Взяла множество наград: о чем игра Clair Obscur: Expedition 33 и почему она так популярна
Компьютерная игра Clair Obscur: Expedition 33 на игровой церемонии награждения The Game Awards 2025 получила девять наград, включая награду в категории «Игра года», став рекордсменом по числу номинаций и наград за всю историю выставки. Clair Obscur: Expedition 33 стала одной из самых обсуждаемых в геймерском сообществе и полюбилась многим игрокам. О чем эта игра и почему она так популярна — в материале «Вечерней Москвы».
Сюжет
Действие Expedition 33 разворачивается в мире темного фэнтези, стилизованного под Францию конца XIX – начала XX веков. История начинается в вымышленном городе-острове Люмьер, который выбросило в море в ходе катаклизма, называемого Расколом. С острова открывается вид на гору Монолит, на которой нарисовано число. Каждый год у подножья горы просыпается великанша по имени Художница и перерисовывает его, уменьшая его на единицу. После этого происходит «гоммаж» — все люди, достигшие указанного на горе возраста, обращаются в прах.
Каждый год из города на материк отправляется экспедиция из желающих остановить великаншу или хотя бы облегчить процесс будущим экспедициям. Как правило, в ее состав входят те, кто доживает свой последний год.
В начале игры число на Монолите сменяется на 33, поэтому формируется «Экспедиция 33», в состав которой входят 32-летние Гюстав, Люнэ и Сиэль, а также приемная сестра Гюстава — 16-летняя Маэль, чьи родители подверглись «гоммажу», когда ей было всего три года.
Геймплей
Clair Obscur: Expedition 33 сделана в жанре ролевой игры (RPG) с пошаговой боевой системой, включающей элементы игрового процесса в реальном времени, которые требуют быстрой реакции игрока. Инновационная боевая механика непосредственно связана с уникальными способностями каждого члена отряда. Система кастомизации позволит настраивать героев под свой стиль игры через деревья навыков, распределение характеристик и экипировку.
В боях могут участвовать до трех персонажей с обеих сторон, а игрок может определять состав своих основной и запасной команд. Также можно использовать оружие ближнего и дальнего боя, применять активные умения или использовать игровые предметы.
Прохождение игры представляет собой постепенную зачистку локаций, каждая из которых является уникальным по стилю уголком со своими секретами, особенностями, монстрами и испытаниями. Проходя их, игрок развивает каждого доступного персонажа, его характеристики и навыки. В игре также существует система «пиктосов», которые представляют собой пассивные умения или бонусы, полезные в сражениях.
Почему игра так популярна
Все герои игры раскрываются через трогательные и эмоциональные диалоги, а история пропитана чувством безнадежности: в процессе прохождения игроки найдут дневники прошлых экспедиций, по которым можно понять весь масштаб трагедии и череду неудач предшественников.
Визуальный стиль игры строится на двух составляющих: дизельпанке (ретрофутуристичном поджанре научной фантастики, который основывается на эстетике дизельных технологий периода между двумя мировыми войнами) и мотивах Прекрасной эпохи Франции конца XIX — начала XX веков. Элегантность этого периода здесь соседствует с грубыми технологиями и всеобщим упадком.
Локации в игре наполнены тщательно проработанными деталями, передающими ощущение надвигающейся катастрофы и влияния Художницы. Сюрреалистичный мир игры насыщен потусторонними пейзажами, появившимися, словно из других реальностей. Эту атмосферу подчеркивает и саундтрек, который пять лет писал композитор Лорьен Тестар. В итоге сюжет, наполненный символизмом и философскими размышлениями, музыкальная и визуальная части, создающие непередаваемую атмосферу, и геймплей с тщательно проработанным миром и необычной игровой механикой сделали эту игру одной из самых обсуждаемых в геймерском сообществе.
В ноябре украинская компания GSC Game World* была признана нежелательной организацией в России. Ее самый известный проект — серия игр о чернобыльской зоне отчуждения S.T.A.L.K.E.R., в которую играли многие и которая до сих пор может находиться в игровой библиотеке пользователей. Может ли это привести к проблемам с законом для обычных игроков, разбиралась «Вечерняя Москва».
*Признана нежелательной организацией на территории РФ.