах. Обычно учителя весьма формально осуществляют этот процесс, вывозя детей на какие-то экскурсии, устраивая школьные посиделки. Но на самом деле их основная роль — создание морального и психологического климата в классе, который им доверили родители и образовательное учреждение. Многие действия было бы полезно осуществлять совместно со школьным психологом или социальным педагогом. Тогда есть шанс предотвратить подобные ситуации в учебной обстановке.

— Что делать, если над ребенком уже начали издеваться? Какими должны быть первые действия родителей, школы?

— Практика показывает, что эффективнее всего срабатывает административное воздействие. Когда начинают выяснять у всех участников ситуации, почему они позволяют себе такое поведение. Административный рычаг может максимально быстро остановить развитие этой конфликтной обстановки. Здесь уже не до психолога. Необходимо, чтобы вызвали родителей, срочно собрали тех, кто участвовал в травле, и выяснили, кто инициатор. Как правило, там всегда есть неформальный лидер, который заводит группу более покладистых одноклассников. И только после этого можно подключать психологическую помощь и вести работу с родителями, чтобы конфликт не разрастался и не выходил за рамки школы. Так что пока директор с администрацией не подключатся, не вникнут в ситуацию, беседы будут неэффективны. Важно еще понять, кто именно этим занимается. Кто приходит не учиться, а тусоваться среди одноклассников. На будущее важно знать этих «героев» и установить за ними негласный контроль.

Читайте также: Вероника Степанова рассказала, как перестать быть раздражительным

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

100431 +3073 (за сутки)

Выздоровели

193061 +1992 (за сутки)

Выявлено

2864 +58 (за сутки)

Умерли

Михаил Бударагин

Пушкин забыт. И что с того

Алиса Янина

Беда за Полярным кругом

Виктория Федотова

У беспорядков детское лицо

Анатолий Горняк

Зачем вы, девушки, узбеков любите?

Екатерина Рощина

Бедный, бедный Йосик

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Молитесь об усопших

Леонид Ольшанский, адвокат

Не платите за воздух

Цветочный микс и съедобная клумба

Аттестат без ЕГЭ

Умные технологии. Как электронные сервисы меняют жизнь людей

Эксперты рассуждают, нужно ли подросткам следить за питанием