Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Чеховский фестиваль. Театр Запада и танцы Востока

Развлечения
Чеховский фестиваль. Театр Запада и танцы Востока
Алиса Эстрина и Петр Маркин в сцене из спектакля “Война” режиссера Владимира Панкова. / Фото: Владимир Вяткин
С 13 мая по 17 июля в столице пройдет Двенадцатый Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова. «ВМ» предлагает путеводитель по его афише.

Чеховский фестиваль этого года – это девятнадцать спектаклей разных жанров из двенадцати стран мира – Аргентины, Белоруссии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, КНР, России, Тайваня, Франции, ЮАР, Японии.

Вся фестивальная программа поделена на три части. Первая, мировая серия, - это спектакли зарубежных мастеров сцены, вторая, программа московских театров – постановки иностранных режиссеров и хореографов в Москве. Третья часть касается уже регионы – в нее вошли спектакли и международные проекты Чеховского фестиваля, которые будут показаны в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже и Пскове.

Итак, обратим внимание на первую часть программы, зарубежные спектакли. В этом году зрителям предлагают мощный «французский» блок, который открывается «Мещанином во дворянстве» Мольера. Его режиссер, Дени Подалидес, когда-то играл во французском спектакле Петра Фоменко «Лес», а самим театром некоторое время назад руководил Питер Брук. Но основная причина, по которой стоит сходить на «Мещанина во дворянстве» - барочная музыка Жана-Батиста Люлли, та, которая звучала в спектакле Мольера во времена Людовика XIV. Кстати, заняты в постановке известные французские актеры, а эксперты отмечают, что, несмотря на аутентичность, «Мещанин во дворянстве» будет понятен и близок самому широкому зрителю.

Компания известного француза Филиппа Жанти представит спектакль «Не забывай меня». По словам самого Жанти, который приезжает на фестиваль уже в четвертый раз, сила постановки – в том, что актерам удалось выразить языком тела свои сны.

В третий раз приезжает Джеймс Тьере, который привозит хореографическую драму «Красный табак». Внук Чаплина, Тьере делает театр, который когда-то называли новым цирком. Впрочем, на цирк это мало похоже, поэтому жанр «Красного табака» определяют как визуальное искусство, в котором много и танца, и акробатики и даже цирка.

«Ионеско. Сюита» Режиссера Эмманюэля Демарси-Моты (Театр де ля Виль ) – это микс из произведений Ионеско. Эксперты Чеховского фестиваля говорят, что эта работа – пример того, как надо играть французский театр абсурда. «Ионеско. Сюита» - пример театральной легкости и невероятного владения материалом.

В спектакле «Ложные признания» известного француза Люка Бонди французского «Одеона» - Театра Европы» играют две звезды мирового уровня, Изабель Юппер и Луи Гаррель, а действие перенесено в наше время. Перекличка времен утонченного 18 века и грубых реалий века 21-го – одна из сильных сторон работы Бонди.

«Махабхарата – Налачаритам» - индийский эпос в воплощении японского режиссера Сатоси Мияги, сочетающий юмор, изящество и приемы японского театра Кабуки.

Спектакль «Рис» Хореографа - Лин Хвай-мина Театра Танца Тайваня «Клауд Гейт» - это ни на что непохожая азиатская хореография, которую исполняют актеры с невероятной пластикой.

Представлена будет на фестивале не только восточная хореография, но и, например, легендарное аргентинское танго и испанское фламенко. Аргентину представляют танцевальный спектакль «Танго и Ночь» «Танго Метрополис Данс Компани» и премьеру «Удивительного мира животных. Ягнята» в сценической версии, постановке и декорациях одного из интереснейших мастеров современного аргентинского театра Даниэля Веронезе. Премьера «Ягнят» пройдет в рамках XII Чеховского фестиваля.

Традиционно, в программе Чеховского фестиваля покажут спектакль одного из молодых режиссеров из стран СНГ. В этом году – это пьеса белорусского драматурга Дмитрия Богославского «Тихий шорох уходящих шагов», которую кыргызский режиссер Шамиль Дыйканбаев поставил в Минске в Республиканском театре белорусской драматургии.

Также стоит обратить внимание на спектакль «Война» в постановке Владимира Панкова, копродукцию Чеховского фестиваля, Эдинбургского международного фестиваля и студии SounDrama. Спектакль создан по роману Олдингтона «Смерть героя», произведениям «Илиада» Гомера и «Записки кавалериста» Гумилева и посвящен 100-летию начала Первой мировой войны.

Что касается московского блока программы, то в нее вошли постановки Петера Штайна, Деклана Доннеллана, Теодороса Терзопулоса, Жан-Кристофа Майо, Андрейса Жагарса, Джона Ноймайера, а также спектакли, поставленные в МХТ им. А.П. Чехова в рамках проекта «Французский театр. Впервые на русском» в постановке Паскаля Рамбера, Кристиан Бенедетти, Бриджит Жак-Важман, Мари-Луиз Бишофберже.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елена Наумова, координатор зарубежных проектов Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова

Чеховский фестиваль изначально был нацелен на все лучшее, что есть в мире. Он возник в недрах организации, которая после распада СССР называлась Международной конфедерацией театральных союзов. Когда фестиваль проходил в первый раз, в 1992 году, все говорили, что это безумие, ведь о каком театре можно говорить, когда людям нечего есть. Бывали годы, когда на фестивале делали экспериментальную программу, но с появлением фестивалей «Net» и «Территория» такая необходимость отпала. Интересно, что все, кто приезжал сюда хоть раз, хотят вернуться, никого не приходится уговаривать. В этом году не было ни одного отказа, несмотря на непростую ситуацию в мире. Поэтому можно сказать, что возвращаемость – один из принципов фестиваля, который только позволяет открывать новые для зрителя имена, но и следить за творчеством постановщиков с мировым именем в их развитии.

В ТЕМУ

Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова учрежден Международной конфедерацией театральных союзов. Первый фестиваль состоялся осенью 1992 года. Начиная со второго фестиваля в 1996 году в его программах представлены спектакли — копродукции Международного фестиваля им. А. П. Чехова с различными международными организациями в постановке зарубежных режиссеров и с участием российских актеров... Фестиваль возник в недрах организации, которая после распада СССР называлась Международной конфедерацией театральных союзов.

Подкасты