Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Венедикт, сын Венички Ерофеева

Сюжет: 

Наследники
Развлечения
 Сын писателя Венедикт Ерофеев
Сын писателя Венедикт Ерофеев / Фото: «Вечерняя Москва», Ирина Сапрыкина

На днях автор знаменитой поэмы "Москва - Петушки" отметил бы 74-ю годовщину со дня рождения. Как сложилась судьба его сына, Венедикта Ерофеева-младшего?

Позади шумел и суетился Курский вокзал, а электричка «Москва – Петушки» умчала нас туда, где круглый год поют птицы и цветет жасмин. На станции Орехово-Зуево зазвонил телефон: «В электричке едете? Почему не слышу стук колес?» – «Это остановка, Венедикт Венедиктович».

В не самый ясный октябрьский день корреспонденты «ВМ» прибыли в город, воспетый Веничкой Ерофеевым. Петлей обогнули квартал от станции до художественной галереи, на ходу выясняя, куда идти. Первым встречным оказался бывший мэр, который возглавлял администрацию аккурат 20 лет тому назад.

– Веничку помните?

– А как же! Только зачем он эту книгу написал? Все и без него знали про пьянство…

С младшим Венедиктом мы встретились в музее автора поэмы «Москва – Петушки». Сын писателя – богатырь былинный 46 лет: высокий, стройный, голубоглазый, обаятельный – похож на отца и на словцо остер.

– Решили обосноваться в Петушках?

– Хороший город. Живем в прекрасной маленькой, но трехкомнатной квартире, летом – в деревне. Детишки там на каникулах, на выходных. Я женился на доме в деревне и на московской прописке. То есть немножко Венедикт Васильевич. 

– Неужели без романтики?

– Да никакой. Это 1997 год: совхозы рушатся, работать негде, из Москвы мне прекратили поступать всяческие доллары и запрет был полный на въезд в столицу – даже со стороны друзей ерофеевских, живших еще тогда. На меня все обиделись, потому что вел я себя крайне безобразно. Стыдно, конечно. И что было делать? Моя будущая супруга открыла фермерское хозяйство. Помните, были такие, модные в тот период. У нее не было работника. И я пошел туда работать: кормить свиней, косить траву. Так все началось. Причем она была замужем. Муж, слава богу, попался не дурак: заподозрив о наших отношениях, тихонечко собрался и в половине пятого утра ушел. С тех пор мы вместе. Родили прекрасную двойню.

Потом жили в Москве 12 лет, но переехали сюда. Много не хочется об этом говорить: у моей супруги старшие дети и с ними конфликт из-за этих квадратных метров – будь они неладны. Нам здесь нравится. Дети учатся в той самой 17-й школе, где я 9–10 классы заканчивал, учителя все добротные - еще с советского периода многие остались. Спрос хороший, жесткий, никаких поблажек. Только что пришел сын и говорит: «Папа, вы знаете… (они родителей зовут на «вы» почему-то: никто не учил, не заставлял – как, кстати, и Венедикт Васильевич)… вы знаете, учительница сказала: «Ты не должен опозорить имя деда» и мне одному из класса задала большущий отрывок про степь из гоголевского «Тараса Бульбы». Одному! Ему обидно и он уже согласен стать Ивановым, Петровым, Сидоровым… Я ему: «Ничего, сынок, терпи и учись. До пятницы много времени».

– У вас еще двое приемных детей…

– Да, но они уже перешагнули 18-летний возраст. Младший с тяжелым заболеванием сердца – инвалид детства. Он еще пока у нас под крылышком, а старшему его брату мы выхлопотали здесь комнату в общежитии, становится самостоятельным, работает. Мы с женой взяли такую ношу на себя. Потому что их родители забулдыги, умерли оба от цирроза печени. Посовещались и приняли решение. Венедикт Васильевич измерял людей по способности к самоотречению.

– Где работает Галина?

– Она бухгалтер, но сейчас занимается только Ерофеевым: все авторские права у нее, естественно, я в этом ни хрена не понимаю и не лезу туда. Из-за границы, со всей России ей пишут, советуются, просят. Потому что постановок много по стране. Потом Прибалтика, Польша, Германия, Голландия и т.д. Надо было приводить в порядок дела, когда она стала наследницей после смерти тещи Венедикта Васильевича. Уже немножко разгребла. Было что-то жуткое после смерти вдовы Ерофеева, которая, как известно, шагнула с балкона в августе 1993-го. Все заполучила ее матушка, подписывались договоры бездумно, лишь бы только взять эти пять тысяч долларов, а там хоть трава не расти. Она раздала права по всей Европе, и никакого порядка не было. Заслуга моей супруги в том, что она это все легализовала.

– Была темная история с французским издательством…

– С французами мы судились до 2006 года, но так ничего и не выиграли: права на издания Ерофеева за границей принадлежат им. Они шлют нам отчеты. Правда, денег давненько не было. Вот продали туда-то, за столько-то. «Вот ваш процент». А процента нет.

Это запутаннейшая история. Еще в 70-е годы Венедикт Васильевич подписал документы, их переправили с эмигранткой. Дай бог ей здоровья. Вспомните то время, 1977-1978 годы, бардак, гонораров он оттуда не видел. Присылали ему какие-то джинсы, свитера, альбомы парижских музеев. Вот они захватили с тех пор права и упорно не отдают. И не отдадут.

– Венедикт Венедиктович, как вы распорядились своей судьбой?

– Да бездарнейше прошла моя жизнь. Бездарнее и не может пройти. Никуда не поступил, учился средненько. Вот она, эта школа № 4. Четверочник я был, середнячок. Пошел в армию, отслужил, после остался в деревне. И с 86-го года начинается череда пьянства – губительного, безобразного, пошлого, какого угодно, но пьянства. Вплоть до рождения детей. Даже когда они родились, я еще не осознал и все это продолжалось. Но с 2003 года, могу похвастаться, это редкий случай, чтоб я чего-нибудь шлепнул.

Не работаю уже давно. Как-то обхожусь без этого, все-таки какие-то гонорары идут, особенно от театров, да и издают «Москву-Петушки» до сих пор! Штампуют. Вот последнее питерское издание. Еще три тысячи. Так что Венедикт Васильевич может похвастаться тиражами в наше время, когда 1000 экземпляров – шикарный тираж. Его книги переиздают. Батюшка мне оставил наследство.

– У вас хороший слог, не хотели откликнуться прозой на сегодняшний день?

– О чем вы!? Такой вопрос мне задают 22 года. Это имя довлеет надо мной уже столько лет. Тут я читал интервью Виктора Ерофеева, он жалуется: Венедикт Васильевич как коршун сидит у него на плече и куда-то там клюет, в печень или в темечко. И постоянно тень Венедикта Ерофеева над ним. Мой батюшка совершенно серьезно советовал ему сменить фамилию, «потому что нам, дурачок ты, не ужиться вдвоем». Это несмотря на то, что он отчетливо знал – ему осталось совсем немножко. А уж надо мной такая тень, чтобы что-то напечатать. Были в 1990-е годы ушлые ребята, которые приходили ко мне с какими-то листами машинописными: «Венька, давай «Петушки – Москва. Обратный маршрут», вот я уже чего-то тут начал. Гонорар получим». Как у меня хватило совести и последних остатков стыда на все это не поддаться, – не знаю. 

– Что изменилось в Петушках с тех пор?

– Построили новые торговые центры. Дело-то не в этом. Люди все те же. У петушинцев настороженное отношение к «Москве - Петушкам». Они могут в глаза что-нибудь хвалебное сказать, а за глаза, я отлично знаю, у них отношение немножко ревностное, провинциальное: «Опорочил наш город, зачем это было нужно, лучше бы он в Коломну ездил или в Лобню! Давай остановим эту петушинскую машину и спросим: «Читали вы «Москва – Петушки»? 99 из 100 скажут: «А, это тот алкаш, который ехал в электричке, нажрался и не доехал». Но я и не хочу, чтобы они углублялись. И сам Венедикт Васильевич так определял свою поэму. Когда его спрашивали: «О чем поэма?» и надоедали: «Это книга о русской мятущейся душе, которая застряла между Москвой и Петушками и не может никуда вырваться», он говорил: «Просто едет пьяница в электричке». Так уж сложилось: город прославлен батюшкой.

– Вас на улице узнают?

– По-разному. Некоторые просят книжку, другие на бутылку, третьи сами достают бутылку и требуют выпить. Больше предлагают выпить.

– А вы?

– Говорю: «Не пью ни грамма, как Гете».

– На самом деле?

– Бывает, срываюсь редко - раз в год, в полтора. Еще все-таки этот дьяволенок сидит. Но сейчас это кончается беззапойно. Сутки-двое.

Я в середине 1990-х был готов распрощаться с жизнью. Был один глубочайший и безвозвратный запой. Совершенно не боялся смерти, каковой бы она ни была: от повешения или если бы меня трактором задавило. Какая разница? Было на все наплевать. И вдруг все переменилось: у меня появилась семья, дети, хотя уже никакой надежды не было вырваться из этого. Я вырвался, поэтому мне теперь в России нравится все.

– Галина сумела найти подход?

– Конечно! Большего подкаблучника, чем я, сыскать трудно. Во-первых, родила мне детей. Это самое главное. Во-вторых, разобралась со всеми ерофеевскими делами. Если бы не она, черт знает, что случилось бы с наследием. Все бы полетело в тартарары и в букинистические лавки за бесценок. Сейчас Галина отдыхает в Анапе.

– Как двойня себя ведет?

– Дети, они в 7 классе, меня расстраивают еще больше, чем я в свое время Венедикта Васильевича. Я рассчитывал: что-то в них проявится. Видимо, придется ждать долго какое-то там поколение. Потому что лентяи, но не глупые - и мальчишка, и девчонка, а это главное. Но лень-матушка выше всего, к сожалению. Середнячки: где надо хорошенько подучить, они берут с листа, а потом улетает. Бывают и троечки. На день рождения им куплены планшеты… уже хочу прятать.

– Вы строгие родители?

– Галина строга, а я очень добрый. Они у меня хорошие. Не надо особых усилий, чтоб их одергивать.

– В какие кружки ходят?

– Здесь ничего нет. Москва чем и хороша, что там досуг занят у детей. Они там ходили, когда с 1-го по 4-й класс учились.

– Вы бывали на родине отца?

– На Север ездим регулярно. Там еще жива старшая сестра батюшки - Тамара.

– Что вы храните из вещей Венедикта Васильевича?

– Во-первых, блокноты, уцелевшие, кстати, чудом. Здесь только эти два, остальные в сейфах московских. Какие-то утеряны, потому что он несколько раз переезжал. Менял работу, но все хранил. Вот 1977 год. А это один из последних: с 1988 до марта 1989-го – тяжелый период, операция за операцией.

Он считал главным трудом жизни эти записные книжки. Они опубликованы до 1975 года. Недавно один директор букинистического магазина, который охотится за неопубликованными книжками, спросил: «Вы не пьете?» – «Не пью». Ему какой-то гад продал отцову книжку: спер ее, когда Венедикт Васильевич лежал в больнице в марте 1990 года. И с 1997 года тянется: «Вы не передумали?» Отвечаю: «Ничего не продаю».

Кстати, Венедикт Васильевич любил, когда ему дарили дневник наблюдений. Он все туда записывал.

Фонотека Венедикта Васильевича у меня хранится полностью, все его любимые композиторы, проигрыватели. Я увозил их лично, они жутко тяжелые. Выбрал момент, пока мне давали, и увез. Он любил музыку классическую, особенно Сибелиуса, считал его своим земляком: Финляндия и Кольский полуостров совсем рядышком.

Любил русские народные песни. Любчикова – подруга его по жизни, играла и русские романсы пела. Причем у него стояло расстроенное фортепиано: он запрещал настраивать. В этом весь Венедикт Васильевич. Ему расстроенные пианино или рояль больше нравились, чем настроенные. Помните: «Все должно на свете происходить медленно и неправильно, чтобы не успел загордиться человек, чтобы был расщеплен и зыбок». Почему? Загадка.

– Ерофеев увлекался собиранием книг…

– Да и приворовывал, но этого не стыдился. Будучи в каком-нибудь Ивано-Франковске, заходил в библиотеку и видел поэзию 1860-х годов. Никто ее там не читал и он тихонечко клал за пояс и выносил. Был горд тем, что, к примеру, из Рязани привез томик, который там никому на фиг не нужен. А у него будет в коллекции.

Библиотека у меня. С ней меня мурыжили. Сейчас в той квартире живет родственница тещи Ерофеева. Мне разрешили доступ к библиотеке только в 2006-2007 годах. Я все напрашивался, пока не убедил в полной своей трезвости и что мне больше ничего не надо. Они подозревали, что я и квартиру хочу отобрать или что-то еще. Просил: «Только библиотеку». Отдали сначала фонотеку, потом библиотеку. Подозреваю, она неполная, я много чего не увидел.

– Какие слова отца считаете наставлением?

– Он всегда говорил: «Не пей, дурачок». Какие могут быть наставления? У него спрашивали: «Как вы относитесь к женщинам?» Он полторы-две секунды задумывался, потом говорил: «Противоречиво».

– А вы как?

– Почти так же.

– Самое страшное ругательство, которое вам досталось?

– Разъ…й! Последние годы я у него частенько был, но вел себя безобразно. Да и не я один этим грешил. Мне казалось, что с Венедиктом Васильевичем надо пить и начинать говорить про умное, а он это терпеть не мог: «Не говори про умное». Даже когда к нему шли поэты, писатели, чтобы он дал оценку, был настолько категоричен, никому не делал поблажек: «Можешь не писать – не пиши». Это было его наставление. А я напивался, начинал с кем-то спорить. Что можно было в 20 лет понять? Сейчас бы, конечно...

Когда я был на спектаклях по поэме, Венедикт Васильевич меня сажал в сторонку. Мы были на Малой Бронной, он говорил: «Вот там сядь. И не возникай». А мне хотелось кричать, что это мой батюшка.

– Что вы любите в людях?

– Малодушие, наверное. Отцу нравилась моя деревенская провинциальная неуверенность, застенчивость. К этим качествам человека он благоволил. Никаких подвигов. Почему Венедикт Васильевич не любил подвиги? Помните: «Я бы согласился жить на Земле целую вечность, если бы прежде мне показали место, где не всегда есть место подвигу».

– Феноменальная память Ерофеева вам не передалась?

– Нет. И дети отдыхают. Мы спим на природе. Сначала я выспался, а теперь и ребятишки мои. Подождем. Он закончил курсы немецкого языка уже будучи тяжело больным и всегда этим гордился. И говорил: «Еб… мать, ты там у себя в деревне все водку пьешь, а я закончил курсы, и у меня одни пятерки». Ездил на занятия, ему давали задания, силы покидали его, но он выполнял их, как прилежный первоклассник. Сдавал зачет и всем показывал пятерку. Просил у Муравьева – ближайшего друга, подсказать, кто из немцев достоин, чтобы его переводить. Но это опять же мифы. Он любил натуманить, может, и не собирался никого переводить. Он уже был слаб. Это 1989 год, ближе к концу.

– Ситуация с фильмом не продвинулась?

– Это отдельная история! Загадка сплошнейшая. Уже кого только не экранизировали! Так нелюбимую Ерофеевым «Мастера и Маргариту»…

– За что он ее?

– Ему было скучно читать. А может, это позерство. Не объяснял: догадывайся сам. И «Москва – Петушки» построена так: вообще, было ли это путешествие? Может, оно все прошло там, на 40-й ступеньке? И кто убил его?

– Хочется думать, что это белая горячка и он останется жив.

– Да, сначала до конца при чем. От того места, где просыпается, до того момента, когда его закалывают шилом. Кстати, появилась новая постановка в СТИ, ваша газета писала об этом. Я не езжу в театр последнее время, потому что режиссеры не могут найти баланс. Некоторые уходят в алкогольную тему – я не принимаю, если все построено на создании коктейля. Это в «Петушках» можно и не читать. Хотя некоторые всегда кидаются на эти главы и рецепты коктейлей. Режиссеры делают ошибку. Жолдак в прошлом году в Балтийском доме поставил спектакль. Он длится около 5 часов, это перебор. Многие уходят после второго отделения. Другие берут только алкогольную тему и хохмы. На этом можно выехать, но это не полный Ерофеев. Я все жду, когда и кто этот баланс наконец соблюдет и сможет все совместить. И чтобы не так длинно. Не три часа, не три двадцать, ребята! Едет электричка два часа, вы убедились, двадцать минут с копейками. Вам Венедикт Васильевич все подсказал. Не надо больше ничего.

Так мы про кино. «Нас унесло норд-вестом». Помните, в «Вальпургиевой ночи?» Почему? Думаю, боятся. Были предложения, ненастойчивые. Брат Лунгина – Евгений принес сценарий, мы отмели его сразу. Потом Баширов намеревался. Сложно охватить все целиком, не знаю, кому под силу. Я читал чьи-то воспоминания, что Андрей Тарковский хотел снимать Петушки. Он был поражен книгой и есть записи, что собирался ее экранизировать. Вот это было бы что-то. Он углубился бы и от Ерофеева бы остались рожки да ножки. Но как бы то ни было, было бы шикарно. Хотя я не считаю кино важнейшим из искусств.

Смехов записывает сейчас «Москва – Петушки». У него получится. Он влюблен в Венедикта Васильевича и не менжуется, что там ненормативная лексика. Мат – это отдельный разговор. Меня многие спрашивают об этом, я говорю: «Сравните ненормативную лексику у однофамильца Ерофеева и у Венедикта Васильевича. Поймете, что здесь настолько мат органичен и по делу, что не пахнет ни пошлостью, ни хамством. Мы и на улице это слышим. А у Ерофеева нисколько не коробит мат. У меня интересуются: «Вы же знаете, где глава «Серп и Молот – Карачарово». Почему вы ее не достанете? Сейчас же другие времена! Хотите, опубликуем?» А я их продолжаю держать в неведении: «Погодите. Время не пришло, там такой мат, что даже ваше издательство не потянет». Хоть самому придумывай.

Он любил создавать мифы вокруг себя. Мифы шли в народ. Меня до сих пор спрашивают: «Не нашелся «Шостакович»? Это миф чистой воды. Не было никакого «Шостаковича» и авосек с бормотухой, которые спи..ли в тамбуре. Но он пустил миф. И про главу со стертым матом - миф.

– Как на вас влиял отец?

– Он на меня мало обращал внимания.

– В последние годы его жизни вы много общались…

– Относительно. Ближе мы не стали. Начнем с того, что с ним было тяжело, как с любым гением. Это особенные люди. Он понял, чего я стою. Его единственным желанием было: «Не лезь, постой в сторонке». Я слушался, насколько мог. Но все равно моя дурь, бывало, вылезала наружу, за что мне стыдно и по прошествии 25 лет.

– Отец хотел вас крестить, но вы убежали, а сами детей крестили?

– Детей крестил в раннем младенчестве в Кавараеве. А сам окрестился полтора года назад. Мой одноклассник из той же самой школы, напротив которой мы сидим, он в черном монашестве – служит в Юрьеве-Польском, меня одолел: «Ерофеев, давай, сколько можно грешить?» Отец с друзьями хотел меня крестить, когда мне было девять лет, но я от них убежал.

Кстати, отца больше всего беспокоило отношение друзей, потому что, когда ему сказали, что «Москва – Петушки» – вещь глубоко антирелигиозная, я по воспоминаниям некоторых его близких знаю, он замкнулся, настолько был ошеломлен. Почему, казалось бы, поэма – антихристианская? Для него это было, как оплеуха. Потому что бог-то там кругом – с первой строки и до последней.

Я задумался, как бы Венедикт Васильевич отнесся к девчонкам из группы Pussy Riot? Ерофеев терпеть не мог кощунства и пошлости. А это, как ни крути, кощунство. Был бы рассержен, но, с другой стороны, и приговор бы его оскорбил, потому что очень сурово.

– Какие воспоминания у вас о матери?

– Меня воспитывала бабушка. Не хочу говорить о матери. Ни одного там светлого луча. Она взяла у Ерофеева только пьянство. И то, что он ей когда-то насадил – любовь к литературе, поэзии, серебряному веку. Хоть она и проработала почти 20 лет учителем русского и литературы. Он ее вместе с литературой подсадил вот на эту заразу. Все, что в ней было тогда, покрылось этой гадостью и не осталось ничего. Когда я начал пить, придя из армии, с ее стороны и возражений никаких: так положено: «Ну Ерофеев…» Я этим прикрывался, напиваясь до безобразия и неся ахинею, позоря отца и мать.

– С другой бабушкой Анной вы встречались?

– Она приезжала ко мне с Кольского полуострова, когда я еще ползал по траве в деревне Мышлино. Тут она меня немножко понянчила. Об отношении Ерофеева к своей матери, к Аннушке почитайте в его интервью: только задают вопросы, он сразу старается свести на что-то другое и не углубляться. Потому что она отдала их с младшим братом Боренькой в детский дом, это на всю жизнь у него засело… достаточно он там пробыл… Она умерла в 72 году.

– Вы не скучаете по столице?

– Я 12 лет ходил по Москве и не привык к ее грохоту, рычанию, суете, толчее. А для Венедикта Васильевича Москва была всем! Это и общение, и круг знакомых. Он приезжал в Мышлино, но больше недели там не мог. Помните: «Мне с тобой не о чем пить». Ему нужна была столица. Знакомство с людьми, не в смысле блата. А с умными, с кем можно поспорить о религии, о литературе.

– Например, с Беллой Ахмадулиной…

– Отец был в нее влюблен. Это есть в записных книжках. Они познакомились в 1986 году. Ахмадулина с Борисом Мессерером сыграли значительную роль в его жизни. Как сейчас говорят, спонсировали, помогали деньгами, а потом он нашел приют у них в мастерской на Поварской. И они хлопотали о его лечении. В 1986 году его не отпустили на лечение во Францию. Дичайший случай! Найдя какой-то трехмесячный перерыв в работе. По этой причине не отпустили, хотя все было оплачено приглашающей стороной. Той же Сорбонной. Но не случилось. Тогда он дал жесткое интервью: «Умру, а никогда не пойму этих скотов». Если бы речь шла о туристической поездке…

Он слег с ангиной, с жуткой температурой – под 40. Когда взяли анализы, обнаружилось, что это онкология. Я был в армии в это время. Поэтому по возвращении поехал осторожно, зная, что он уже прооперирован.

Борис Мессерер и поэт Слава Лён хотят поставить на Кунцевском кладбище памятник. Хочу в 20-х числах съездить на кладбище и привести могилу в порядок. Знаешь, могила на ком? На родной сестре Венедикта Васильевича Нине Васильевне Фроловой.

– Кто из литераторов произвел в юности впечатление на вас, сына писателя?

– Ранний Достоевский, поэты серебряного века, обэриуты. Какие вопросы! Все интересуются, сколько баб было у Ерофеева и почему именно та, а не другая. Моим отношениям с журналистами уже третий десяток лет, прямо со смерти Венедикта Васильевича. В 1990-х мне нравилось, когда они приезжали, потому что ехали всегда с пятью литрами водки. Тщеславие, конечно, из меня так и перло. И я говорил такую ерунду: как мне стыдно! Особенно за 1995-й год. Я только вернулся из Москвы, где мне дали 2000 долларов за книги отца. Ездил и терпел эти подачки: давали по 200 долларов, по 300. А тут две тысячи. Приехал в родную деревню, где долларов не видел никто. И споил всех буквально. Решил, это небольшая революция, как у Венедикта Васильевича в поэме. Ко мне даже приезжало местное начальство: «Венька, е…, когда у тебя кончатся доллары?» – «Никогда». У меня собирались и пили все: доярки, трактористы. Совхоз встал. Я горд этим. Водку приносили ящиками. Продавщица ночного магазина знала толк в долларах, давала мне водку и какую-то невзрачную закуску. Совхоз не работал две недели. Молоко не доилось, поля не пахались. В этом было что-то! Я восседал, как королевич на именинах. Все толпились вокруг меня. Я хотел походить немножко на Венедикта Васильевича. Насколько помню, все всегда толпились вокруг него. Будь ты семи пядей во лбу, для Венедикта Васильевича не существовали авторитеты, он сам был авторитетом. И почему-то все вставали перед ним на задние лапы. Я это наблюдал! И сделал сабантуйчик в феврале-марте 1995 года. Небольшой шабаш. А больше-то и гордиться нечем.

Если журналисты звонят и просят об интервью, начинаю хохмить в стиле Венедикта Васильевича: «Значит, октябрь наступил. Или по крайней мере май». Когда время проводил в запоях, иногда путал. Мне говорили: «Октябрь». – «Приезжайте. Возьмите побольше водки».

Берлин Валера из альманаха «Арктика» с Кольского полуострова был у меня в деревне и напаивал до безобразия. Я ему по пьянке наплел такого, и этот собака, представляете, все, что я наговаривал, записывал. Чтобы я не просыхал, он бегал сам за водкой до ближайшего магазина 4 км 200 м. Не спал, бедный, специально пил поменьше, чтобы выдержать путь туда и обратно. Приносил еще сумку водки (пускай почитает! Пускай ему будет немножечко стыдно). Так продолжалось трое суток. Я нес ахинею, ругался матом, что-то плохое говорил, дурак дураком. Он все опубликовал. С тех пор я с ним не здороваюсь. Хотя он приезжает, просит о встрече.

А потом прекратил пить, и журналистам стало скучно со мной. Я сейчас всех вожу в музей. 90% журналистов приезжали ко мне, не читая «Москва – Петушки»! Как мне трудно с ними было! Они задавали вопросы, а на третий я отвечал: «Я буду вопросы задавать, мать вашу». И видел, что они плывут. Просто редакционное задание: послали в Петушки, хорошо, что не искать жасмин.

…Венедикт Ерофеев-младший провожал нас на электричку. На лавочке сидел пьяный мужчина, сиреневый от водки, который изрек:

– Трудно понять человека, который живет в деревне.

– Каждый русский – философ…

– За эти годы что-то изменилось в восприятии поэмы?

– Конечно. Все время что-то новое в ней обнаруживаю. И заметил, читая молодежные блоги: ребята 19-20-летние, родившиеся при другом строе и не знающие о брежневских временах, что-то находят в поэме! Почему мальчишки, слушающие рэп, разбирают ее на цитаты? Хоть, быть может, не на 100% понимая их смысл. Кто так еще может иронизировать, посмеяться над собой в первую очередь? Только Венедикт Васильевич.

Люди говорят о «внутренней свободе Ерофеева». Какая свобода? В 1970-е годы вы смогли бы прожить без паспорта, без военного билета, без документов? А он смог. Носова, о которой мы вспоминали, была тоже своего рода спасительницей для Венедикта Васильевича в 1976 году. Оформила ему прописку, и паспорт ему выписали в отделении милиции.

Идем к станции:

– Вот она, знаменитая петушинская лужа. Я прочитал подборку «Владимирских новостей» за позапрошлый век: она в 1872 году была.

У вокзала упал пьяный мужик с палочкой, загремел бутылками. Поднимали вдвоем.

- Сволочи!

- Кто?

- Я!

- Водку не разбей.

- Тут вино и водка.

- Может, все-таки напишете книгу?

- Зачем, ведь каждый знает свое место. А совесть, стыд? Элементарные же вещи. Ну как бы я смог! Я бы это сделал еще в 1990-х и издал «Петушки - Москва». Я стараюсь острить, как могу. Хотя плохо могу. Венедикт Васильевич был эталоном остроумия. Я это застал, слава богу. Никогда мне не достичь этих вершин.

- А жена не говорит: «Пиши!»?

- Я ей изредка пишу стихи. Под кого-то: это не мой почерк. Под Николая Некрасова, Кольцова. Я люблю все их неоглядные русские поля, березки. Стихи рву потом. Потому что кто-нибудь возьмет да опубликует. И мне будет стыдно.

Ко мне приезжали многие писатели. Я говорю: «Все равно, ребята: всю нежность «Петушков» смогу понять только я. Они: «А может, ты и спектакль поставить сможешь?» Получится ли у меня передать это артистам? А опростоволосишься? Зачем?

Меня в школу зовут выступить: «Мы не можем понять - все говорят о глубине «Москвы - Петушков». Какая там глубина? Едет пьяница в электричке, все время похмеляется и блюет. И что?» В 11-м классе на поэму отводят три часа. На «Войну и мир» нашего дорогого Льва Николаевича – четыре. Я второй год собираюсь к ним прийти. Буду пробовать объяснять в апреле.

– Трудно быть Венедиктом Ерофеевым-младшим?

– Ужасно трудно. Давай присядем. Всю жизнь это довлеет надо мной. Поэтому понятно, что в 1990-е годы мне легче было быть пьяным, чтобы мозги себе не напрягать. Это худший вариант Венички Ерофеева…. И все были удовлетворены: поили меня, я говорил ахинею. Потом было стыдно. Это висит надо мной. Даже жена моя говорит: «Понимаю, почему ты пил. Как я горда за тебя, что ты смог это побороть». 

То, что я Венедикт Ерофеев-младший, определяет ход моих мыслей, мою философию, если хотите.

Прощаясь и придерживая вагонные двери, сын писателя сказал:

– Другого Венедикта Ерофеева вы не встретите в этой электричке. Он уехал в 70 году. Бог знает, в каком направлении. И где он потерялся, где блуждает до сих пор? А некоторые выходят на платформе и ищут эту «с косой от затылка до попы». Те, кто из-за границы едут, в середине ноября ищут жасмин. Многие ко мне приезжали в деревню: «В Петушках жасмина не нашли». - «Ну что ж вы так! Покупайте побольше водки!». А прежде всего мне хотелось поставить на уши местную администрацию. Я им любил подпихивать каких-нибудь иностранных корреспондентов. И это сыграло роль в создании музея, в котором мы сидели. А иначе бы мы их не раскачали. Все очень весело до сих пор в этих самых Петушках. 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.