Третьяковка "поделилась" святыней с Донским монастырем
Дело в том, что всего один раз в год, при участии Патриархии, Третьяковская галерея передает для молебнов икону Донской Божьей матери Донскому монастырю.
«Это очень удачная форма сотрудничества монастыря и галереи, удовлетворяются нужды верующих и не приносится ущерба художественным ценностям», – комментирует заведующая отделом древнерусского искусства Наталья Шередега. Икона попала в Третьяковку в 1930 году, но не из Успенского собора, а из Государственного исторического музея.
«Она в очень хорошем состоянии, поскольку всегда находится под пристальным вниманием искусствоведов, реставраторов, хранителей», - рассказывает Наталья Шередега. Интересно, что термин «художественная ценность» применяется не ко всем произведениям искусства. Однако икона Донской Божьей Матери это не только церковная святыня, но и одно из самых ценных произведений русского Средневековья. Была она написана в конце 14 века, существует множество версий ее авторства.
Самая популярная из них гласит, что написал святыню Феофан Грек. Но ценность иконы заключается не в известном авторе, а в изумительном мастерстве, поразительном духовном наполнении. Эта икона двуосвященная, то есть на одной стороне у нее изображен знаменитый образ Богоматери с Младенцем, а на другой - Успение Божьей Матери.
«Радуйся, Владычице, иконою Твоею Донскою в напастех нам помогающая», - эти слова из тропаря Донской Богоматери поет хор священнослужителей, одетых в парадное облачение, встречающих бронированную машину. В ней – драгоценная икона, главная святыня монастыря. Есть легенда, что в 1380 году ее подарили донские казаки великому князю московскому Дмитрию Иоановичу после одержания победы над татарскими полчищами на Куликовом поле.
Дмитрий Иоанович, как великую святыню, привез эту икону в Москву. Она получила наименование Донской именно от наименования места битвы – реки Дон на Куликовом поле. После строительства Благовещенского собора образ постоянно находился в нем. В 1591 году с севера на Русь напали шведы и все силы были брошены на защиту Новгорода. С юга в это же время на Москву двинулись войска татарского хана Казы II Гирея и смогли дойти прямо до того места, где сейчас находятся Воробьевы горы. Царь Федор Иоанович находится в такой растерянности и душевном смятении, что просит патриарха торжественно вынести Донскую икону Божьей матери из Благовещенского собора и совершить крестный ход вокруг стен города Москвы.
После этого икону перенесли в стан русского войска и установили в шатровой походной церкви в честь преподобного Сергия Радонежского. Ночь перед решающий битвой с неприятелем царь провел в особой, «сугубой» молитве перед святыней. Он просил Царицу Небесную освободить Москву, хорошо понимая, что своих, «человеческих» сил у русских крайне мало. По преданию, в самый разгар ожесточенной битвы татары вдруг побежали с поля боя, бросив не только убитых и раненых, но и свой стан!
Это чудо царь отнес к заступничеству Пресвятой Богородицы и повелел на том месте, где стояла шатровая походная церковь, в которой он молился всю ночь, поставить монастырь в честь иконы Донской Божьей матери. С этого момента ежегодно, 1 сентября, Донская икона Божьей Матери из Благовещенского собора приносилась в Донской монастырь, для всеобщего поклонения и совершения молебнов и акафистов.
«Вот почему поднимать вопрос о постоянном нахождении иконы в монастыре неправильно, она никогда здесь и не находилась», - отмечает отец Фома, священнослужитель Донского монастыря. В настоящее время монастырь готовится к принятию святыни особенно. Так, специально для нее заказан бронированный киот, в который помещают икону, заключенную в особую капсулу еще в Третьяковке. В соседнем помещении в храме, помимо охраны, круглосуточно дежурят реставраторы и хранители.
На специальном мониторе они отслеживают данные о состоянии климата вокруг иконы.
«Для тех памятников искусства, которые написаны на дереве, изменения температуры и влажности могут оказаться просто опасными. Этого не допускается», - объясняет Наталья Шередега. Охрана святыни производится столь серьёзно, что возникает вопрос, можно ли приложиться к ней простому прихожанину?
«Икона стоит на солее Большого Собора и все могут в любое время прийти, приложиться. А в ночь с 31 августа на 1 сентября Донской монастырь будет открыт всю ночь. 1 сентября, в самый праздник иконы, состоится торжественное Богослужение, которое возглавит Патриарх Кирилл», - утверждает отец Фома. А прихожанин собора Леонид Новиков поведал, что каждое 1-е сентября с детьми приходит сюда на торжественное богослужение, он считает, что детям полезно начинать учебных год с пребывания на таком великом церковном празднике.
«Сегодня, после того, как после принесения иконы отслужили торжественный молебен, мы приложились к святыне», – рассказал он. Многие, кто хотел, сделали это даже дважды», - добавил Леонид. У верующих будет всего три дня для того, чтобы иметь доступ к чудотворной иконе. Но на вопрос, нельзя ли продлить время ее пребывания в монастыре, отец Фома ответил: «Мы благодарим Бога и Матерь Божью, что нам представляется хоть такая возможность уже на протяжении 20 лет хотя б на главный праздник Донского монастыря привезти святыню». Кстати, и до революции ее точно так же приносили на один-два дня и потом торжественным крестным ходом возвращали в Благовещенский собор.