Клубная хроника, итоги. Вертинский, Пушкин, Дэвид Боуи…
За свою восьмилетнюю историю он стал одним из самых ярких свидетельств живучести искусства Арт-декаданса даже в наш век гламура и торжества «массового искусства». С 2009 года продюсер фестиваля Владимир Преображенский стал устраивать арт-салоны, которые породили массу подражателей: от Санкт-Петербурга до Киева. Рафинированная эстетическая программа пришлась по вкусу не только усталым снобам и породила самобытную культуру «бархатных».
Ее родоначальниками на Западе были певец Дэвид Боуи и группа Velvet Underground. Символично, что нынешний фестиваль открыла группа VERT. IN. SKY с ее лидером Михаилом Беловым, подвергшим ироничному переосмыслению творчество барда Александра Вертинского, а закрылся он ночным показом фильмов «бархатного» кинорепертуара.
Главным событием стало выступление квинтета Absent Sunday c солисткой Озмой. Певица выступила под изысканный аккомпанемент скрипок, фортепиано и клавишных. Стиль «дарк кабаре» особенно ярко проявился в композиции Concertina.
Сам Владимир Преображенский, как денди лондонский одет, солировал в группе «Бостонское чаепитие», недавно выпустившей в свет свой второй альбом - «Татуированная роза». В нем заметно просматривается тяга музыкантов к готике и стим-панку. Певица Дарья Ловать с блеском исполнила знаменитую песню из фильма «Кабаре», а также ряд других интересных музыкальных отечественных композиций.
Китайский искусник Пань И провел мастер-класс каллиграфии, а пара художников предложила зрителям достаточно традиционный для этого стиля перформанс «Женщина-мольберт». Досталась трибуна фестиваля и московским поэтам, которые прочли свои довольно остроумные стихи с чувственным оттенком - но они, увы, не слишком захватили внимание зрителей. Зато танцы в стиле Арт-декаданс, с участием звезд столичного необурлеска (Алисы Шпиллер и Николь Киндер), а также демонстрация моделей от популярных московских кутюрье пользовались неизменным успехом у всех участников вечеринки, одетых не менее модно, чем артисты.
В кулуарах фестиваля его продюсер В.Преображенский дал интервью корреспонденту «ВМ»:
- Как я дошел до «бархатной» жизни? В детстве окончил музыкальную школу. Мой дед, Владимир Геннадиевич Преображенский, был очень одарен: и музыкально, и театрально. Он играл в первых отечественных джазовых оркестрах (и параллельно строил первую ветку московского метро), снимался в эпизодах фильмов «Москва слезам не верит» и «Хождение по мукам»… Мое первое знакомство со свингом произошло, когда я начал слушать пластинки Эллы Фицджеральд из дедушкиной коллекции. Хотя наш ансамбль «Бостонское чаепитие» играет вроде бы и «неправильную» музыку, но непременно в ней присутствует свинг!
- Какую эволюцию прошел фестиваль «Бархатное подполье» за восемь лет своего существования?
- Он посвящен тому пласту искусства, который не всегда находит должное внимание у современных музыкальных критиков. Это искусство изящное, прихотливое, нередко утонченное и капризное. В России оно всегда непросто приживалось, а начиная со времен писателя Лескова подчас встречало сопротивление славянофилов.
Дендизм у нас всегда ассоциировался с англичанами и Оскаром Уайльдом. Тем не менее после революции 1905 года стало ощущаться сильное влияние французских символистов и пышно расцвел «Серебряный век». Этот яркий период в жизни российского искусства, как известно, весьма четко отражал дух времени и распространялся на музыку, литературу, балет. Именно тогда, как известно, возникали многочисленные салоны в стиле арт-декаданс.
То, что мы делаем сейчас, - это не ностальгия по богеме того революционного времени, а «бархатный» фестиваль XXI века. Мы не отказываемся от наследия прошлого, но мотивы и главное - язык выражения у нас абсолютно современные. Изменились изобразительные средства и, в частности, появилась рок-музыка…
- В глэм-роке 70-х годов с его пророком Дэвидом Боуи сильны черты Арт-декаданса и видна тяга к «изящным излишествам».
- Глэм-рок наследует традиции эстетизма конца XIX века. Группа Velvet Anderground c недавно ушедшим из жизни Лу Ридом играла именно такую «бархатную музыку». Но ведь еще были тедди-бойс - у них и стиляги - у нас. И световые возможности в 70-е годы только начинались. В сегодняшнем «бархатном» искусстве органично сочетаются звуковые и световые новации XXI века.
Наш фестиваль «Бархатное подполье» не стремится ретранслировать классический Арт-декаданс, а пытается стать самобытным явлением в российской культуре. В 2009-м мы организовали «нишевый» арт-салон в одном старинном московском здании, по коридорам которого ходили еще Пушкин и Радищев…
- В предыдущие годы вы отдали немалую дань готике, которая ныне переживает ренессанс во всём мире. Связаны ли ваши искания с творчеством Бориса Юхананова – известного российского режиссера, поэта, культуролога и «андеграундного» практика театра?
- Элементы готики есть в альбоме «Татуированная роза» моей группы «Бостонское чаепитие», который лишь отдаленно связан со знаменитой пьесой Теннеси Уилльямса. Одно время я играл в группе «Обер манекен», которая связана с исканиями Бориса Юхананова… А про наш фестиваль молодой режиссер А.Яков (мастерская Аллы Суриковой) снял недавно короткометражный фильм, отражающий многие важные аспекты нашей работы.
Наши планы? Главное, что с 2014-го мы планируем проводить «Бархатное подполье» ежегодно. И каждый раз будем вносить в программу оригинальные творческие новации – так, в этот раз в программу фестиваля впервые вошли мастер-классы по китайской каллиграфии и ретро-макияжу.