Лев Додин побоялся создать пародию на себя самого
Корреспондент «ВМ» посмотрел новых «Братьев и сестер», а также побывал на Девятой международной театральной школе СТД России, студентам которой Додин рассказал о спектакле.
«Братья и сестры» - название без которого трудно представить афишу МДТ. Спектакль был выпущен в 1985 году, побывал в 14 странах мира, включая Японию и США и стал символом театра.
- В марте сыграли 30-летие спектакля, - рассказывает Лев Додин. - Это редкий случай, когда те, кто двадцатилетним пришел на сцену, сейчас – пятидесятилетние. Понятно, что в последнее время играли этот спектакль очень редко, было тяжело артистам. Потому что зритель постепенно перестает видеть, что артист не юноша: к середине спектакля у зрителей все стирается, но артистам психологически, и главное, физически все труднее и труднее, там огромная физическая нагрузка. Сережа Власов (исполнитель роли Егорши в первых «Братьях и сестрах» - прим. "ВМ") в каждой паузе лежал на диване, ему часто делали уколы. Это уже просто негуманно, хотя всем хочется играть. Я понял, что уходит спектакль, что в театре не будет «Братьев и сестер». А это театр, который родился только из этого спектакля, из самого этого понятия «Братья и сестры», из неразрывной человеческой связи. И я понял, что не может быть театр без этого названия, это будет уже какой-то другой театр.
И Додин снова берется за прозу Абрамова:
- Даже в очень едином театре всегда есть недоверие, - делится Додин со студентами. – Другое дело, что в театре, где есть уважение и доверие друг к другу, это выглядит так: «Ну, хочет попробовать, давайте попробуем». Но ты очень чувствуешь вокруг тебя благостное недоверие.
Сначала оно возникло. Я даже не понимал, как это назвать. Копию сделать невозможно. Новый спектакль поставить невозможно.... Сделать это же с совсем молодыми? А потом про это узнала молодёжь, я понял, что они так этого хотят! Для них непредставимо, что это возможно: они выросли на «Братьях и сестрах», они с обожанием относятся к артистам, которые играют роли, которые казались чем-то недостижимым с детства. И тут попытаться стать Мишкой, Лизкой, Варварой… Я увидел, что у них восторг в глазах, и подумал, что этот восторг нельзя не только упускать, но и обманывать.
Артисты вместе с Додиным снова поехали на родину Федора Абрамова, в Верколу:
- Очень все изменилось там с тех пор, как мы были первый раз, - говорит Лев Додин. – Например, там был разрушенный храм, где в лицо Богородицы вбит гвоздь и сделано баскетбольное кольцо. Теперь там церковь, монастырь, теперь там вся деревня верующая, хотя все те же люди были неверующие, но, может, не до конца неверующие… Теперь там есть бар – а представить в абрамовской Верколе бар… В общем, изменилась очень деревня, и все же некая сущность, некая природа чувств опять-таки осталась. И некие следы – что такое деревня после войны – тоже остались.
После экспедиции два с половиной месяца артисты готовили заявки-предложения, которые потом практически двое суток смотрели в театре.
- Их было не остановить, - вспоминает Лев Додин. – Это было очень заразительно, стало понятно, что есть огромная энергия и желание, но при этом ясно и то, что задача невероятно трудная, у них на ушах, на кончике языке была интонация любого артиста этого спектакля. Если их вывести всех в той же декорации, они сыграют спектакль от А до Я – и это будет абсолютная пародия. Я испугался смертельно и понял, что надо все по сути делать заново. Мы другие, у них отношения другие, например, отношения между Петром Семаком и Наташей Фоменко (исполнители ролей Мишки Пряслина и Варвары Иняхиной в первых «Братьях и сестрах»– прим "ВМ") - это одни отношения, одни однокурсники или "рядомкурсники", а отношения между Женей Санниковым и Лизой Боярской (исполнители ролей Мишки и Варвары в новых «Братьях и сестрах» - прим. "ВМ") совершенно другие, одна - знаменитая артистка и почти 10 лет как закончила институт, а другой выпустился два года назад и его пока никто не знает. Другие отношения - и другие смыслы. В этом и есть понятие живой спектакль – когда он может реагировать на новые смыслы.
Рождалась версия «Братьев и сестер» 2015-го года непросто:
- Это было мучительное дело, - признается Лев Додин. – И я благодарен ребятам за то, что понимал, что не могу их обмануть, коли в это дело втравил. Они с таким мужеством ко всему относились, все время менялись ролями, то у них была самая главная роль, то самая неглавная, им говорили – не так, по-другому… Мне кажется, что-то в этом получилось. Родился совсем другой спектакль, с другим темпераментом, другим видом на вещи. Актеры, которые в нем сейчас играют, прошли огромную школу и пока играть счастливы. А это не так маловажно, ведь еще вопрос, кто должен быть счастливее – те, кто на сцене или те, кто в зале. А я уверен, когда счастливы на сцене, то кто-то и в зале станет счастлив.
СПРАВКА
Лев Додин — советский и российский театральный режиссер. В 1975 году постановкой спектакля «Разбойник» началось сотрудничество Льва Додина с Малым драматическим театром. С 1983 года он является его художественным руководителем, а с 2002 года и директором. В 1992 году Лев Додин и его театр были приглашены в состав Союза театров Европы, а в сентябре 1998 года Малый драматический получил статус «Театра Европы». Додин был женат на Наталье Теняковой.