Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Авангард в действии: 3 главные творческие стихии Ман Рэя

Развлечения

Творчество Рэя – визитная карточка европейского авангарда. Его эксперименты в фотографии и кинематографе выходили далеко за пределы современных ему технологий, шокируя, вызывая удивление и восхищение публики. Влияние фотографа ощущается и по сей день, а выставки его работ собирают огромное количество зрителей. В данный момент в московском Пушкинском музее как раз проходит большая выставка фотопортретов Ман Рэя.

"Вечерняя Москва" проследила этапы становления творческой личности мастера в трёх областях искусств.

1. ЖИВОПИСЬ

Первые 30 лет жизненного пути художника прошли в США. Эммануэль Радницкий (настоящее имя Рэя), старший сын еврейских эмигрантов, родился 27 августа 1890 года в Филадельфии. В 1897 году семья переехала в Нью-Йорк, а в 1912 году из-за постоянных антисемитских нападок сменила фамилию на Рэй.

С юных лет Эммануэль увлекался рисованием. В 1908—1912 годы он занимался изучением искусства. В 1912 году Ман поселился в Риджфилде, где жили многие молодые художники, рисовал, иллюстрировал книги, подрабатывал в рекламном агентстве. Молодой художник пробовал себя в абстракции ("Ковер", 1911, музей Бойманс ван Бойнинген, Роттердам), кубизме ("Портрет Штиглица", 1913, галерея Йельского университета), футуризме ("Коврик", 1914, галерея Иль Фауно, Турин).

Познакомившись в 1915 году с художником Марселем Дюшаном, одним из лидеров дадаизма, он активно погрузился в авангард: выпустил тематический журнал New York Dada, участвовал в создании американской организации авангардного искусства, ставшей известной как "Анонимное общество". В 1915 году прошла его первая персональная выставка.

Ман Рэй сам придумывал новые изобразительные техники: в 1917 году он начал применять в живописи распылитель краски - аэрограф ("Танцующая на проволоке в сопровождении своих теней", 1916, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Увлёкшись фотографией, он на долгое время отошёл от живописи. В 1940-е годы, когда он переступил 60-летний рубеж, Рэй вновь взял в руки кисть, сосредоточившись в основном на полотнах метафизической направленности ("Виндзорские кумушки", 1948, галерея Иль Фауно, Турин), но не забывая и о любимом сюрреализме ("Свидетель", 1941, галерея Шварц, Милан). В последние годы жизни он создавал объекты, внешне кажущиеся простыми, но наполненные внутренних смыслов и ассоциаций ("Весенняя пора", 1961–71, коллекция М. Дж. Мортона, Чикаго; "Стеклянная звезда", 1965, коллекция М. Зерлиб, Париж).

Авангард в действии: 3 главные творческие стихии Ман Рэя Ман Рэй в 1934 году (фото Карла ван Вехтена) / Фото: wikimedia.org

"Непонимание" (1938)

2. КИНЕМАТОГРАФ

В 20-е годы Ман Рэй увлекался созданием авангардных фильмов, оказавших впоследствии большое влияние на творчество таких деятелей, как Луис Бунюэль и Сальвадор Дали. В его кинокартинах - "Возвращение к разуму" (1923), "Эмак Бакия" (1926), "Морская звезда" (1928) – использовались экспериментаторские, новаторские приёмы, как съёмка против света, съёмка через искажённое стекло.

В "Возвращении к разуму" соль, перец, кнопки, пуговицы и стружки приклеивались прямо к плёнке, через которую, чтобы подчеркнуть зернистость и текстуру, пропускался свет. В "Эмак Бакия" ("Оставь меня в покое" с бакского) активно использовался символический код: между фарами автомобиля приклеен гигантский глаз, а в знаменитой финальной сцене муза художника Кики де Монпарнас сначала "смотрит" нарисованными на её веках глазами, а затем открывает их и смотрит уже по-настоящему. Таким образом, речь шла о свободном, "незашоренном" зрении.

[OBJ "Эмак Бакия" (режиссёр - Поль Элюар, 1926)]

3. ФОТОГРАФИЯ

В 1918 году произошло событие, кардинально повлиявшее на творческое развитие Мана Рэя: он купил фотоаппарат. Сразу же увлёкшись фотоискусством, он начал активно экспериментировать с различными фототехниками и создавать новые. Творческой мысли начинающего фотографа способствовал переезд в Париж в 1921 году, где он прожил практически весь остаток жизни, и вхождение в круг таких крупных деятелей дадаизма и сюрреализма, как Макс Эрнст, Хуан Миро и Пабло Пикассо.

В 1922 году фотограф изобрёл названную в свою честь рэйографию (фотограмму). Этот метод позволял получать фотографические изображения без применения фотоаппарата, путём накладывания объектов на сверхчувствительную бумагу и освещения лампой. В середине 20-х Рэй начал активно использовать как художественный приём соляризацию, или эффект сильного пересвета, получаемый при повторной экспозиции негатива. Кроме того, он одним из первых начал совмещать в одном произведении фотографию и живопись, создавая своеобразные сюрреалистические "объекты".
Использование новаторских методик, которые сам Рэй называл "живописью света", создавало абсолютно новый и свежий взгляд на фотоискусство, возвышая его до уровня чего-то загадочного и таинственного. Такие фотографии, как "Круглые предметы в движении, с гвоздиками, пружиной и электрической пробкой" (1922, коллекция Т. Баума), "Пьющая Кики" (1922) внесли свой вклад в становление сюрреализма.

В 1924 году Ман Рэй создал одну из самых известных и узнаваемых своих фотографий – легендарную "Скрипку Энгра". Обнажённая женская спина, помеченная двумя скрипичными завитушками – одно из самых красивых сюрреалистических изображений женского тела в истории фотографии.
Так же известность получила серия сюрреалистичных фотографий в стиле "ню", снятая в 1934 году, для которой позировала подруга Мана Рея, молодая художница - сюрреалистка Мерет Оппенгейм.

Авангард в действии: 3 главные творческие стихии Ман Рэя Фото: wikimedia.org

Техника Мана Рэя оказала большое влияние на стилистику иллюстрированных журналов и журналов мод такого уровня как Vogue, Time, Life, Look Magazine, с которыми мастер активно сотрудничал долгие годы. Благодаря Ману Рэю американская и европейская фотография в принципе значительно поменяла свою стилистику.

Кроме того, важную часть творчества фотографа занимают портреты современников, отличающиеся лёгкостью и чувством юмора. Среди них такие громкие имена, как Жан Кокто, Джеймс Джойс, Гертруда Стайн, Вирджиния Вульф, Андре Бретон, Луи Арагон, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Ле Корбюзье, Эльза Скиапарелли, Ив Монтан, Игорь Стравинский, Эрик Сати.

Ман Рэй всегда был любителем самых красивых и талантливых женщин, которых называли "королевами парижской богемы". Они становились его музами, подругами, моделями. Среди них такие знаковые для творческой среды тех лет имена, как Кики де Монпарнас, Ли Миллер, Эди Фиделин. Женился фотограф лишь в 1946 году, когда ему было 56 лет. Его избранницей стала танцовщица и фотомодель Жюльет Браунер. В 1950 году пара переехала в США, где Рэй преподавал живопись и фотографию, однако уже через год навсегда вернулись в любимый Париж. У супругов родилась дочь Анна Рэй, ставшая впоследствии автором популярных книг о своём отце и его знаменитых друзьях.

В 1976 году в возрасте 86 лет Ман Рэй скончался в своей фотостудии в Париже. Он был похоронен на кладбище Монпарнас. Эпитафия на его могиле гласит: "Беспристрастный, но не равнодушный".

После его смерти Жюльет организовала Фонд Мана Рэя, который владеет авторскими правами на большинство его произведений, организует выставки, публикует альбомы. Жюльет Рэй умерла в 1991 году и была похоронена в той же могиле с эпитафией "Снова вместе".

В 1999 году Ман Рэй был признан одним из 25 наиболее влиятельных художников XX века по версии журнала Art News.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.