Главное
Истории
Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Игорь Кашинцев: Я всегда влюблялся в своих партнерш по сцене

Развлечения
Игорь Кашинцев: Я всегда влюблялся в своих партнерш по сцене
Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Игоря Кашинцева называют острохарактерным актером, одним из лучших чтецов. На чтение рассказов Антона Павловича Чехова он получил благословение от самой Ольги Книппер-Чеховой. Он стал лауреатом второй премии Всесоюзного конкурса чтецов. Этот интеллигентнейший,  обаятельный в жизни человек в основном играет роли различных чинуш и проходимцев. На его счету десятки театральных работ и сто пятьдесят ролей в кино. С 80-х годов пишет стихи, в основном политическую сатиру.

- Игорь Константинович, прежде всего, позвольте поздравить вас с юбилеем и пожелать, кроме крепкого здоровья, новых творческих успехов.

- Спасибо вам огромное!

- Несмотря на любовь к вам кинематографа, вы остаетесь преданным театральному искусству, причем много лет отдали театру имени Маяковского.

- Честно сказать, никогда не думал, что буду играть на сцене именно Маяковки. Я же закончил Школу-студию МХАТ и был уверен, что стану актером МХАТа. Но сначала так случилось, что судьба водила меня по разным московским театрам, и только в 1991 году моя мечта исполнилась: Олег Николаевич Ефремов пригласил в Художественный театр. Для меня это было величайшей радостью, которая вскоре… сменилась большим огорчением. Из МХАТа в это время уже ушла та самая высокая культура, которой я привык служить. Правда, если быть уж до конца честным, то были и другие причины моего разочарования. В это же самое время Андрей Александрович Гончаров увидел меня в картине Михаила Козакова «Визит дамы», где я снялся в роли бургомистра, и пригласил к себе в театр, предложив ввод в спектакль «Горбун». Для меня это был уже далеко не первый по счету театр. Не сразу, но я все-таки согласился на переход. Олег Николаевич, к счастью, отнесся к моему поступку с пониманием, хотя и сожалел об этом, так как рассчитывал, что я сыграю у него в спектакле «Горе от ума» Фамусова. Кроме того, во МХАТе я успел сделать два моноспектакля по рассказам Аверченко и Зощенко. После перехода в театр имени Маяковского я еще два года выходил с этими моноспектаклями на сцене МХАТа.

- Вы востребованы и в театре Маяковского.

- К счастью, это действительно так. Правда, немало спектаклей с моим участием уже исчезло из театральной афиши.

- Скажите, на какой спектакль вы сводили бы своего гостя, чтобы доказать ему состоятельность русского театра?

- Я сводил бы его на любой спектакль Арцыбашева, а человека, который понимает и любит еще и слово, пригласил бы и на «Устриц». Сергей Николаевич Арцыбашев, по-моему, ведет театр по реалистическому пути.

- Игорь Константинович, но, согласитесь, что настоящую известность вам все-таки принес кинематограф. У вас есть любимая роль в кино?

- А у меня нет нелюбимых ролей. Хотя с особым чувством вспоминаю своего бургомистра в «Визите дамы». Был еще сериал «Мелочи жизни». Так вот там тоже играл с огромным удовольствием. Всегда с радостью принимал приглашение сняться в сатирическом журнале «Фитиль», участвовал в 25 выпусках.

- Каких режиссеров вы вспоминаете с особым удовольствием?

- С большой благодарностью вспоминаю Олега Николаевича Ефремова, Алексея Дмитриевича Попова, у которого служил в театре Советской армии сразу после окончания театрального института. Мне посчастливилось работать с Анатолием Васильевичем Эфросом в театре на Малой Бронной. С Виталием Викторовичем Ланским я сделал одну из лучших работ в спектакле «В старом доме» в Новом театре.  Работал также в новосибирском театре «Красный факел», ярославском театре имени Волкова, в театре Группы советских войск в Германии, Театре сатиры. С огромным удовольствием вспоминаю Розу Абрамовну Сироту, с которой мы поставили мои моноспектакли во МХАТе. С радостью всегда принимал приглашения телевизионного режиссера Геннадия Павлова, у которого много снимался, Сергея Коротенко и многих других.

- Случалось, что вступали с режиссером в конфликты?

- Видите ли, каждый раз, когда возникал какой-то конфликт, я просто уходил из театра. Собственно, этим и объясняется такое большое количество театров, где я играл. Я никогда не боялся начать все сначала, с нуля, хотя это часто было чревато и гораздо меньшей зарплатой.           

- Сегодня не только практически каждый российский фильм, но и сериалы не обходятся без обнаженки. Но как вы согласились сняться в таком виде в фильме «Дураки умирают по пятницам»?

- Это необычная страница моей кинематографической жизни. Дело в том, что меня просто-напросто разыграл Михаил Козаков. Он позвонил и сказал: «Игорь, слушай-ка, предлагают съездить на несколько дней в Ялту. Я играю роль мафиози, а ты сыграешь моего друга. Съемки всего-то на день, а потом можно пожить немного в Ялте. Представляешь, как сейчас там хорошо!». Я попытался узнать, что за роль у меня, попросил почитать сценарий. Михаил отмахнулся: «Да ты что! Все решится по ходу съемок». Я и согласился: почему бы и не съездить в Ялту ранней весной. Начались съемки. В первой сцене мы сидели за столом, шутили, балагурили. Быстро отсняли, я благодарю: «Спасибо за приглашение, до свидания!». «Какое до свидания!», - слышу в ответ. – «У вас есть еще одна сцена!». И только тут выяснилось, что герой фильма должен с револьвером в руках вбежать в кадр, а мой герой в это время лежит с девочкой в кровати. Я стал объяснять, что не готов к такому повороту, но меня стали уговаривать: «Игорь Константинович, чего вам стесняться?». В конце концов, уговорили, я все-таки согласился голым показаться на экране. Кстати, именно эта сцена помогла мне благополучно освободиться от своих депутатских обязанностей, которые меня уже тяготили: вместо дела получалась одна говорильня. Я пришел на очередное заседание депутатской комиссии и серьезно так заявил: «Депутатом больше быть не могу, я снялся в порнографическом фильме»… Это помогло.

- Что за детективная история произошла с вами, когда вы читали стихи Щелокову, тогдашнему министру внутренних дел?

- Я уже не помню, по какому поводу мы собрались у Щелокова в клубе МВД. Кажется, была премьера детективного фильма, где я тоже играл. На банкете, уже после возлияний, кто-то сказал, что, мол, Игорь Кашинцев пишет стихи. Щелоков заинтересовался и попросил прочитать что-нибудь. Я и прочитал «Черную чайку», где были и такие слова: «Черные чайки, как черные птицы, мчатся по улицам нашей столицы. Свист милицейский, сирена ГАИ их провожают на дачи свои. В масле купаются слуги народа, там коммунизм, там проблем никаких. Лишь бы другие не сбросили их…». Конечно, на трезвую голову я много раз бы подумал, прежде чем озвучить эти строчки, а тут меня просто понесло. Когда закончил читать, повисла гнетущая пауза. Потом ко мне подошли люди в штатском и тихо предложили покинуть банкет. Посадили в черную «Волгу», отвезли домой и предупредили, что если я и дальше буду читать такие стихи, то меня ждут большие неприятности.   

- Если судить по вашим ролям, то получается, что вы актер все-таки комедийный. И глаза у вас такие с хитринкой, шутинкой. Наверное, вы и в жизни человек смешливый?

- Должен сказать, что у меня не только комедийные роли. Вот в спектакле «Как поссорились…» у меня роль драматическая. В «Норе» Ибсена у Хейфеца тоже сыграл далеко не комедийного персонажа. У Ланского в Новом театре сыграл героическую роль капитана Берсенева в «Разломе».

- Многие актеры ругают сериалы и осуждают коллег, которые снимаются в рекламе. Как вы относитесь к подобным замечаниям?

- Для меня это больная тема. Телевидение сейчас, я считаю, развращает зрителей, заставляет быть жесткими, агрессивными. Вы же сами видите, экран заполонили триллеры с морем крови, трупов. Несколько лет назад в Германии мальчик, насмотревшись кровавых сериалов, взял в оружие и расстрелял своих товарищей. Так вот там тут же всем каналам, даже частным, запретили показывать подобное…

Один фильм с моим участием так и не вышел на экраны только из-за того, что продюсеры назвали его вялым. А все из-за того, что там оказалось мало крови. Ну, подумаешь, моего героя, старика-антиквара, душат в постели, заворачивают в ковер и выносят из дома. Наверное, надо было ударить его ножом, чтобы на весь экран показать льющуюся кровь. Когда-то на нашем телевидении показывали телевизионные спектакли, в которых были задействованы лучшие актеры. Это был настоящий культурный пласт, который по-хорошему воздействовал на зрителей. Сейчас же у меня создается впечатление, что в театральных училищах и студиях готовят актеров только на две роли: киллеров и олигархов.

- Игорь Константинович, давайте вспомним что-нибудь веселое из вашей актерской жизни.

- Вот один случай. На киностудии «ДЕФА» снимался фильм «Господин Иван». У меня была главная роль, причем я впервые снимался в кино, да еще играть пришлось на немецком языке. Это был 1963 год. Мой герой такой мародер, воришка, ходит в телогрейке, небритый. В общем, русский солдат. В одной из сцен мне надо было доить козу. Неделю мне показывали, как это надо делать. Вроде все стало получаться, и коза ко мне привыкла. А как только начались съемки, я лег под козу, а животное под общий хохот тут же дало деру. И так несколько дублей подряд, пока кто-то не догадался, что коза боится автомата. Пришлось сделать так, чтобы она не видела оружия, и только тогда сцена получилась. И таких случаев было сколько угодно.   

- Такое впечатление, что вы были просто рождены, чтобы стать актером.

- Я родился в патриархальной семье. Мои родители, дальние предки были старообрядцами. Хотя у нас в семье любили театр, ходили на оперу, тем не менее, речи о том, чтобы я стал актером, не было. В 1943 году из эвакуации приехал МХАТ, и мама повела меня на спектакль «Вишневый сад». Он шел в не отапливаемом зале, зрители сидели в телогрейках и шубах, изо рта шел пар. А на сцене цвел вишневый сад, герои были одеты в красивые, нарядные одежды. Мне показалось это настолько прекрасным, что я решил для себя: стану актером. После этого увлекся Чеховым, который стал моим любимым писателем на всю жизнь. Поступил в Школу-студию МХАТ. Почетным председателем приемной комиссии была Ольга Книппер-Чехова. Когда я стал студентом, она как-то пригласила меня к себе и подарила томик Чехова, предложив читать его рассказы. Что я и стал делать, правда, к сожалению, уже после ее смерти.

- Сегодня вас уже можно назвать классиком театра и кино. Столько лет в профессии. Вы удовлетворены своей творческой судьбой?

- Ни один актер не может сказать, что он удовлетворен своей творческой судьбой. Он всегда делает меньше, чем мог бы. К сожалению, это такой закон. Я всю жизнь любил Чехова, но на сцене его так и не сыграл, и уже не сыграю.

- Вы считаете свою жизнь счастливой?

- При всех трудностях я могу назвать свою жизнь счастливой. На втором курсе стал получать чеховскую стипендию, меня считали талантливым студентом. Правда, один преподаватель как-то сказал: «Игорь, тебе мешают две проблемы – дикция и легковесное отношение к жизни. Надо стать более волевым, мужественным и стойким». С дикцией я справился достаточно быстро, даже стал мастером художественного слова. Кстати, этим званием горжусь даже больше, чем званием народного артиста России.   

Что касается мужества… Оно нужно, когда теряешь друзей, близких людей. Я потерял жену… С Инессой, которая работала врачом, мы прожили почти пятьдесят лет. Умирая, она мне сказала: «Гоша, будь, будь мужественным…». А что еще мне остается? У меня, правда, замечательная дочь. Елена специалист в области туризма. Внук Константин закончил МИФИ, зять Олег – инженер-программист. Все они, конечно же, поддерживают меня. Но от одиночества уйти очень трудно. И, может, поэтому сейчас больше хочется играть уже не комедийные, а серьезные, драматические роли, с истинными переживаниями.

- У вас было какое-то необычное знакомство с будущей женой.

- Я тогда только что стал служить в Театре Российской армии. По молодости мне нравились разные компании, вечеринки, гулянки, на которых я был главной заводилой, любил пошутить. Однажды меня пригласил поехать в одну компанию знакомый, с которым мы познакомились в Доме отдыха. Он сказал, что в этой компании будут три сестры. На вечеринке я обратил внимание на старшую сестру. Она была с кавалером, за которого, как мне сказали, даже собиралась замуж. Я пригласил ее на танец и… увел с вечеринки. Вскоре стали вместе жить, вступили в брак.

- И она не испугалась связать свою жизнь с актером?

- Да… Это было трудно, сохранить брак, оставаясь при этом влюбчивым и увлекающимся. Мне всегда были интересны женщины. И даже сейчас, в моем возрасте, они меня интересуют и волнуют.

- На сцене или на съемках влюблялись в своих партнерш?

- Любой актер вам скажет, что если не влюбляешься в свою партнершу, ничего не получится. Когда я играл в одном спектакле любовные сцены с Евгенией Симоновой, например, ловил моменты, когда ощущал к ней настоящее чувство. Но это не значит, что у нас и вне работы были какие-то близкие отношения. Все ограничивалось только совместной работой.

- Вы в своей жизни много ошибок совершили, которых сейчас бы уже не повторили?

- Термин «на ошибках учатся» неверный. Нельзя на них учиться. Если в судьбе человека заложены какие-то ошибки, он их непременно совершит. Это так же, как нельзя заново прожить свою жизнь.  

- У вас сохранились какие-то недостатки?

- Я нетерпелив, и с этим своим недостатком борюсь всю жизнь. Всегда спешу, хотя спешить уже, в общем-то, и некуда. И в результате совершаю ошибки, бывают неприятности. Но я рад, что никогда не был завистливым человеком. Мне всегда ставили в укор то, что выгляжу благополучным. А благополучие обычно вызывает неприязнь, ревность, зависть. А я считаю, что человек не должен ныть, показывать, что он страдает, мучается, демонстрировать свое несчастье. Не с каждым можно поделиться своей бедой.

- Ощущаете ли вы себя умудренным человеком, который знает если не все, то очень много?

- Могу перефразировать слова известного философа: я знаю то, что ничего не знаю.   

- У вас есть мечта?

- Я отвечу на этот вопрос своим стихотворением: «Мы едем на дачу, мы едем на дачу!». Я с детства свой помню восторженный крик. Какая удача, какая удача, внизу, под окном, уже ждет грузовик. «Мы едем на дачу, мы едем на дачу!» - у дочери слышу восторженный крик. А как же иначе, а как же иначе, ген дачный в нее уже с детства проник. Так годы прошли. Мы построили дачу. У нас теперь домик, пусть скромный, но свой. Мой внук в нем хозяин, а наша задача – продлить на земле этот век золотой…». Так вот продлить на земле этот золотой век – это даже не мечта, а желание оставаться полезным, работоспособным, избавиться от какого-то внутреннего одиночества…

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.