Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

«Дау» Хржановского: симуляция тоталитаризма в замкнутом пространстве

Развлечения
«Дау» Хржановского: симуляция тоталитаризма в замкнутом пространстве
Съемки проходили в период с 2009 по 2011 год / Кадр из фильма «Дау» (https://youtu.be/RdwEglW8EX8)
На днях в Париже первые зрители погрузились в «Дау» Ильи Хржановского. Презентация проекта, состоящего из 700 часов отснятого киноматериала, завершится к 17 февраля. Подготовку к созданию картины о советском физике Льве Ландау режиссер начал еще в 2005 году. Съемки проходили в период с 2009 по 2011 год, а затем начался постпродакшн. Мировые критики уже давно окрестили этот проект самым масштабным долгостроем, который перевернет восприятие людьми искусства. Но дело вовсе не в том, что процесс создания ленты занял около 14 лет, а в том, что это куда больше, чем фильм.

С самого начала тайна, окружающая «Дау», была сопоставима с уровнем секретности, что присваивается проектам по разработке атомного оружия. Довольно сильная метафора, которой Хржановский сразу обозначил фокус и значимость своей картины о знаменитом физике. О фильме до сих пор было известно довольно мало, несмотря на то, что в нем принимало участие огромное количество людей. Конечно, они подписывали договор о неразглашении, но в любом случае вряд ли кто-либо из них смог бы внятно описать то, что происходило на съемках.

«Дау» Хржановского: симуляция тоталитаризма в замкнутом пространстве Показать такой проект в рамках обычного кинотеатра или на фестивале, естественно, было невозможно / Кадр из фильма «Дау» (https://youtu.be/RdwEglW8EX8)

Дело в том, что в ленте нет как такового сценария. Изначально предполагалось, что им займется один их самых неординарных и впечатляющих российских писателей нашего времени — Владимир Сорокин. Ранее Хржановский привлекал его к работе над фильмом «4», который был тепло встречен на европейских кинофестивалях. Позже стало известно, что режиссер и вовсе отказался от какой-либо линии повествования.

Он воссоздал на территории Харькова прототип института, в котором детально воспроизвел условия жизни на советском пространстве, и заселил его людьми. По большей части это были обычные харьковчане, прошедшие кастинг. Все они имели в себе черты сотрудников учреждения, в котором работал Ландау. Кроме того, для работы в лабораториях Хржановский пригласил настоящих ученых из лучших мировых университетов и колледжей, а главную роль в ленте исполнил греческий дирижер и актер Теодор Курентзис. В роли его жены, книга которой послужила толчком для создания «Дау», выступила актриса Радмила Щеголева.

«Дау» Хржановского: симуляция тоталитаризма в замкнутом пространстве Никаких обязательных действий жителей не заставляли осуществлять / Кадр из фильма «Дау» (https://youtu.be/RdwEglW8EX8)

Таким образом Хржановский создал город внутри города и помог ему развиваться по внутренним законам. Никаких обязательных действий жителей не заставляли осуществлять. Они вступали в эксперимент, а далее просто старались жить так, как это было в Советском союзе. Расплачивались валютой того времени, ходили на работу, заводили друзей, посещали парикмахерскую, влюблялись, покупали одежду, изменяли друг другу, менялись в процессе тех условий, в которые их поставили, и меняли обстановку вокруг себя.

Все это время их снимали многочисленные камеры, за которыми следили известные операторы Юрген Юргес и Мануэль Альберто Кларо. Первый известен своими работами с Михаэлем Ханеке, Вимом Вердерсом и Райнером Вернером Фассбиндером, а второй — с Ларсом фон Триером и Кристоффером Боэ. Симуляция тоталитарного общества запечатлена на 35 миллиметровую пленку.

«Дау» Хржановского: симуляция тоталитаризма в замкнутом пространстве Однако в этой истории вы не единственный персонаж и не знаете, что будут делать другие / Кадр из фильма «Дау» (https://youtu.be/RdwEglW8EX8)

Горожане были полностью отрезаны от внешнего мира, не могли пользоваться интернетом, а также покидать территорию советского пространства без получения соответствующего разрешения. Напоминает железный занавес, не так ли? Существовать в социальном эксперименте, где каждое твое действие фиксируется на кинополотне, довольно тяжело, в связи с чем наблюдался высокий уровень текучки в проекте.

Представьте, каково это — вы живете в реальности внутри реальности, причем первая ненастоящая, а во второй все то, к чему вы привыкли и любите. С другой стороны, никаких ограничений нет и вы можете попробовать начать свою жизнь заново, выбрать для себя роль, поставить новые цели и посмотреть, чего удастся достичь. Однако в этой истории вы не единственный персонаж и не знаете, что будут делать другие. Так что все почти по-настоящему.

«Дау» Хржановского: симуляция тоталитаризма в замкнутом пространстве Показать такой проект в рамках обычного кинотеатра или на фестивале, естественно, было невозможно / Кадр из фильма «Дау» (https://youtu.be/RdwEglW8EX8)

Как, наверное, и следовало ожидать, действия жителей в определенный момент привели к созданию внутренней организации — КБГ. Первые зрители отметили, что помимо откровенных сцен сексуального характера в отснятом материале фигурирует сцена убийства свиньи, на которой кровью изображается звезда Давида. В зарубежной прессе сразу же вспыхнул скандал. Конечно, другой великий российский режиссер Андрей Тарковский ради искусства сжег заживо корову в одном из своих фильмов, однако на дворе вроде как 21 век и такое кощунство непозволительно.

Но в этот момент стоит вспомнить о том, что никакого сценария для людей, принимающих участие в картине, нет, и все они действуют согласно своей воле. События лишь фиксируются камерами и в них лишь изредка вмешивается режиссер. В этот момент, кажется, проявляется такая наглядность эксперимента Хржановского, от которой бегут мурашки по коже. Разумеется, «бабушка перфоманса» Марина Абрамович тоже приняла некое участие в проекте и реализовала в нем несколько своих задумок. Помимо нее к «Дау» в разное время присоединялись другие люди из сферы искусства, к примеру музыканты из группы Massive Attack.

«Дау» Хржановского: симуляция тоталитаризма в замкнутом пространстве За время съемок жители советского городка зачали около 14 детей / Кадр из фильма «Дау» (https://youtu.be/RdwEglW8EX8)

Те немногие, кто высказывался о своем опыте участия в проекте, говорят, что по амбициозности «Дау» превосходит все предыдущее искусство. За время съемок жители советского городка зачали около 14 детей, а если вас не впечатлил такой факт сверхглубокого погружения в арт-реальность, то прочитайте хотя бы отзывы от первых зрителей, которые публикует у себя в Инстаграм исполнительный продюсер ленты Мартина д’Анлежан-Шатильон.

Показать такой проект в рамках обычного кинотеатра или на фестивале, естественно, было невозможно. Хржановский задумал воссоздать в восточной части Берлина постройку, куда зритель придет как на иммерсивный спектакль и увидит арт-инсталляцию с киноматериалом. К тому же, он хотел возвести Берлинскую стену и разрушить ее именно в тот день, когда она была уничтожена, завершив тем самым презентацию. Одновременно с этим планировалось стереть весь имеющийся материал. Власти страны не согласовали данную акцию и местом действия стала Франция. Там театры Шатле и де ла Вилль стилизовали под сталинскую эпоху.

«Дау» Хржановского: симуляция тоталитаризма в замкнутом пространстве С самого начала проект «Дау» был окутан тайной  / Кадр из фильма «Дау» (https://youtu.be/RdwEglW8EX8)

По словам тех, кто все-таки сумел побывать на презентации в Париже, попасть во временной разлом не так просто. Сначала необходимо получить специальную визу, которая позволит пребывать в параллельной реальности ровно столько времени, за сколько заплатишь. Журналистов и кинокритиков по прибытии в визовый центр должна была встретить некая девушка. Когда они пришли выяснилось, что никто не знает о леди с таким именем. Совпадение или тонкая ирония?

При покупке самой дорогостоящей путевки гость проходит психологический тест, который определит его дальнейший маршрут. Телефон нужно оставить на входе, а взамен получить аналог, который станет одновременно аудиогидом и экраном для просмотра задокументированного материала.

В одном из залов театра находится столовая, где все те же лица из «Дау» невозмутимо подают водку и борщ в эмалированных мисках, пока на экране устройства транслируется все то, чем они занимались последние годы. Смогут ли они вернуться обратно в нашу реальность? Или скорее, что будет с нашей после того, как мы столкнемся с их миром? С той немотивированной агрессией, тривиальностью рутины и нативно отраженной повседневностью.

«Дау» Хржановского: симуляция тоталитаризма в замкнутом пространстве Чтобы попасть в мир «Дау», необходимо получить специальную визу / Кадр из фильма «Дау» (https://youtu.be/RdwEglW8EX8)

— Хржановский снимает очень затейливые и философские ленты. Этот режиссер смотрит прямо в темноту бытия, чем напоминает Элема Климова. По идее в фильме заложена некая бомба, вот только пока непонятно, медленного или быстрого действия, — поделился мыслями член Гильдии киноведов и кинокритиков Александр Шпагин.

Кстати, встретиться и поговорить с первыми зрителями проекта можно будет 7 февраля в Новом Пространстве Театра Наций. Театровед Ольга Федянина, медиаменеджер Демьян Кудрявцев и культуролог Юрий Сапрыкин соберутся в 19:00 за круглым столом, чтобы рассказать как это было.

По признанию режиссера, запустить такую презентацию в России будет невозможно — не пройдет цензуру. Однако по окончании мероприятия в Париже, а затем в Берлине и Лондоне, отснятый материал планируется разместить на официальном сайте «Дау». К сожалению, в урезанном виде.

Конечно, название картины является не только прозвищем Ландау среди друзей, но в глобальном смысле отсылает нас к восточному учению о жизни, которое так сложно объяснить словами. Но, кажется, Хржановскому удалось идеально отразить его в своем проекте.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.