Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

5 историй из биографии Евгения Евстигнеева

Развлечения
5 историй из биографии Евгения Евстигнеева
Евгений Евстигнеев в роли Шабельского в спектакле театра МХАТ имени Горького «Иванов» (1979) / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
4 марта 1992 года умер выдающийся советский актёр театра и кино Евгений Александрович Евстигнеев.

"Как ни скажет - всё хорошо, как ни сделает - всё точно. И вообще, с таким голосом, с такой внешностью – всегда у него всё было смешно и хорошо", - вспоминал о Евстигнееве Сергей Юрский. Режиссёры буквально становились в очередь, приглашая его на съёмки в таких картинах, как "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён", "Золотой телёнок", "Берегись автомобиля", "Старики-разбойники", "Невероятные приключения итальянцев в России", "Зимний вечер в Гаграх", "Собачье сердце" и многих других - всего Евгений Александрович сыграл более чем в ста фильмах.

Сам Евстигнеев говорил о себе так: "Я всю жизнь набирал мастерство. Постепенно. У меня не было творческих взлётов или провалов. Работал, двигался. Я - характерный актёр, потому и роли играл разные, преимущественно не главные. Считаю, что актёр должен уметь и хотеть играть всё - то есть, как профессионал я должен уметь и хотеть играть и Шекспира, и Шкваркина. Другой вопрос - надо ли актёру давать играть всё, что он ни пожелает? Но уметь он обязан".

Евгений Евстигнеев появился на свет 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде. До войны он успел окончить семилетку и в 1941 году пошёл работать электромонтёром. После этого он год проучился в дизелестроительном техникуме, но после смерти отчима пришлось идти зарабатывать - днём он работал фрезеровщиком на Горьковском заводе, а по вечерам играл в джазовом ансамбле в фойе местного кинотеатра. На один из таких вечеров пришёл педагог театрального горьковского училища и, увидев Евстигнеева за ударной установкой, немедленно предложил ему стать актёром. После того, как Евгений закончил училище, ему пришлось переехать во Владимир, где он стал одним из первых артистов. Но несмотря на то, что владимирская публика кричала "браво" при одном только его выходе на сцену, молодой актёр решил бросить всё и поступить в знаменитую школу-студию МХАТ. Как только Евстигнеев сыграл в первом студенческом спектакле, все поняли, что перед ними гений.

"На сцене "Современника" я играл с ним одиннадцать лет, но знал его гораздо дольше. Мы – однокурсники,- Я учился на третьем курсе Школы-студии МХАТ, когда к нам неожиданно поступил уже состоявшийся, поигравший в провинции актёр. Он был на 10 лет старше меня. Не знаю, как сейчас, но тогда студенты сидели на вступительных экзаменах. Нам было интересно, кто к нам приходит. И сразу стало ясно, что перед нами нечто удивительное, чудо какое-то", - писал Михаил Козаков.

В самом начале своей кинокарьеры Евстигнеев играл в основном небольшие роли. Не случайно одно время его даже называли "королём эпизода". "Откуда он это доставал? Из какого загашника, - из каких жизненных впечатлений, но всегда в этом была какая-то и неожиданность, и такая вкусная вещь! (...) Может быть вообще, он самый талантливый актер, которого я знал", - говорил Игорь Кваша. Евстигнеев обладал уникальной способностью – небольшое жизненное наблюдение он умел превратить в целую роль. Режиссёры сразу подметили его великолепное умение делать ярким и запоминающимся даже небольшой, эпизодический отрывок. В театре он почти сразу стал настоящим "королём сцены". И не просто в театре, а в самом популярном и модном на то время "Современнике".

Первую свою значительную роль в "Современнике" Евстигнеев сыграл в 1960 году в спектакле "Голый король" по пьесе Евгения Шварца, что принесло ему популярность в кругах театралов. Настоящая же всесоюзная слава пришла к Евстигнееву в 1964 году - после того, как он исполнил роль директора пионерлагеря Дынина в фильме Элема Климова "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён". С 1965 по 1966 год артист снялся сразу в девяти фильмах, самым известным из которых стала лирическая комедия Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" (1966). В конце 1960-х годов творческая жизнь Евстигнеева была насыщена до предела. В период с 1967 по 1970 год в театре у него появилось шесть новых ролей: от Александра II в "Народовольцах" до Луначарского в "Большевиках". В кино ролей было ещё больше: "Золотой телёнок" (1968), "Зигзаг удачи" (1968), "Странные люди", (1969), "Старики-разбойники" (1970).

Последней ролью Евстигнеева в "Современнике" был Дорн в "Чайке" (1970). Год спустя он вслед за Олегом Ефремовым перёшел в труппу МХАТа. Первой его ролью на новой сцене стал Володя в спектакле "Валентин и Валентина". В 1980-е годы он снялся в 24 картинах, среди которых "Мы из джаза" (1983), "И жизнь, и слёзы, и любовь..." (1984), "Зимний вечер в Гаграх" (1985), "Гардемарины, вперёд!" (1987), "Город Зеро" (1988). Настоящим успехом стала главная роль в фильме Владимира Бортко "Собачье сердце", где он сыграл профессора Преображенского. В отличие от кино, в театре дела у него обстояли не слишком хорошо. В период 1980-1988 годов у него на сцене МХАТа состоялись только пять новых ролей. После второго инфаркта, который случился у Евстигнеева в 1988 году, он попросил главного режиссера МХАТа Ефремова оставить его на год доигрывать только старые спектакли, не репетировать ничего нового. Олег Николаевич повёл себя неожиданно: "У нас же театр, производство - если тебе трудно, то надо уходить на пенсию". Артиста это сильно задело и он на самом деле ушёл на пенсию. Евстигнеев продолжал играть старые роли на сцене МХАТа, однако ни одной новой после того разговора с Ефремовым больше не сыграл.

Его смерть стала для всех трагической неожиданностью. Евстигнеев вместе с женой прилетел в Лондон, где ему должны были сделать операцию на сердце. Накануне операции, соблюдая необходимые правила, врач ему сообщил следующее: "Я ознакомился с вашей историей болезни, завтра мы будем вас оперировать, но у нас принято предупреждать пациента о возможных последствиях операции. Вот ваше сердце - он нарисовал, - в нем четыре сосуда. Три из них забиты, а четвертый забит на девяносто процентов. Ваше сердце работает только потому, что в одном сосуде есть десять процентов отверстия. Вы умрёте в любом случае, сделаете операцию или нет!" Через пять минут Евстигнеева не стало. На этот раз сила его воображения сыграла с ним злую шутку - в течение нескольких минут он представил и пережил свою смерть.

"В моей жизни - зрительской, профессиональной, да и просто человеческой, Женя Евстигнеев занимал столь существенное место, что, когда он умер, мне показалось, будто и часть меня ушла вместе с ним. Он был всенародно любимым артистом. Он был великим русским актёром. По-настоящему великим. Он прожил длинную, хотя, конечно, не такую длинную, как мне и нам хотелось бы, жизнь", - написал о нём его друг Олег Табаков.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию несколько занимательных историй из театральной жизни мастера сцены.

1. По рассказам друзей, единственным профессиональным недостатком актёра было то, что ему всегда с трудом давалось запоминание текста. Однажды Евстигнеев должен был появиться на сцене в ключевом, поворотном моменте спектакля, и его реплика была настолько важной, что без нее дальнейшее действие не могло развиваться. Евгений Александрович вышел, замер на сцене и внезапно замолчал, припоминая слова. Слова не вспоминались. Ничуть не смутившись, Евстигнеев повернулся к стоявшим на заднем плане актёрам и со своей неповторимой интонацией произнёс: "Что же вы молчите?" Несмотря на нервное напряжение, среди актёров послышался смех, а половина из них потихоньку скрылась за кулисами. Евстигнеев медленно прошелся по сцене, как бы о чём-то размышляя, повернулся к тем, кто остался, и снова спросил: "Вы, что же, так и будете молчать?" Партнёры по спектаклю, едва сдерживаясь, чтобы не расхохотаться, не придумав ничего лучшего, оставили Евстигнеева одного. Он ещё раз задумчиво прошёлся по сцене, а после произнёс: "Ну раз все ушли, то и я уйду!". И ушёл за кулисы.

2. Уже работая актёром во владимирском театре, при поступлении в студию МХАТ, с Евстигнеевым произошёл случай, о котором рассказала Галина Волчек: "Встав уверенно посреди зала и тяжёлым взглядом пронзив комиссию из трёх человек, низким голосом произнес: "Шекспир. Монолог Брута". Он собрался, была напряженная пауза, раздвинув руки так, как в его представлении сделал бы прославленный трагик, сообщил: "Римляне, сограждане, друзья!" Глаза наполнились слезами, казалось, дальше он наберёт невероятную силу драматизма, но вместо слов Шекспира комиссия услышала в этой же трагической интонации, со столь же выразительным глазом: "Извините, забыл!" И несмотря на то, что, кроме первой фразы известного монолога, комиссия так ничего больше и не услышала, Евстигнеев был принят".

3. Евстигнеев никогда не упускал возможности "оживить" сцену или подшутить над партнёром. Однажды Ефремов в образе Николая I должен был произнести такую фразу: "Я в ответе за всё и за всех!". Но Ефремов задумался, сбился, и получилось у него так: "Я в ответе за всё и за свет!" Евгений Александрович, который участвовал в этой сцене, и должен был отвечать какой-то приличествующей случаю фразой, на миг задумался, а потом продолжил, развивая тему: "И за газ, и за воду, Ваше Величество?.."

4. Олег Табаков был известен розыгрышами коллег и Евстигнеев был единственным человеком, который ни разу не попался его на хитрости - он умел вовремя обнаружить подвох и избежать подначек. И всё же однажды он попался, но гениально вывернулся и переиграл Олега Павловича. Шли съёмки фильма "Продолжение легенды" про большевиков, в котором Евстигнеев играл старого большевика, а Табаков - юного романтика. Они должны были познакомиться и пожать друг другу руки. И вот Табаков незаметно набрал в ладонь липкого вазелина и пожал рабочую руку Евстигнеева. Все, кто знал о готовящейся провокации, особенно внимательно наблюдали за Евгением Александровичем. Евстигнеев же не только сумел остаться бесстрастным, но и начал блестящую импровизацию. Как бы от избытка чувств он вскинул измазанную вазелином ладонь и начал ласково гладить Табакова по волосам и щекам...

5. Эту историю из своей профессиональной жизни рассказывал о себе сам Евстигнеев. В одном из спектаклей, где он играл, по ходу пьесы некий персонаж стрелялся насмерть . Собственно, зритель угадывал это по звуку выстрела, доносящемуся из-за кулис, и комментарию Евстигнеева: "Иванов застрелился!". Выстрел производили из стартового пистолета и на одном из представлений этот важный реквизит куда-то запропастился… Уже давно должен был раздаться злополучный выстрел, но его всё не было и не было. Пауза опасно затягивалась. Находчивый Евстигнеев, спасая сюжет, демонстративно заглянул за кулисы и сделав трагическое лицо, объявил: "Иванов повесился!" В тот же момент раздался выстрел из найденного пистолета. Евстигнеев, не меняя мрачного выражения лица, серьезно добавил: "…и застрелился!"

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.