Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Дом, который построил Хомский

Развлечения
Дом, который построил Хомский
Известный театральный режиссер Павел Хомский скончался на 92-м году жизни / Фото: Сергей Пятаков
Беседа с главным режиссером Театра имени Моссовета Павлом Хомским состоялась незадолго до его ухода (режиссера не стало 6 сентября. — «ВМ»). Начался разговор с вопроса о столице 30-х годов прошлого века: коренному москвичу Хомскому были очень дороги детские воспоминания, он любил в них возвращаться.

Павел Осипович, как жили москвичи в тридцатые годы?

— Я жил на Малой Бронной, в квартире моего дедушки-врача. По сути, это была коммуналка, хотя жившие там люди — мамина семья и семья ее брата — были родными людьми. Потом, конечно, все разъехались. Но рядом с этим домом чувство ностальгии меня частенько накрывает.

Меня близкие всегда поддерживали. Мне, например, никогда не запрещалось играть в футбол со шпаной, которой были полны наши дворы. Мне даже купили бутсы — невиданная роскошь по тем временам, и ребята во дворе за это сделали меня капитаном команды: играл так себе, а вид имел представительный.

Отец спокойно относился и к моим дракам с мальчишками, понимал, что будущий мужчина должен уметь постоять за себя. Я принимал участие в потасовках, соблюдая железное для всех правило: мы никогда не били лежачего ногами.

А как случилось, что в неполные 16 вы попали на фронт?

— С первых дней войны начали формировать комсомольские бригады, в которые брали физически крепких старшеклассников. Я был спортсменом... Под Смоленском мы оказались в окружении. Никогда не забуду, как лежал в вырытой собственноручно яме, а сверху, засыпая землей, меня утюжила махина немецкого танка. Казалось, еще чуть-чуть — и его гусеницы меня раздавят. Обошлось, как видите. Но не всем так повезло: нас остались единицы...

Когда вышли из окружения, меня тут же отправили домой. Уехав в Томск, к родным, я поступил в местный университет, на филологический факультет. И туда же эвакуировали театральный институт из Ленинграда. Я решился попробовать себя, подал в него документы. Причем Тамаркин, наш университетский педагог и будущий академик, в сердцах совершенно искренне говорил: «Павел, вы человек из интеллигентной семьи! Зачем вам театральный?!»

Какой театр был вашим любимым в молодости?

— МХАТ и Малый были вне конкуренции. Я был потрясен игрой артистов этих трупп. Закончив учиться в студии Станиславского, я уехал в Ригу, где начал работать самостоятельно. Потом меня пригласил Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, где я получил пару выговоров, поставив пьесу Розова «В дороге». На ее автора шло давление. Товарищи из обкома провозгласили: «В нашей стране не может быть таких неустроенных молодых людей, которые действуют у вас на сцене. Вы вредите государству и партии». Но потом отпрыска одного из товарищей осудили за вооруженный грабеж — оказалось, что молодежь в нашей стране очень разная. В итоге я уехал в Москву... В столице были свои «радости» — восемь лет, работая в ТЮЗе, я не мог ставить ни Чехова, ни Шекспира, поскольку это не детские авторы. Мне не разрешили пригласить для постановки Петра Фоменко. Разозлившись, я ушел из этого театра. И вот тогда-то директор Театра имени Моссовета Лосев познакомил меня с Юрием Завадским.

Необыкновенно обаятельный, образованный, воспитанный, Завадский покорял всех. Не случайно в него была так влюблена Марина Цветаева. И именно Завадский вдохнул в наш театр ту правильную человеческую атмосферу, которую мы бережно храним по сей день.

В Театре им. Моссовета вас окружали грандиозные личности: Раневская, Плятт… Трудно работать с такими индивидуальностями?

— С Раневской я, увы, работал немного. Помню, когда меня ей представили, она окинула меня внимательным взглядом и своим низким грудным голосом сказала: «Посмотрим». А с Ростиславом Пляттом мы были большие друзья. Он был затейником и частенько хулиганил. В 30-е годы, поспорив с кем-то, выкупался голышом под стенами Кремля. Поскольку он уже был известен по картине «Подкидыш», отделался лишь исключением из профсоюза. Широкая, щедрая натура, чрезвычайно добрый, принципиальный до бесконечности — он был совестью театра. Конечно, трудно руководить театром, в котором собрались большие артисты. Они ранимые. Очень талантливые. И театр для них является домом. Если режиссер об этом помнить не хочет, то режиссура превращается в диктат и театр гибнет. Мне не свойственна жесткая диктатура.

СПРАВКА

В 1973 году Павел Хомский был приглашен в Театр им. Моссовета в качестве режиссера; в 1985 году стал его главным режиссером, а с 2000 года — художественным руководителем театра. Всего поставил более 140 спектаклей. Похоронен 9 сентября 2016 года на Введенском кладбище рядом с могилами родителей.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.