Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Валерий Тодоровский: Я хочу сделать второй сезон "Оттепели"!

Сюжет: 

Телевидение
Развлечения

Сериал Валерия Тодоровского "Оттепель", судя по рейтингам и не утихающим спорам, с полным правом может назваться главным событием телевизионного сезона.Сериал о киношной богеме 60-х хвалят за нездешний лоск и ругают за анахронизмы и фактические неточности. Тем  не менее смотрят "Оттепель", кажется, вообще все.

[OBJ Трейлер сериала "Оттепель". Видео предоставлено пресс-службой Первого канала]

В интервью "Вечерней Москве" Тодоровский рассказывает, почему он хочет сделать продолжение "Оттепели", и впервые публично говорит о реальных прототипах героев своего сериала.

ПРОФЕССИОНАЛЫ И ХАЛТУРЩИКИ

- После громкого успеха «Оттепели» логичен вопрос о втором сезоне. Такая тема вообще поднималась?

- Мы, к сожалению, не в Америке. Там вопрос второго сезона закладывается во время съемок пилота. То есть они уже на этом этапе думают о возможном продолжении. У нас для того чтобы сделать второй сезон «Оттепели», нужно, чтобы сошлось огромное количество факторов. В первую очередь, желание телеканала. Второе – время и возможности сценаристов. Я с трудом представляю, что этим мог бы заняться кто-то, кроме моих сценаристов Алены Званцовой и Димы Константинова. Сценарий «Оттепели» писался полтора года, и он получился хорошим. Я когда снимал фильм, практически ничего в нем не менял – это был первый случай в моей жизни. Дальше – артисты, деньги… Хотя я вам признаюсь, что мне как продюсеру было бы страшно интересно сделать второй сезон.

- Именно как продюсеру, а не как режиссеру?

- Понимаете, я как режиссер по этой реке уже проплыл. В той же Америке второй сезон снимал бы, конечно, другой режиссер. Я бы даже сказал другие режиссеры, потому что не должен один человек делать 12 серий. Пока наш с вами разговор об этом абстрактный, но для меня, повторюсь, это очень важная тема. Дело в том, что сейчас самые разные люди, пытаясь меня похвалить, говорят  – мол, ты сделал кино, а не сериал. Так вот, моя принципиальная позиция такова: «Оттепель» - это именно сериал. В том смысле, что он сделан по канонам сериальной формы. А это значит, что у него может и второй, и третий сезоны. И если они последуют, то я одержу концептуальную победу, сумею доказать, что сериал – это самостоятельный, очень престижный и значимый формат. Не надо мне объяснять, что сериалы – это плохо, а большое кино – хорошо. Сериалы – это тоже хорошо. Но в наших условиях второй сезон – это очень сложно. Это мне надо сесть и сказать: «Я отказываюсь от всего остального на два года».

- Но если речь о продюсировании, то совмещение «Оттепели-2» с другими проектами не выглядит невозможным.

- Давайте представим себе такую ситуацию. Мне звонит Константин Эрнст и говорит: «Давай делать продолжение». Я ему отвечаю: «Отлично, но снимать это будут другие». Он мне: «О'кей, зови других». И я точно знаю, что так просто этих других не найду. Не потому что их нет – у нас очень много хороших режиссеров. Но если режиссер талантливый, он не захочет повторять за мной, он обязательно захочет сделать что-то свое. А тут требуется именно перехватить эстафетную палочку. Ну а если он готов повторять, то чаще всего речь идет о режиссере без амбиций. Это в Америке Скорсезе снимает пилотную серию «Подпольной империи», а потом другие люди делают серии не хуже, а порой даже лучше, чем Скорсезе, при этом оставаясь в рамках заданной стилистики. У нас же просто нет такой профессии. У нас есть режиссеры-художники и режиссеры-халтурщики. А вот режиссеры-профессионалы, способные сесть с тобой в одну лодку и вместе плыть, в России отсутствуют.

- Сценарий «Оттепели» наряду с вами писали еще два сценариста, которые, очевидно, были менее погружены в подробности киношной реальности 60-х. Как было устроено взаимодействие между авторами сценария «Оттепели»?

- Неважно, какая тема. Мы могли писать про физиков-ядерщиков 70-х. В тему всегда можно вникнуть. Вопрос в таких случаях всегда в страсти, в таланте. Ты можешь сесть и за вечер прочитать в Интернете 150 заметок, статьей и интервью о жизни в 60-х годах. Но ты поди сочини героев, характеры, отношения. Поэтому Алена и Дима, которые занимались написанием сценария вместе со мной, выступали здесь как полноценные авторы. Они создавали мир – не документальный, а мифологический. Да, мы занимались созданием некого мифа о 60-х. Я не знаю больше сценаристов, которые могли бы этот марафон с таким блеском пройти. В «Оттепели», конечно, много фактов, которые привнес я. Например, эпизод с движущимся поездом, который Витя Хрусталев вызвался снимать снизу, реально имел место – это случилось с моим отцом, когда он работал кинооператором. Но эти факты – уголь, который я кидал Алене и Диме в топку, чтобы он загорелся и превратился в историю.

ШПАЛИКОВ, РЕРБЕРГ И РЯЗАНОВ КАК ПРОТОТИПЫ ГЕРОЕВ "ОТТЕПЕЛИ"

- Вот как раз про факты интересно. Вы, очевидно, не очень любите говорить про реальных прототипов героев «Оттепели», хотя некоторые из них угадываются без особого труда.

- Например?

- Ну, покончивший с собой сценарист Костя Паршин – это ведь Геннадий Шпаликов?

- Возможно. Только Шпаликов совершил самоубийство гораздо позже.

- Вы ведь сами сказали, что у вас не документальный мир. Но вот, например, у вас есть директор «Мосфильма», которого играет Владимир Гостюхин в гриме Ивана Пырьева. Но при этом фамилия у персонажа Гостюхина в «Оттепели» другая. В этом есть какой-то скрытый смысл?

- Попробую объяснить. Гостюхина никто под Пырьева, конечно, не гримировал. Я, например, помню такого директора «Мосфильма» Николая Петровича Сизова, который был генералом МВД. В его времена мой папа приходил домой с «Мосфильма», ложился в ужасе на диван и говорил: «Я не знаю, что мне делать, я весь день сегодня просидел в кресле перед его кабинетом, а он меня не принял». Еще был человек по фамилии Павленок, который занимал пост замминистра кинематографии. Он был белорусским партизаном. Теперь внимание: мы соединяем Пырьева с Сизовым и Павленком и получаем персонажа, которого играет Гостюхин. Этот герой для меня – архетип советского киношного начальника. 

- Понятно, что остальные персонажи сериала – также собирательные образы. Из кого вы «собирали» Виктора Хрусталева?

- Берем "стакан", добавляем в него Георгия Ивановича Рерберга (оператор «Зеркала» Тарковского, «12 стульев» Марка Захарова, «Плюмбума» Вадима Абдрашитова – прим. ред.), потом добавляем Павла Тимофеевича Лебешева (постоянный оператор Никиты Михалкова классического периода– прим. ред.), бросаем каплю Вадима Ивановича Юсова (оператор «Соляриса», «Иванова детства», «Андрея Рублева» - прим. ред.). Отдельный аромат этих духов – Александр Леонидович Княжинский (оператор «Сталкера» - прим. ред.). И вот так получается Витя Хрусталев. Я в свое время общался с Рербергом. Знаю, что его очень любили женщины, он был абсолютный плейбой. Витя Хрусталев умеет готовить, но делает это раз в год – как Павел Тимофеевич. Когда я снимал фильм «Любовник» в Минске, ко мне подошел ассистент и сказал: «Лебешев на площадке». Время 9 утра, я хватаюсь за голову и думаю: «Откуда он тут взялся?» Потому что я понимаю, что из-за его приезда съемочного дня сегодня не будет. Подхожу к вагончику, где сидит Лебешев. У него в руках во-о-от такая бутылка виски, какой-то тартар, который он приготовил. А рядом еще тысяча закусок. Если бы этого не было бы в моей жизни, никакой «Оттепели» бы не случилось. Но опять же я не снимал сериал не про Рерберга и не про Лебешева – и был бы идиотом, если бы делал его про реальных людей.

- Герой Александра Яценко Егор Мячин – получается, отчасти Эльдар Рязанов?

- А вот этот коктейль состоит из очень многих ингредиентов. Конечно, там много от Рязанова. Коллизия со съемками дебютного фильма Мячина – это немного история про «Карнавальную ночь». Она ведь была по тем временам не просто прорывом, а невероятной правдой жизни. И вот именно это желание сделать комедию про настоящую жизнь в Мячине от Рязанова.

"ГЕОГРАФ", ГОЛЛИВУД, БАЛЕТ

- Многие были удивлены, когда вы передумали снимать фильм «Географ глобус пропил», отдав его Александру Велединскому. Получается, вы отказались от него ради «Оттепели»?

- Да. Вам первому из всех, с кем я разговаривал по поводу «Оттепели», скажу – я понял, что «Оттепель» мне важнее. Хочу попросить вас, чтобы эта фраза в интервью осталась: я первый режиссер в современной России, который сознательно в здравом уме выбрал между сериалом и полным метром сериал. Я подумал – пусть все идет прахом, это мое, личное. У меня было ощущение, что я просто должен это сделать. На тот момент у меня был очень старый отец. И я хотел, чтобы он «Оттепель» увидел. К сожалению, не получилось.

- Я, кстати, сейчас думаю, что этот шаг - отказ от "Георгафа" -  для вас, в общем, довольно очевидный.

- Это еще почему?

- Ну я просто прикидывал, каким мог быть «Географ», срежиссированный Тодоровским. И не очень его видел по одной причине. Вы ведь последовательный проводник западных кинотрадиций и западного киноязыка на нашей территории. Вы снимаете не советско-русское, а именно европейское кино.

- Снимал до «Стиляг». «Стиляги» - это Голливуд.

- Иными словами – другая часть западной кинотрадици.

- (Задумывается) Я никогда не пытался себя анализировать, но вот я вас слушаю и понимаю, что вы близки к истине.

- Так вот, «Географ» как раз требовал не игры с отечественным кинематографом, а следования его заветам, что вам совершенно не близко. Тогда как «Оттепель» - опять же абсолютно западный постмодерн.

- Да, вы правы. «Георграф» и впрямь изначально не мое кино. Тем более Саша Велединский столь блестяще с ним справился.

- Следующая ваша картина будет про балет. На каком этапе в данный момент этот проект?

- Сейчас идет пред-пред-предподготовительный период. Дописывается и переписывается сценарий, который очень мучительно рождается. Но вроде бы что-то такое начинает появляться. Так что есть шанс, что после Нового года мы запустимся. Это сложнейшая картина. Она о том, как очень простой человек из низов постигает красоту в чистом виде.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Когда родители были молодыми...  

Колонка нашего обозревателя Валентины Терехиной

На Первом канале главное событие минувшей и грядущей недель - многосерийная "Оттепель" Валерия Тодоровского. Показали уже восемь серий, осталось еще четыре. Но, несмотря на близость финала, главная интрига по-прежнему сохраняется - угадать так и невозможно: чем (и главное - с кем) успокоится сердце главной героини?

На мой взгляд, несмотря на обилие сверкающих деталей и роскошную фактуру, как раз-то атмосферы в "Оттепели" маловато. Так мало, что, кажется, ее нет совсем. Словно красивое большое яблоко, на вид аппетитное до невозможности, но без вкуса и запаха, которое можно съесть, а удовольствия нет. Тягучее действие и вялая игра главных героев - это просто беда какая-то! Всегда одинаковый, флегматичный Евгений Цыганков - в роли сердцееда Виктора Хрусталева, "мерзавца" и одновременно талантливого кинооператора. (читайте далее)

Свежее дыхание оттепели

Колонка нашего обозревателя Алены Афанасьевой

С экрана повеяло свежестью… После целой череды шпионско-военных сериалов на первую кнопку пришла «Оттепель» Валерия Тодоровского.

Я давно ждала этот фильм, и мне почему-то все время казалось, что он непременно станет телеверсией знаменитых «Стиляг». Но нет, конечно же, это совсем другая история. Тодоровский нарисовал картину мира богемы 60-х, к которой принадлежал его отец Петр. Собственно, именно ему, режиссеру-эпохе, ушедшему из жизни прошлым летом, и посвящен фильм. Ему и крупнейшей советской киностудии «Мосфильм», где создавалась в то время кино, — недаром в образе режиссера Кривицкого, которого блистательно сыграл Михаил Ефремов, угадывается Иван Пырьев. Актерская игра органична, так что показанному веришь. (читайте далее)

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.