Главное
Истории
Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Олег Митяев: «Тодоровский готовил творческий вечер в клубе Эльдара Рязанова – не хватило нескольких дней…»

Сюжет: 

Умер Петр Тодоровский
Развлечения
Олег Митяев вспоминает об известном режиссере Петре Тодоровском.
Олег Митяев вспоминает об известном режиссере Петре Тодоровском. / Фото: Михаил Садчиков-младший

О Петре Ефимовиче Тодоровском вспоминает народный артист России, поэт и композитор Олег Митяев.

- Олег, в документальном фильме Первого канала «Фантазии завтрашнего дня» о вас участвовало много знаменитых людей. Среди них и Петр Ефимович, о котором было написано: «Петр Тодоровский – друг, режиссер». Вы согласны с такой формулировкой?

- Друг – это очень много, потому что у него такие большие друзья. Можно употребить слово «сосед», «сосед по дачному поселку». У нас были очень теплые отношения, мы очень много встречались по-соседски, и в эту компанию добавлялся Эльдар Рязанов.

- Он тоже сосед, режиссер?

- И Виктория Токарева… В общем, у нас хорошая компания. Эльдар Александрович тоже последние дни очень переживал. Мы собирались сделать в киноклубе «Эльдар» вечер Тодоровского, от Гарика Сукачева до Митяева все готовили песни. Петр Ефимович даже такой диск записал, где есть вступительное слово: «Дорогие друзья, я вас очень прошу разучить песни, чтобы выступить на этом концерте». Мы с ними подготовили две-три песни, одну из них мы записали давно.

- «Золотую рыбку», которая вошла в альбом «Митяевские песни 1» (музыка Тодоровского на слова Митяева)?

- Нет, еще одну. Там была песня на стихи его друга, поэта Георгия Поженяна, царствие небесное ему. Все готовились-готовились, потом в апреле Тодоровский лег в больницу, потом опять вышел, и мы все воспряли духом, и вот как все обернулось…

- По какому поводу вечер?

- Просто творческий вечер Петра Ефимовича Тодоровского в киноклубе «Эльдар» у Эльдара Рязанова… Но, конечно, не по этому поводу переживал Эльдар Александрович, а по поводу, что это старинный, хороший друг, между ними еще жил Зиновий Гердт… В общем, прекрасная компания нашего поселка.

- Вы говорите - «сосед»… Ваши дома прямо калитка в калитку?

- Нет, в одном поселке, надо дотопать, иногда я хожу пешком, иногда на велосипеде. Иногда забирал Петра Ефимовича с женой на машине, и мы устраивали вечера. Печально, конечно, жалко…

- Жена говорит, что буквально накануне он был бодрый, шутил…

- Да, мы как раз виделись накануне. Это очень близкий мне человек по какой-то жизненной волне. Вся лирика его кинофильмов настолько тонкая и трогательная, тот же «Военно-полевой роман» (фильм 1983 года. – Прим. Авт.) - там лирика и юмор какого-то особого, неповторимого свойства. И я просто счастлив, что я это понимал, что мне это доставляло огромное удовольствие.

- Тодоровский был режиссером и сценаристом, а также написал музыку к 12-ти своим картинам из 17-ти!

- Да, он так смело это делал. Все мы привыкли к песне «Рио Рита» на стихи Геннадия Шпаликова с музыкой Сергея Никитина. А Тодоровского это не смутило, и он на эти стихи написал свою музыку и вставил в свой фильм (картина «Рио Рита» 2008 года. – Прим. Авт.). И она получилось другой, с особым обаянием… Вообще с ним по этой части очень хорошо сотрудничал Евгений Евстигнеев, они были потрясающим дуэтом. Когда Петр Ефимович играл какую-нибудь ритмичную популярную музыку на семиструнной гитаре, то Евстигнеев вилками на чашках, ложках, бутылках и тарелках делал ударные партии! И иногда они с этим дуэтом гитары и вилки выступали в «Голубых огоньках». Потрясающий номер! Настоящие мастера, что один, что другой. Он здорово играл на гитаре: композиции из альбома, который был записан с Сергеем Никитиным, где играет на сольной гитаре Петр Ефимович, по сей день на многих радиостанциях звучат как подложка к песням, потому что это очень ароматно сыграно, с таким ностальгическим флером, ничего не мешает, только помогает воспринимать.

- У него ведь была своеобразная манера игры, как у самоучки, и он делает что-то такое, что не укладывается в голове у профессиональных гитаристов…

- Да, конечно! Они с Никитиным и сошлись, потому что семиструнников осталось мало. Даже Леонид Марголин, такой эстет и профессионал, настоящий мастер гитары, очень почтительно отзывался о гитаристе Тодоровском.

- Сын Петра Ефимовича, режиссер Валерий Тодоровский, рассказывал, что отец не просто на полузабытой семиструнке играл, но как-то по своему брал аккорды, необычно строил соло…

- Да, такое было. Никитин вообще играет семиструнный строй без четвертой струны… Тут я в нотах не силен, но, мне кажется, что Петр Ефимович как-то гитару по-своему настраивал, может, так же, как у Никитина. Мы с ними гитары отдали мастеру, все ему наладили.

- У Тодоровского было много гитар?

- Три как минимум.

- Я решил, что у него была коллекция?

- Нет, у него коллекция человеческих душ и образов.

- Петр Ефимович часто выступал с Гариком Сукачевым… Почему они сошлись?

- Не знаю. Но он же интересовал Петра Ефимовича как фактурный актер, а пути Господни неисповедимы - чем они притягивались друг к другу. Скажем, Сукачева я могу понять, наверное, нас восхищало в Петре Ефимовиче одно и то же. И, конечно, эта ветеранская история, что он чуть ли не во время Парада Победы бросал знамена на Красной Площади, когда показывают эту хронику. 9 мая я непременно поздравлял Петра Ефимовича. Дарил всякие бальзамы, алтайские таежные травы, чтобы он здоровье поправлял.

- В одном из ваших старых интервью я нашел такие строчки: «В свое время я заходил к Петру Ефимовичу и говорил: «Вот смотрите, если понадобится, я готов!» На меня большое впечатление произвели его фильмы «Военно-полевой роман» и «Анкор, ещё анкор!». Но Тодоровский мои слова словно и не слышал…» То есть как композитора он вас не замечал?

- Нет, замечал, наверное. Когда мы записывали ту же «Золотую рыбку», то говорил, что если бы знал меня раньше, то вместо того, чтобы петь самому, попросил бы спеть меня. Что ж делать, что было, то прошло, а с будущими планами, видите, не получилось. Поздно мы познакомились. Да и в последнее время он снимал мало… Но это меня ничуть не печалит. Самое главное, что у нас было неспешное общение и искренняя радость от встреч, вот это дорогого стоит.

- Вы только что выпустили книгу стихов и песен, где есть и ваши воспоминания о Булате Окуджаве, Зиновии Гердте… А о Тодоровском пока не писали?

- Мы с ним друг другу все время рассказывали анекдоты и веселые истории, но каких-то совместных проектов не было. Да, записали пару песен, но в разведку не ходили.

- Может быть, когда придет черед издавать новую книжку, то напишете и о Тодоровском?

- Надо все переосмыслить теперь… Первое время после смерти Окуджавы мне не хотелось даже эту тему поднимать, потому что многие люди пытались засвидетельствовать и запечатлеть себя на его фоне, но потом я стал понимать, что это невероятное везение и такая удача, что Булат Шалвович обращал на меня внимание, потому что по всем параметрам я его ничем не мог поразить. Тем не менее, он сам написал мне письмо, мы много мы общались, что это было невероятно. Вот и с Петром Ефимовичем была просто радость, когда ты встречаешься с ним, и на даче, и мимолетно где-то. Тут столько какого-то бытовизма, столько красивого мата, что это все не расскажешь и не опишешь…

- Часто пишут, что Тодоровский подыгрывал на гитаре Владимиру Высоцкому… При каких обстоятельствах это происходило?

- По тем рассказам, которые я помню, это случилось в Одессе, когда Высоцкий пришел к нему в гости, и у Петра Ефимовича был магнитофон. Он стал записывать Владимира Семеновича, и на этой записи подыграл Высоцкому. Эта запись потом ходила по рукам, получилось, что Петр Ефимович подыгрывал Высоцкому.

- В этот момент Высоцкий сам тоже играл?

- Конечно. Но я это только по рассказам знаю.

- Вам самому, какой фильм Тодоровского больше всего нравится?

- Не так давно еще пересмотрел тонкий его фильм «Фокусник» (картина 1967 года. – Прим. Авт.), а также фильм, где Евгений Киндинов играет - «Городской романс» (1970 год). Эти фильмы мне запоминались, я смотрел их несколько раз, но все-таки для меня по своей мощи, главный его фильм, конечно, «Военно-полевой роман». Хотя «Какая чудная игра» (1995) тоже потрясающая картина по своей истории, по ретроспективе, но, как он сам говорил, он тогда на что-то разозлился и расстрелял всех пацанов. Захотелось показать жесткость времени.

- У Окуджавы песни Митяева вызывали положительные эмоции… А у Тодоровского?

- Так глубоко мы не «залазили», но я был рад, что все новые диски я ему дарил, и однозначно могу сказать, что он их слушал. И ему было не противно. Но я знаю, что какие-то мои конкретные песни нравятся Рязанову. А Петр Ефимович был больше сосредоточен на себе, в том смысле, что он все-таки искал песни для своих фильмов. Его больше интересовало взаимодействие, чтобы мы все-таки сыграли какую-то его песню, подыграли какую-то музыку, сделали аранжировку. И когда они с Марголиным делали сейшн, то это было потрясающе.

- Творческой ревности между вами не было?

- Я думаю, что к моему огромному счастью, это была любовь, и ее ни с чем не спутаешь.

- Видел ли Тодоровский в своем сыне Валерии продолжателя его дела?

- Я рекомендую вам поговорить с Викторией Токаревой, потому что она выдает такие тонкие наблюдения… Но когда эта компания валериных друзей собиралась, то, как сейчас вижу: Петр Ефимович такой сидит, не слышащий на одно ухо, и свое ретро напевает, как чукча какой-то. Они - о своем, а он - о своем.

24 мая на 87-м году скончался замечательный режиссер Петр Тодоровский.Печальную новость "ВМ" сообщила супруга мэтра Мира Григорьевна. В последнее время Петр Ефимович тяжело болел, уже давно находился в больнице. Недуг оказался сильнее. Похоронят мастера 28 мая на Новодевичьем кладбище.

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПЕТРА ТОДОРОВСКОГО

ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ПЕТРА ТОДОРОВСКОГО "ВЕЧЕРНЕЙ МОСКВЕ"

ПЕТР ТОДОРОВСКИЙ О ЧЕСТНОМ КИНО

Обозреватель "ВМ" Мила Славская вспоминает о своей встрече с Петром Тодоровским.

Что наша жизнь? Игра!

С Петром Ефимовичем мы неоднократно встречались на кинофестивалях. Он даже казался неотъемлимой частью некоторых из них – знакомая фигура со строгим лицом, внимательные глаза будто оценивают и сразу что-то записывают в память о новых знакомых, только потом режиссер начинает разговор. Потому сегодня странно принять факт, что такого больше не будет... (читайте подробнее...)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Петр Тодоровский: «Манеру работы с актерами я перенял у Марлена Хуциева»

Памяти замечательного режиссера. "Вечерняя Москва" публикует интервью, в котором Петр Тодоровский рассказал о работе над новым фильмом.

- Знаю наверняка - никогда и ни в чем не нужно гнаться за сенсациями. Например, сценарий фильм «Риорита» я написал давно, но что-то мне мешало преступить к его реализации. Но если бы я выпустил эту картину во времена правления Ельцина, то она стала бы сенсацией, «бомбой», а я этого не хотел. (читайте далее...)

Гарик Сукачев: "Я всегда восхищался Петром Тодоровским"

Своими воспоминаниями о Петре Тодоровском с "Вечерней Москвой" поделился музыкант и режиссер Гарик Сукачев.

– Игорь Иванович, каким человеком Петр Тодоровский был в обычной жизни?

– Точно таким же, как на экранах телевизора, когда зрители видели его творческие вечера. Он был очень мягким, интеллигентным, с удивительным чувством юмора. Мой покойный отец был фронтовиком и Петр Ефимович тоже был фронтовиком. У людей, которые прошли войну, были общие черты, которые производили очень сильное впечатление. Мои отношения с Петром Ефимовичем нельзя, наверное, назвать дружбой – слишком велика разница в возрасте. (читайте далее...)

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.