Швейцария и Россия через призму объективов российских и швейцарских фотографов
Эта экспозиция, которую можно будет увидеть с 21 июля по 17 августа, является частью масштабного фотопроекта «Россия глазами швейцарцев, Швейцария глазами россиян» и проходит в рамках 3-го международного фестиваля «Российские культурные сезоны». В нее вошли как работы русского фотохудожника Владимира Осиченко, так и швейцарских фотографов: Алессандры Мениконзи и Жюли Бехтольд.
В этот жаркий день на церемонии открытия присутствовал Посол Швейцарии в Москве Пьер Хельг, который отметил, что данная выставка реализована не только в рамках юбилея двухсотлетия дипломатических отношений между нашими странами: она открылась накануне важного для всех швейцарцев дня – национального праздника 1 августа.
– Название выставки «Россия глазами швейцарцев. Швейцария глазами россиян» говорит само за себя, – сказал Пьер Хельг. – Здесь есть работы не только работы молодого и успешного фотографа Владимира Осиченко, но и замечательные работы двух швейцарских фотографов Алессандры Мениконзи и Жюли Бехтольд. Эта выставка – проект наших российских друзей и партнеров. Я очень благодарен вам за все ваши инициативы. Место для проведения выставки, Столешников переулок, – одно из лучших мест в центре Москвы. Это станет прекрасной возможностью для всех тех, кто хочет увидеть эти страны глазами фотографов, а также открывать для себя другие страны и культуры, видеть удивительные, а порой и привычные вещи, знакомиться с новыми идеями.
На снимках, которые аккуратно расположились в средней части всего Столешникового перулка, запечатлена жизнь двух стран. Это и сцены из повседневной жизни, портреты людей, живописные уголки России и Швейцарии. Фотограф Алессандра Мениконзи, которая прогуливалась вместе с гостями открытия, приехала в Москву специально на открытие выставки. В этой женщине столько энергии, что уже и не удивляешься тому, что Алессандра провела несколько месяцев на территории крайнего Севера нашей страны.
- Алессандра, сколько времени вы провели на Севере? Как так получилось, что жизнь малых народов Севера России оказалась объектом вашего внимания?
- С ненцами у меня было четыре поездки: две зимой и две осенью, во время их миграции. В целом я провела три незабываемых и удивительных месяца. На Крайнем Севере работа связана с коренными жителями Арктики, их повседневной жизнью и обычаями, их отношениями с природой и борьбой за сохранение своих древних культур и поддержание этнического самосознания перед лицом изменений климата и воздействий современного мира. Увлекаясь суровой красотой и отдаленностью Арктики и размышляя об изменениях, происходящих там под воздействием потепления и модернизации, я пытаюсь запечатлеть оставшихся коренных жителей Крайнего Севера, которые еще живут так, как они жили тысячи лет. Я стараюсь сохранить захватывающие наглядные свидетельства исчезающих традиций их предков.
- Сильно ли поменялось ваше видение России по сравнению с тем, что вы знали о стране до этого?
- Да, оно поменялось... На меня глубоко подействовало обаяние России, и теперь я мечтаю в ближайшем будущем посетить еще больше мест и провести еще больше времени с местными жителями. Когда путешествуешь, часто открываешь новые места, и эти территории добавляются в длинный список будущих путешествий! Я обрела поистине удивительный опыт в одном из самых отдаленных и поразительных мест Сибирской глуши.
- Вы пообщались с людьми, увидели часть огромной страны… какой вам Россия представляется сейчас?
- Это действительно огромная страна, особенно если сравнить с маленькой Швейцарией! Более десяти лет я много работала в отдаленных частях Азии... Огромная страна не пугала меня. Очень жаль, что большинство людей в западных странах испытывают что-то вроде страха по отношению к России. Возможно, если вы не знаете русских или встречаете их впервые, они могут показаться немного холодными, но, по моему опыту, могу сказать, что мне всегда попадались очень гостеприимные, сердечные и щедрые люди, всегда готовые помочь в случае необходимости. Все поездки приносили мне настоящее удовольствие. Первая фраза, которую я выучила на русском, была «нет проблемы»... Наверное, это забавно... Но также это и важный урок, что в России все можно решить!
- Для того, чтобы человек максимально раскрепостился перед объективом камеры, необходимо провести с ним какое-то время. Сколько в среднем у вас уходит времени на то, чтобы незнакомый вам человек начал вести себя перед камерой естественно?
- Не существует каких-то тайных способов фотографировать людей в непринужденной обстановке. Здесь важно и необходимо то время, которое вы с ними проводите. Чтобы сделать портрет, я не только делаю кадр, но также думаю и о человеческой составляющей. Первое, чему я научилась, – это чувствовать их реакцию и понимать, нравится ли им становиться на время моей «моделью». Если вы уважаете и понимаете людей (любой культуры), то вам легче уловить суть и чувства объекта съемки. Я никогда не настаиваю на том, чтобы сделать снимки кого-то, кто не дает на это разрешение или отказывается фотографироваться. Я – гость в их стране, и уважение к хозяевам – моя первая задача. Важнее всего, чтобы объект съемки расслабился. Я помню, что мои объекты – непрофессиональная модели, они часто чувствуют себя неуютно перед камерой или вовсе не понимают, что происходит, или, возможно, у них есть дела поважнее, чем позировать для фотографии... Так что я стараюсь не слишком затягивать. Я заранее определяю положение камеры, какие объективы хочу использовать, какое освещение больше подходит, и иногда также место, где я хочу разместить объект съемки. Несколько раз бывали случаи, когда меня приглашали в семью посмотреть на какую-то интересную ситуацию или событие, которое стоило бы сфотографировать, но я не хотела нарушать теплую атмосферу гостеприимства, поэтому я не делала фотографий. Эти кадры еще живут в моей памяти! Некоторые моменты важнее фотографий.