- Город

Воздух в столице стал чище, потому что мы реже ездим на машинах

Денис Проценко оценил вероятность второй волны COVID-19 в Москве

Путин заявил об отсутствии ясности с открытием границ Евросоюза для россиян

Предварительное расследование по делу Ефремова завершено

Проведение бесплатного тестирования на антитела к COVID-19 продлили в Москве

Банковские услуги: что ценят клиенты во время пандемии?

Итальянский композитор Морриконе написал некролог о самом себе

Онищенко оценил вероятность эпидемии бубонной чумы в России

«Ненавижу»: появились подробности переписки доцента Соколова и Ещенко

Муж Кардашьян и «брат» Трампа: почему сторонники Black Lives Matter не поддержат Канье Уэста

Врач объяснил причины рекордных вспышек коронавируса в США

«Подло и пошло»: почему Пенкин отказывается общаться с Михалковым

Губерниев посоветовал Пригожину попросить денег у властей Британии

«Без мучений и таблеток»: Фадеев раскрыл секрет своего похудения

Врачи назвали главные признаки наследственного алкоголизма

«Представляете ее с пожарным?»: Сябитова объяснила, почему у Бони нет мужчины

Воздух в столице стал чище, потому что мы реже ездим на машинах

Москвичка Екатерина Соловьева на улице Кузнецкий Мост, которая уже несколько лет — пешеходная. По мнению экспертов, чем больше пешеходных зон, тем чище в городе воздух, потому что по «пешим» улицам не ездят автомобили

ФОТО: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Вторую неделю подряд в столице фиксируется снижение загрязнения воздуха. Такие данные приводит ГПБУ «Мосэкомониторинг». В начале года Москва заняла 70-е место в рейтинге World Regional Capital City Ranking. Города ранжированы по уровню загрязнения воздуха: чем ближе к концу, тем чище городская среда. Став 70-й из 85, столица оказалась городом, который полностью соответствует требованиям ВОЗ. Можно ли экологическую ситуацию в городе назвать идеальной? Выясняем у экспертов.

За последний год в Москве резко снизилась концентрация частиц РМ 2,5, то есть пыли, золы, сажи, сульфатов и нитратов. Почему это произошло, и какая горожанам польза?

Мы беседуем с руководителем энергетической программы российского отделения «Гринпис» Владимиром Чупровым.

— Согласно рейтингу World Regional Capital City Ranking, мы по чистоте воздуха на уровне Берлина, Стокгольма и Хельсинки. Это, без сомнения, хорошо, — убежден Владимир. — Потому что эти города считаются достаточно чистыми. Таким образом, рейтинг подтверждает официальные данные о том, что выбросы в городскую атмосферу в 2019 году снижались. В том числе по РМ 2,5.

— А что это за зверь?

— Очень опасный канцероген. Это содержащиеся в воздухе мельчайшие, невидимые глазу частицы. Например, микрочастицы сажи от сгорания дизельного топлива, частицы стирающихся об асфальт шин, мельчайшая пыль со строек и т.д. Все это оседает в легких и при больших концентрациях может вызвать рак. Чем меньше РМ 2,5, тем лучше.

— Почему концентрацию этого вещества удалось существенно уменьшить?

— Потому что последние 10 лет к этому прилагались очень серьезные усилия. Начнем с того, что свыше 90 процентов выбросов в атмосферу Москвы делают автомобили. И вот в 2012 году в Москве начали вводить платные парковки, стимулируя автовладельцев пересесть на общественный транспорт. И многие пересели. По крайней мере не стали ездить на машинах в офис. Зайдите днем в любой столичный двор — там полно машин! Что это значит? Не поехали. Второй важный момент: резко выросла сеть метро. Появилось МЦК. Недавно открыли МЦД, чтобы люди не ездили на машинах из области. Это тоже дало эффект. Плюс Москва первой в России ввела топливо Евро-5, и объем выбросов от автомобилей снова снизился. Плюс электробусы, более экологичные автобусы общественного транспорта — все это дало эффект.

— А что еще нужно сделать?

— Я бы обратил внимание на коммунальную технику. Трактора коммунальщиков, как правило, заправляются дизтопливом и чадят, как паровозы. Эту технику нужно постепенно менять.

— Как скажется на чистоте воздуха глобальное потепление климата?

— Пока сказывается хорошо. Нынешней теплой зимой, например, московские ТЭЦ сожгли значительно меньше газа, а значит, в атмосферу попало меньше выбросов. Водители реже прогревали во дворах машины и меньше загрязняли атмосферу. Коммунальной технике во дворах и на дорогах было значительно меньше работы, а это значит, опять же, меньше выбросов и пробок. В общем, теплая зима пошла в плюс. Но глобальное потепление — палка о двух концах. Летом, например, чаще образуются блокирующие антициклоны, когда случается солнечная и безветренная погода. В результате выбросы не рассеиваются, а окутывают город, возникает смог. А могут случиться и лесные пожары, как, например, в 2010-м.

— Воздух в Москве можно назвать чистым?

— Смотря где. Вдоль всех широких улиц он по определению не может быть чистым. Поэтому гулять, скажем, в будний день по Садовому кольцу или вдоль Ленинградки лично я бы не советовал. Идите дворами — там воздух значительно лучше.

— А что делать, если вы вдоль такой магистрали живете?

— Закрывать окна. А проветривать квартиру через окна, которые выходят во двор. Если у вас есть возможность выбирать квартиру, я бы советовал селиться во второй-третьей линии домов от крупной магистрали. И этажом повыше, куда выхлопы автомобилей не долетают совсем или долетают в сильно разбавленном виде.

— Могут ли сами москвичи сделать воздух в городе чище?

— Разумеется. Самый простой способ — изменить свое транспортное поведение. Если у вас есть автомобиль, не пользуйтесь им без крайней необходимости. Ездить на дачу и за покупками — да. Тут без машины обойтись сложно. Но для ежедневных поездок на работу лучше использовать общественный транспорт. Он быстрее, дешевле и экологичнее — особенно рельсовый.

СПРАВКА «ВМ»

В 2010 году в Москве было зарегистрировано 3,5 миллиона автомобилей. Совокупно они выбрасывали в атмосферу города 1 миллион тонн вредных веществ.

В 2019 году число автомобилей достигло 4,5 миллиона. При этом их совокупный выброс составил 780 тысяч тонн, то есть на 220 тысяч тонн меньше. Главных причин — две. Введение более экологичного топлива — Евро-5 и сокращение числа поездок. Автовладельцы стали чаще пользоваться общественным транспортом — он удобнее.

Ставка на велосипед и развитие пешеходных зон

В каждом мегаполисе свои способы борьбы за чистоту воздуха. Некоторые Москва перенимает. Во всех больших городах главные загрязнители воздуха — автомобили.

— Поэтому главный способ борьбы с выбросами — увеличение стоимости владения машиной, — пояснил кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — Все сводится к тому, чтобы машинами пользовались как можно реже.

В Токио, например, перед тем как купить машину, нужно заключить с префектурой договор о покупке машино-места. Без него гражданину машину просто не продадут, потому что сделка будет считаться незаконной — как езда без водительского удостоверения.

Москва, в силу холодного климата, более плотной застройки и гигантских размеров, не может стать «велосипедным» городом / pixabay.com

Москва, в силу холодного климата, более плотной застройки и гигантских размеров, не может стать «велосипедным» городом

ФОТО: pixabay.com

В Лондоне ввели платный въезд в центр города. То же самое планируют сделать в Осло.

— В столице Норвегии сейчас развивают сеть велопроката, а также строят в центре дополнительные велодорожки. Смысл простой: оставил машину — пересел на велосипед, — рассказывает урбанист Григорий Мельник.

В Пекине и многих других городах Китая введено правило «чет-нечет». При возникновении неблагоприятных метеорологических условий — а в Пекине, например, это довольно частое явление — на улицу могут выезжать автомобили только с четным или только с нечетным номером. Выехал в «запрещенный» день — тебя сфотографирует камера, и жди крупного штрафа.

— Власти немецкого Гамбурга сейчас создают так называемую зеленую сеть — непрерывное пешеходное пространство из парков, скверов, пешеходных дорожек и зеленых насаждений, — рассказывает Григорий Мельник. — Планируется, что к 2035 году зеленая зона будет покрывать 40 процентов города. Это, конечно, приведет к снижению использования транспорта и, соответственно, улучшению качества воздуха.

По словам эксперта, Москва пошла по этому же пути, создавая свободные от автомобилей пешеходные зоны.

— Проблема в том, что они пока не создают единого пространства. Пешеходная Никольская не переходит в пешеходную Лубянку, — сетует эксперт.

В Амстердаме и Копенгагене сделали ставку на организацию велодорожек. Сейчас это два самых «велосипедных» города Европы.

— Москва, в силу холодного климата, более плотной застройки и гигантских размеров, не может стать «велосипедным» городом, но наш велопрокат — один из самых разветвленных в мире, — пояснил Григорий Мельник. — И если человек вместо машины хотя бы часть маршрута едет на велосипеде — это несомненный плюс для всех горожан.

Нужно учиться у Сингапура

Аркадий Гершман, автор блога «Город для людей»:

— Экологически чистый мегаполис — не миф, а будущее человечества. Жизнь так устроена, что уровень урбанизации растет, люди перемещаются в города. Причем везде — от Индии и Китая до США. И вопрос комфорта в большом городе — а комфорт включает и свежий воздух — это вопрос не частный, а глобальный. Дальше всех в направлении чистого мегаполиса продвинулся Сингапур. Здесь, например, действует программа охраны природы. Она включает использование солнечной и ветряной энергии и план по озеленению территории, который четко выполняется. В итоге в центре города до сих пор можно наткнуться на пятачок тропических джунглей, а в местной реке водится пригодная в пищу рыба. Но главное — Сингапур делится на так называемые urban cells — районы, в каждом из которых есть полный набор социально значимых объектов. Получается, что город разделен на пять самодостаточных регионов — примерно по миллиону жителей в каждом.

Они объединены сетью из пяти радиальных и двух кольцевых линий метро. Коммерческая и деловая активность происходит в каждом из них — на пересечении веток. Поэтому бизнес не перегружает центр, а рассредоточивается по всему городу. А еще в Сингапуре уже много лет действуют жесткие ограничения на движение автомобилей. Здесь, чтобы купить машину, сначала нужно купить лицензию на нее, которая дороже самого автомобиля. В городе принята программа, согласно которой уже в 2030 году лишь одна из десяти поездок на работу будет осуществляться на машине. А остальные — на общественном транспорте, велосипеде или пешком. Кстати, по этому же пути идет и Париж. Там реализуется новая планировочная стратегия, согласно которой все сервисы и услуги, необходимые жителям современного города, должны находиться не далее чем в 15–30 минутах ходьбы. Плюс, разумеется, раздельный сбор мусор и озеленение. Меняется и Лондон, который уже убрал автомобили из центра города и сейчас принял план реорганизации до 2035 года всей транспортной системы. Смысл реорганизации в том, чтобы горожане из машин пересели на общественный транспорт и велосипеды. Москва тоже многое делает. Например, «тянет» в отдаленные районы метро. Но настоящий прорыв — это МЦД, соединившие Москву и область наземным метро. Если жители ближнего Подмосковья пересядут из личных автомобилей на Центральные диаметры, то число автомобилей, каждый день въезжающих в Москву, резко снизится.

Города без дорог не бывает

Роман Пукалов, директор природоохранных программ Общественной организации «Зеленый патруль»:

— Очень хотелось бы видеть Москву городом с чистым воздухом. Но к этому нужно еще прийти. Мы — севернее Парижа, Лондона и уж тем более Сингапура. Город надо чем-то отапливать. А это значит, что необходимы ТЭЦ. Пусть они и работают не на угле и мазуте, пусть сжигают газ и имеют на трубах фильтры, но выбросы от них все равно будут.

И все-таки главное — автомобили. Они дают более 90 процентов выбросов в атмосферу Москвы. И с автомобилями сразу несколько проблем. Первая — они довольно старые. Средний возраст автомобиля в столице — около девяти лет. Люди и рады бы купить новые, но не у всех на это есть деньги. А старый автомобиль — это, как правило, довольно грязный выхлоп, какое топливо туда ни залей. Потому что сама топливная система уже изношена. Фильтры выработали свой ресурс. Вторая проблема — мы неофиты. Большинство — автомобилисты в первом поколении.

И в голове есть установка: если у меня есть автомобиль, значит, я буду на нем ездить. Ну вот люди и ездят — несмотря на дороговизну бензина, пробки, затраты на штрафы и прочие издержки. Третья проблема — сама застройка Москвы. Город планировался и строился исходя из того, что жители будут ездить на общественном транспорте. Поэтому даже в выходной день — не говоря уже о буднях — возникают пробки. Дороги просто физически не способны быстро пропустить огромное количество машин. А именно в пробках автомобили едут на первой-второй скорости, когда топливо полностью не сгорает и выбросы из выхлопных труб — самые грязные. Да, власти делают многое, чтобы разгрузить город. Платные парковки, например, резко уменьшили число жителей, приезжающих в центр на автомобиле. Практически круглосуточные пробки на Тверской и других транзитных улицах исчезли. Но машины все равно едут через центр, потому что дорожная сеть в городе по объективным причинам не самая разветвленная. И воздух возле дороги, особенно вдоль крупных улиц, всегда есть и будет довольно грязным. Во всяком случае, до тех пор, пока люди массово ездят на машинах. Да, в парках Москвы — особенно вдали от дорог — воздух отличный, даже во дворах он вполне приемлемый. Но в целом ситуация с состоянием атмосферы напоминает шахматную доску. Вот здесь — хорошо и чисто, а здесь — грязно и вообще лучше не появляться, особенно с ребенком. Потому что самые плотные выбросы автомобилей — как раз в зоне дыхания: от 0,5 до 2 метров. Учтите это, гуляя по улицам.

Начинаем сортировать мусор и убирать за собаками

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики:

— Я всегда считал себя автомобилистом, но в последнее время пользоваться личным автомобилем практически перестал. Во всяком случае, не езжу на нем ежедневно. И это при том, что у меня нет проблем с парковкой. Рядом с домом — гараж. На работе — служебная парковка. Но я не езжу, потому что на общественном транспорте значительно удобнее. Сажусь в автобус, и он за 35 минут довозит меня до работы. А по дороге работаю на ноутбуке. В машине я не мог бы себе этого позволить.

Ирина Зайченко, преподаватель ВУЗа:

— Я стала по-новому относиться к воде. Мне кажется, мы льем ее бесконечно много, причем совершенно попусту. При этом воду на ТЭЦ нужно нагревать, а на это тратится газ, который сжигается, и в воздух попадают вредные вещества. Первое, что я сделала, — это поставила на кран рассекатель. Благодаря ему вода из крана выливается в 2–3 раза меньше. Плюс вместо ванны я стала принимать душ. Тут и экологии польза, и семейному бюджету. Расходы на воду снизились на 1,5–2 тысячи в месяц. Так что я еще и неплохо экономлю.

Андрей Туманов, председатель московского Союза садоводов:

— Много проблем в Новой Москве и ближайшем Подмосковье создают дачники, сжигающие растительные остатки и сухую траву. Лично я никаких костров на участке не развожу и другим не советую. Вдыхание дыма любого происхождения — один из лучших способов «нажить» рак! Все растительные остатки нужно свозить в компостную кучу, что я и делаю. Вот компост да, принесет пользу. А дым — только вред.

Ольга Якушева, риелтор:

— Не сразу, но все-таки научилась сортировать мусор. Места на кухне мало, поэтому для стекла, пластика, картона и железных банок я поставила ведро на лоджии. Как наполняется — выношу. Проблема в том, что наполняется оно очень быстро — почти каждый день. Оказывается, у нас в семье почти весь мусор — упаковка, я никогда об этом даже не задумывалась.

Сергей Смирнов, Заведующий Центром анализа соцпрограмм и рисков Института социальной политики:

— Иногда вместо автомобиля я пользуюсь велосипедом. На нем по центру Москвы передвигаться быстрее, чем на автомобиле, и, уж конечно, делать это можно совершенно бесплатно. Многие мои коллеги, экономисты, вообще отказались от машин. Общественный транспорт, такси и каршеринг обходятся значительно дешевле, чем эксплуатация даже недорогого автомобиля.

Марина Костина, менеджер по продажам:

— Я перестала гулять с собакой по газонам. Во-первых, чтобы их окончательно не вытаптывать. Во-вторых, чтобы не нести грязь на асфальт. А еще я стала убирать за своей собакой. Сначала, конечно, было дико неудобно ходить с совком и бумажным пакетом. Но постепенно я привыкла. Другой вопрос, что в Москве до сих пор нет специальных урн для таких вот отходов — ведь выбрасывать их в обычные контейнеры нельзя. Меня выручает парк, который есть рядом с домом. Там есть стационарный туалет, и я выбрасываю отходы в унитаз.

Игорь Борисов, школьник:

— Меня еще в раннем детстве мама научила не мусорить. А сейчас я стараюсь сортировать отходы. Недавно собрал дома все старые батарейки и отнес в пункт сбора — в продуктовом магазине. Только вот непонятно, куда сдавать старые мобильники и прочую электронику: ее в каждой квартире много.  

Читайте также: Карантин пятикратно уменьшил загрязнение воздуха в Москве

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

157 652 + 632 (за сутки)

Выздоровели

225 545 + 685 (за сутки)

Выявлено

3 999 + 24 (за сутки)

Умерли

Ольга Кузьмина  

Музыка для ангелов

Анастасия Заводовская

Куда деваться от стыда

Дарья Завгородняя

Соблюдайте новые правила этикета

Олег Сыров

Готовим дома: лягушки, миндаль, апельсин и коньяк

 Александр Хохлов 

Кто ответит за «шоу ужасов» в Афганистане

Екатерина Рощина

Любил, поэтому убил

Александр Лосото 

Как бюрократия губит людей

Рустам Сабанчеев

Отец Сергий: рейдер или страстотерпец

Река сильнее традиций. Правда и мифы о столице и ее жителях

Газеты создаются в творческих муках и спорах

Как помочь ребенку выбрать профессию?

ЕГЭ по литературе. Больше читайте и пишите