Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Ненавижу пошлятину: актер Алексей Колган — об интересных ролях, идеологии и западной пропаганде

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Развлечения
Ненавижу пошлятину: актер Алексей Колган — об интересных ролях, идеологии и западной пропаганде
Актер Алексей Колган / Фото: Personastars

Алексей Колган снялся почти в 50 фильмах и сериалах, но далеко не все зрители знают, что его голосом говорят многие звезды Голливуда, а также персонажи популярных мультфильмов.

С разговора о таком важном в кинематографе жанре, как озвучание, мы с актером театра и кино Алексеем Колганом и начали нашу беседу.

— Алексей, я был удивлен, услышав недавно, что вам стало неинтересно озвучивать западные киноновинки, потому что упал уровень голливудского кино. Это ваше личное впечатление?

— На вкус и цвет товарищей нет, как известно, но лично мне стало неинтересно этим заниматься. Возможно, вместе с большими мастерами ушли хорошие картины. Последний фильм, от озвучания которого я получил колоссальное наслаждение, это «Темные времена» (биографическая драма 2017 года британского режиссера Джо Райта об Уинстоне Черчилле. — «ВМ»). Да и от самого фильма, и от работы Гари Олдмана тоже. Но уже до «Темных времен» была череда картин, которые я должен был озвучить, и я думал: «Господи, зачем же я подписал этот контракт? Просто пошлятина какая-то!»

Вы про сценарный аспект говорите?

— Я про вольности, которые сейчас допустимы в западном кинематографе. Я ничего не имею против меньшинств, нет, но это стало, на мой взгляд, так пошло муссироваться и насаждаться, что перестало мне быть интересным.

— При этом ведь и операторское мастерство, и качество картинки хуже не стало.

— Я всегда говорил и говорю — они сильны в монтаже. У них очень хорошие режиссеры монтажа. Но я боюсь, что и эта школа скоро у них сойдет на нет.

— Почему?

— Такое впечатление, что у них все это мельчает, что они не самообразовываются: просто человек знает, как нажать на синюю кнопку, и он сидит и нажимает на эту кнопку. А мыслительный процесс теряется. Может быть, я ошибаюсь, но у меня складывается именно такое ощущение.

— А про наших кинематографистов молодых что вы можете сказать?

— Я вижу попытки многих молодых людей, которые сейчас выходят из театральных вузов, повышать свою квалификацию: они пытаются находить какие-то курсы, научиться чему-то новому... У меня сын окончил ВГИК, мастерскую Игоря Семеновича Клебанова (кинооператор и педагог, среди его работ — фильмы «Петровка, 38», «Огарева, 6», «ТАСС уполномочен заявить», «Водитель для Веры» и многие другие. — «ВМ»), становится, по-моему, очень неплохим оператором. Еще обучаясь в вузе, он пытался картинку видеть по-другому, небанально, понимаете? Но в целом приходится признать, что мы живем в эпоху дилетантов. Где кроется причина этого явления? Мне кажется, в 90-х годах. Тогда система образования перешла на другой уровень. Взять, например, ЕГЭ — я не понимаю, зачем это нужно. Люди перестают мыслить, они знают, где поставить галочку, не больше… Я не ратую за то, чтобы мы от компьютера возвращались к счетам. Нет, конечно, но нужна вариативность. Слава богу, что в нашей профессии еще остались старые мастера.

Ненавижу пошлятину: актер Алексей Колган — об интересных ролях, идеологии и западной пропаганде В фильме «Первый Оскар» в роли Иосифа Сталина / Кадр из фильма ««Первый Оскар»»

— Зрители знают вас как поющего актера. А петь вы еще в детстве начали?

— Да. Вы знаете, поскольку у меня жена — кроме того, что она артистка, она еще и педагог Щукинского училища и института, она мне объяснила, что в детстве я, сам того не осознавая, делал специальные упражнения, у них в программе это называется — наблюдения. У меня была пластинка Виктора Чистякова, и я пел под нее. Кроме того, я воспроизводил и музыку, которую слышал, и голоса — Николая Литвинова, Ростислава Плятта... В общем, все, что слушал и видел, все ложилось в мою копилку. Ну, плюс слух, который мне откуда-то был дан...

— А как вы попали на телевидение?

— Если вы имеете в виду «Тушите свет», то совершенно случайно. Саша Яцко (Александр Яцко — актер, из последних работ — роли в проектах «Желтый глаз тигра», «Чикатило», «Эпидемия», «Шаляпин». — «ВМ»), спасибо ему большое, сказал, что студия «Пилот» ищет актера для озвучки мультипликационных персонажей. Оказалось, эта программа — такое «Спокойной ночи, малыши!» для взрослых.

— Вот, стало быть, как Хрюн Моржов и другие герои «Тушите свет» заговорили вашим голосом...

— Да. Сначала мне предложили попробовать говорить голосом зайчика. Потом спросили: «А свинью можешь?» В результате зайцем стал Саша Линьков, а я — свиньей. И надолго…

Это был такой популярный проект!

— Очень. Сегодня я молодым людям говорю: «Следите за своей головой, когда попадаете в популярный проект!» Потому что я, когда на меня свалилась популярность, определенное количество глупостей наделал: у меня «корона» на голове засверкала… Вот останавливает тебя гаишник, ты ему из окна хрюкаешь, он расплывается в улыбке и говорит: «Да езжай, милый!..» А еще кто-то из старших товарищей мне однажды сказал: «Популярность тебя настигнет, когда ты увидишь себя в кроссворде». И вдруг в одном кроссворде читаю: «Артист, который озвучивает Хрюна». И тогда, конечно, что-то в голове у меня поехало…

Считается, что исполнитель роли всегда должен оправдывать поступки персонажа. Вот вы, работая над образом Сталина в военном фильме 2022 года «Первый Оскар»…

— Актер — адвокат своей роли, но это вовсе не оправдание поступков героя. Это неверная трактовка.

— Мне кажется, что за время, которое прошло с момента вашей работы над этим образом, произошла, да и до сих пор происходит ревизия исторической роли Иосифа Сталина в нашей истории. Вы же знаете, что он самый популярный исторический деятель, по современным опросам.

— Моя бабушка была репрессирована. Во время войны она заведовала складом военной одежды НКО — Народного комиссариата обороны, и чего-то в какой-то момент там недосчитались. И бабушку арестовали. Потом ситуация разъяснилась, и через месяц ее выпустили. Несмотря на это, она вспоминала то время словами: тогда порядок был...

Ненавижу пошлятину: актер Алексей Колган — об интересных ролях, идеологии и западной пропаганде кадр из фильма ««Первый Оскар»»

То есть работа над этим образом ваше отношение к историческому персонажу никак не изменила?

— Нет, не изменила. Когда мне предложили сыграть Сталина, конечно, я задавал себе вопрос: «Как же его сыграть, черт возьми?» И вспомнил великого артиста Геловани, который в свое время играл роль Сталина. Существовала байка, что однажды Иосиф Виссарионович спросил его: «А вам не с трашно играть товарища Сталина?» И Геловани, якобы будучи, может быть, в легком подпитии, осмелел и сказал: «Иосиф Виссарионыч, а я не вас играю. Я играю представление народа о вожде!» Понимаете, он играл такой плакат... Я пытался играть человека, которому, наверно, тоже было страшно в 1941 году, когда немцы подходили к Москве. Что он думал в этот момент? Я, как артист, могу только нафантазировать. Но я не пытался играть плакат. Насколько это удалось, я не знаю. Это судить зрителям.

— А не профессионалам, не кинокритикам?

— А они есть? Они написали что-нибудь по поводу этой работы? На мой взгляд, это вымершая профессия. Я в театре не работаю уже 12 лет… Я не прочитал ни одной толковой критической статьи о каком-то спектакле. Сравнить со статьями, которые мы изучали по истории театра, — Господи, да там разбиралась на нескольких страницах эпизодическая роль артиста в премьере у того же Товстоногова. Понимаете, да? Что я сейчас могу прочитать?

Вы когда-то сказали, что готовы были озвучивать Джека Николсона даже за минимальный гонорар. Чем же он, по-вашему, круче других голливудских артистов из того же поколения?

— Николсон, на мой взгляд, блестяще владеет профессией. Он у меня в разряде гениев, как, например, наши актеры Николай Олимпиевич Гриценко или Михаил Александрович Ульянов, Евгений Павлович Леонов, Олег Иванович Янковский… В тот момент, когда я смотрю ту или иную его работу, я вижу в нем не Джека Николсона, а совершенно другого человека — того, кого он играет в настоящий момент. Он не боялся и не боится быть смешным, уродливым, некрасивым...

— Но вот какая штука: Джека Николсона знает полмира, а Олега Янковского — только русскоязычная публика. При этом вы недавно сказали, что Россия должна отказываться от участия в международных фестивалях…

— Так мы же не отвечаем их новым требованиям, тому, что, на их взгляд, обязательно должно быть в фильмах!

Ну да, к примеру, одноногая лесбиянка, желательно чернокожая…

— Вот-вот. А мы где ее возьмем? А самое главное — зачем она нам нужна? Мы что, в угоду им будем нашего «Колобка» переиначивать? Ну, ребята, к чему мы тогда придем? Нет уж, нет уж! Знаете, есть такая старая байка. Когда-то министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева говорила на одном совещании: «Слушайте, нам надо как-то к истокам возвращаться. Слишком много после фестиваля молодежи и студентов стало западной музыки. Значит, надо, может быть, собрать всех казаков… там, кубанских, донских, ростовских — вот всех, которые у нас есть, и создать всесоюзный казачий хор». И, по-моему, Смирнов-Сокольский — великий конферансье, на этом совещании сказал: «Екатерина Алексеевна, уже пробовали, не получилось». Она спросила: «Кто пробовал?» Тот ответил: «Деникин!» Но, если говорить серьезно, к истокам возвращаться надо. Вот есть такая сказка — про Золушку. Нас еще наши мастера учили: «Ребята, — говорили они, — уважайте автора! Автор, когда это сочинял, он же о чем-то думал». Все верно. Если бы автор захотел, он бы сочинил, что Золушка — это чернокожий бородатый мужчина. То есть то, что в западной культуре происходит сегодня, это не видение, это переворачивание всего с ног на голову. И я здесь вовсе не выступаю Крутицким из пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты», хотя автор очень здорово вложил в уста героя следующую фразу: «Вот возьму всю мебель и поставлю вверх ногами, вот тебе и перемена!» Так вот, когда нам постоянно говорят: «Вы должны… вы должны…», я смотрю на все это и думаю: «Слушайте, ребята, а не много ли мы вам должны?! И с чего вы вообще взяли, что мы что-то вам должны?» И раз так происходит, тогда, на мой взгляд, вообще не надо к ним ездить с нашим кинематографом. А он у нас, к счастью, есть. Да, был период 90-х годов, когда его почти не стало. Но сейчас, благодаря очень многим хорошим и талантливым людям, этот кинематограф возрождается.

— Вы сами открыли эту дверь — упомянули свою жену, но не произнесли ее фамилию, достаточно известную…

— Актриса Нина Дворжецкая — моя жена.

— Очень редкий случай, мне кажется, в актерской среде, когда жена старше мужа. 10 лет — это же практически другое поколение. Вы об этом задумывались когда-нибудь?

— Нет, вообще не держал в голове. У нас обоих, по-моему, комплексов по этому поводу никаких не возникало. Мы как-то сразу задышали одним воздухом. У нас с Ниной — один любимый кинематограф, любимые книги, пристрастия, реакция на шутки... Годы не играют в этом никакой роли, это знаете что? Общность взглядов.

— А идеологически вы совпадаете или стараетесь не вести разговоров на политические темы?

— Мы и идеологически совпадаем. И это тоже большое счастье.

ДОСЬЕ

Алексей Анатольевич Колган родился 21 ноября 1971 года. Актер театра и кино, мастер дубляжа, певец. Работал в Театре им. Моссовета, Театре сатиры. В фильмографии актера около 60 ролей, в том числе в таких проектах как «Звезда эпохи», «Глянец», «Кухня», «Выстрел», «Таинственная страсть», «Дама пик», «Хождение по мукам», «Демон революции», «Шифр», «Стрельцов», «Первый Оскар» и других.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.