Дневники Пришвина хранили в оцинкованных ящиках
«Нам почему-то кажется, если это птицы — то они много летают, если это лани или тигры, то непрерывно бегают, прыгают. На самом деле птицы больше сидят, чем летают, тигры очень ленивые, лани пасутся и только шевелят губами.
Так и люди тоже. Мы думаем, что жизнь людей наполняется любовью, а когда спросим себя и других — кто сколько любил, и оказывается — вот так мало! Вот как мы тоже ленивы!».
Так пронзительно и точно написал в своем дневнике удивительный русский писатель Михаил Пришвин. 4 февраля исполняется 140 лет со дня его рождения. В его доме-музее в подмосковном Дунине к юбилею открыта интересная выставка «Жизнь есть путешествие…», на которой можно увидеть работы талантливой художницы Ирины Затуловской, уникальные предметы быта из ее коллекции. Также всмотреться в мемориальные вещи самого писателя, фотографии, сделанные им во время путешествий. А это особенно интересно, ведь Пришвин всю жизнь был страстно увлечен фотографией, сохранился огромный фотоархив.
Вообще в этот музей, расположенный в 50 километрах от Москвы, стоит выбраться. Само место невероятно живописное – это конец Рублево-Успенского шоссе, берег Москвы-реки, вокруг сохранились курганы 10 века. Музей же – живой, интересный, странный. Его двери открыты круглый год, и здесь всегда есть посетители. Многие заходят посмотреть, как жил писатель, которого они читали в детстве. И узнают, что Пришвин вовсе не автор для «младшего школьного возраста», а крупная фигура в родной словесности. 50 лет он вел дневник. Ездил в 30-е годы на строительство Беломоро-Балтийского канала и написал после этой поездки огромный роман «Осударева дорога», который не был опубликован при его жизни, как и его «Повесть нашего времени» о Великой Отечественной войне.
А еще в музее можно узнать об удивительной истории любви писателя и его второй жены – Валерии Дмитриевны. Совершенно завораживающий сюжет, погрузившись в который, будьте уверены, вы заново откроете для себя Михаила Пришвина.
Они познакомились в 40-м. Ей было тогда сорок, ему — 67. Они прожили вместе 14 непростых, но удивительных лет. Об их любви ходят легенды. Считается, что писателям не слишком везет с женами. Этот союз был счастливым исключением. После смерти мужа Валерия Пришвина прожила 25 лет. Она и создала этот музей. Разбирала архив мужа, писала статьи, издавала книги Пришвина, сочинила автобиографию «Невидимый град». Благодаря ее усилиям дом в Дунине стал местом настоящего интеллектуального паломничества.
Сегодня главные хранительницы дома-музея Пришвина – Лилия Рязанова и Яна Гришина. Они дружили с Валерией Пришвиной. Когда ее не стало в 1979 году, продолжили ее дело. Помимо музейной работы, они возвращают читателю Пришвина. Прежде всего, готовят к печати и издают том за томом гигантский дневник писателя (а это 600 печатных листов). Издали совместный дневник Пришвина и его жены «Мы с тобой» — дневник любви (как значится в подзаголовке). Очень необычная книга.
- Пришвина я не читала ни в детстве, ни в школе, — рассказывает Лилия Рязанова. — Его книги мне подарили, когда я приехала учиться в Москву в Институт культуры. На втором курсе я получила в подарок его шеститомник и первое сильное впечатление — от дневников в шестом томе. Это дневники дунинского периода, последних лет его жизни. Тогда я, конечно, не знала, что это первая публикация пришвинского дневника с большими купюрами. Я тогда жила недалеко от Дунина и все мечтала туда попасть. Очень хорошо помню тот день, когда я появилась у Валерии Дмитриевны. Было 16 июня 69-го года. Почему я эту дату запомнила? Для Пришвиной число 16 было особым. Она впервые пришла к Михаилу Михайловичу 16 января, и 16 же января Пришвин скончался. Помню, она была в длинном платье. Очень красивая. Ощущение мгновенного порыва к человеку.
Завязались отношения. Я стала помогать ей работать с архивом. После смерти Пришвина она осталась единственным хранителем его архива. Она очень боялась за дневники. Даже были приготовлены высокие оцинкованные ящики и паяльник, чтобы на случай войны или угрозы обыска дневники можно было быстро запаять в них и зарыть в землю. Теперь мы в этих ящиках храним крупу.
- Ее страх был понятен. Она же была репрессирована.
- Да, и всегда вздрагивала от неожиданного стука в дверь. И потом уже был случай, когда выборки из дневника 37-года попали в КГБ. А там были очень страшные страницы. Ей как-то позвонили и сказали: «Я следователь такой-то, хочу с вами поговорить». Она назначила ему встречу в кабинете Пришвина. Напилась валерьянки и заснула. Он пришел и увидел мирно спящую женщину. Позже они все-таки поговорили, и следователь проникся таким доверием к Валерии Дмитриевне, что сказал ей: «Научите, что делать с этой папкой. Я не могу ее вам вернуть, потому что заведено дело». И она быстро сообразила, что эту часть дневника нужно передать в архив литературы и искусства — ЦГАЛИ. Папка оказалась в государственном хранилище, и дело было закрыто. Этот молодой человек потом привел познакомиться с Валерией Дмитриевной свою жену, и они подружились.
- А я познакомилась сначала с Лилей, — вспоминает Яна Гришина. — И она меня как-то попросила передать деньги Валерии Дмитриевне. Пошла к ней в Лаврушинский переулок. Думала, быстренько отдам и уйду. Мы прошли с ней в кабинет. Она мне говорит: «Садитесь. На этом диване мы объяснились с Михаилом Михайловичем». Я села, руки под коленки положила. Мы разговорились. Когда я стала уходить, она мне поправила шарф, заглянула в глаза: «Яна, вы к нам приходите».
Помню, я летела по Лаврушинскому, как будто у меня что-то важное произошло. Люди ведь очень часто говорят друг другу: «Звоните. Приходите». И это ничего не значит. А в ее словах была правда. То есть, это правда, что можно и нужно прийти. Она сказала мне как-то: «Мы с Михаилом Михайловичем жили в откровении помыслов». Она и с другими была такой же. Пришвин писал о ней: «Чайка воды коснется - будут круги. Ляля коснется - будет любовь». Чтоб ты ни делал в Дунине - полол цветы, мыл пол, водил экскурсии, помогал с архивом, все имело отношение к высокому. Очень живая жизнь была.
Лилия:
- Она безумно увлекалась работой. Как-то зашла к ней в комнату, а у нее лицо в красных пятнах. Оказалось, что перегорела лампочка, и она, не глядя, вкрутила какую-то очень яркую, которая не только светила, но и нагревала все вокруг. Стало даже страшно за нее, так ее захватило дело. Ее всегда как будто куда-то несло. Очень быстро ходила и часто падала, ломала руки. Тело не успевало за духом.
Яна:
- Вот она уже все — легла спать. Как вдруг что-то вспомнила. Бух одеяло ногами. Вскочила с кровати. Записала, чтобы не забыть завтра.
- Судя по ее автобиографии, она была городским человеком, а Пришвин любил жить на природе. Как она приняла эту новую жизнь?
Яна:
— Ну, когда любовь... Пришвин как-то записал: «Мне не надо в церковь ходить, мне все дано в нерукотворной природе». Для него природа была хранилищем Божественного смысла. А Валерия Дмитриевна была глубоко религиозным человеком. В начале их отношений Пришвин отмечает в своем дневнике: «Я должен с Лялей в церковь войти, а она со мной на охоту пойти».
- Еще в советском литературоведении Пришвину отвели место писателя для «среднего школьного возраста» - про цветочки, про зверушек. И сегодня его также воспринимают.
Лилия:
- Конечно, кто поумнее, тот понимает, кто такой Пришвин. Сегодня опять всех писателей по ранжиру расставляют. Пришвина определили в писатели второго ряда. Почему ему не находят места в первом ряду? По внешним признакам: у него нет ни классических жанровых вещей, ни запоминающихся героев. А у очень многих писателей 20 века нет героев. Какой герой, к примеру, у Павича? И вся современная литература построена на том, что распадается жанр. Помню как-то зашел к нам в музей пьяный дядька и все допытывался у нас: «Скажите, ну что Пришвин написал?» А я ему отвечаю: «Это писатель 21 века». А это так и есть. Вот ему исполняется 140 лет, но он не воспринимается еще как представитель истории литературы. Он до сих пор живой писатель, который участвует в нашем времени. В его дневниках, в его фотографиях есть современный заряд. Как каждый большой писатель своими мыслями он забежал вперед. Только сегодня становится актуально то, о чем он говорил. Да, плохо, что дневник его долго лежал и не печатался. Но, может быть, мы только сейчас и доживаем до смысла, о чем Пришвин говорил в дневнике.
Яна:
- Пришвин - вообще фигура еще культурно не освоенная. Когда к нам приходят в музей, то одни удивляются: да, он так дано умер?! А другие говорят: «Мы вообще думали, что он из 19 века». А как-то давно пришел к нам парень с философского факультета и сказал, что «Осударева дорога» - гениальный роман и что он «вынул» из петли его друга.
- Будучи крупным писателем, он наверняка что-то напророчил.
Лиля:
- Ну, например, он предсказал, что возникнет «вторая природа», которая будет создана руками человека. Об этом его поэма «Жень-шень». Уничтожив девственную природу, человек начнет сажать новые деревья, чтобы просто выжить. «Наша родина начинает лысеть» - писал он 100 лет назад. У него есть целый сборник статей о защите природы, в которых заложены основы современного экологического сознания. И сегодня многие ставят Пришвина в один ряд с Вернадским, физиологом Ухтомским, то есть с теми людьми, которые глобально обсуждали проблему человек – Земля.