Ах, как же тяжел шутовской колпак!
К сценической встрече с Шекспиром 84-летний Марк Захаров шел всю свою творческую жизнь. Мудрость пережившей столетия классики, помноженная на талант художественного руководителя лучшего в стране театра, считающегося остросоциальным, выплеснулись в яркий, философский спектакль, где в добрых традициях «Ленкома» играют с огнем, стреляют из пушек, устраивают фейерверки - короче, палят «из-за такта» по спящим зрительским мозгам.
Тексты комедии и трагедии Шекспира сдобрены вольным захаровским прочтением, придающим предельную прямолинейность взгляда на проблему «власть – общество – личность», в контексте витков спирали истории.
Слово «спираль» - вовсе не фигура речи. Визуализированные спирали, волны, круги и прочие элементы хай-тековской сценографии Алексея Кондратьева выглядят на сцене, как кардиограмма нашей современной жизни, сделанная в каком-то невидимом медицинском кабинете.
А сама жизнь буквально ломится в окна! В центре постановки – две неординарные личности, Шут и Король. Причем, Фальстаф – не просто шут. Он - «любимец нашего народа». Весельчак и герой, балагур и пьяница, Фальстаф маскируется под дурака с единственной целью: выжить в звериных объятьях своего «друга» Принца Уэльского, будущего короля Англии.
История шутовства волновала Захарова еще начиная с «Тиля». Позже был «Тот самый Мюнхгаузен», затем «Шут Балакирев». И каждый раз режиссер со своим неизменным соавтором Григорием Гориным убеждали зрителей, что под маской шутов и вралей подчас скрываются великие генераторы сумасшедших идей, герои, просветители, реформаторы, опередившие свое время, призывавшие людей к свежему, незамыленному взгляду на то, что происходит за окнами. За что люди далеко не всегда платили шутам благодарностью. С шутами, героями и некоторыми главными режиссерами театров такая неблагодарность, увы, случается нередко.
Вот и Фальстаф (в фантастически интересном прочтении народного артиста России Сергея Степанченко) - из той же шутовской артели. В манере и пластике Сергея Юрьевича отразились, как-то разом и вдруг, сразу все великие ленкомовские Шуты. Нет -нет, да и проскальзывает в его мимике прищур веселых абдуловских глаз, мелькает хитроватая и беззащитная леоновская улыбка, тянет иронией Янковского. Словно долго-долго впитывал он знаки этой питательной среды, а потом, взял, да и выдал «на гора» всю шутовскую гремучую закваску! Рожденный импровизацией хорошего артиста, ироничный, тонкий, текуче-подвижный Фальстаф еще и сыплет перлами - впору записывать в блокнотик! «Мне с юных лет любезны были восстания и перевороты, когда достается по морде всем - и правым, и неправым». Свежо и знакомо, не правда ли?!
Принц Уэльский – тоже прелюбопытная штучка. Взглянешь – не уснешь! Народный артист России Дмитрий Певцов намеренно сконцентрировал в своем персонаже все мыслимые пороки: в его подаче принц - олицетворение зла и лицемерия.
Так что же побуждает человека идти во власть, и затем любой ценой удерживаться на троне? Какова цена? Как юношеские идеалы трансформируются в «непопулярные в народе меры», и облекаются в фашистские лозунги?
Ощущающий себя новым Робин Гудом, принц Уэльский совершенно не замечает, что грабя богатых, он вовсе не спешит делиться с бедными («Нынче грабят не какие-то проходимцы, а люди знатные!»). Любитель лихих набегов и ночных разбойных попоек, он власть все же ценит превыше денег, дружеского кутежа, и любовных утех. И ради этой власти, словно Каин, вероломно убивает старшего брата – принца Ланкастерского (Александр Мизев). Вот она – кровавая поворотная точка, требующая прикрытия великой целью! К «борьбе за свободу» ( естественно, через зачистку свидетелей до основанья)! К наведению порядка (естественно, «железной рукой»)! К отказу от парламента («Мы и без парламента прекрасно проживем!»). И - с непременными приветственными речами для народа: «Простые люди, ради вас я сел на трон и буду здесь сидеть пожизненно!»
Герой Певцова идет вперед по трупам. Каков король – такая и страна. В стане Генриха каждый день - новые порядки, при которых новоявленные «Остапы Бендеры» требуют оплатить теперь уже не только вход «в провал», в кабачок ( далее - по списку), но и выход оттуда.
Отдельным украшением спектакля являются женские образы. В роли Леди Пэрси (она же Кэт) блистает народная артистка России Александра Захарова. То нежно играющая на лютне, то залихвацки читающая рэп, она в финале предстает беззащитной и потерянной «бедняжкой». Ее, подарившую принцу Уэльскому любовь и игру на лютне (каков пассаж!), теперь не хотят вспоминать прилюдно. А посему, Кэт надо удалить, и как можно дальше. Звук выстрела за порогом дворца сопровождается комментариями принца: «Одурели от полномочий! Распространяется болезнь у наших идиотов. Хотя бы довели до городских ворот!»
Так же далеко удаляет Принц и бывших соратников свои дружеских попоек. И вот уже кабачок «Кабанья голова» «зачищен до основанья». Во главе с его хозяйкой Миссис Квикли (неисчерпаемая и прекрасная Олеся Железняк, которая танцует в этом спектакле так, что мюзикл «Кошки» отдыхает в полном составе).
К безусловным достоинствам постановки относится выдающаяся музыка композитора Сергея Рудницкого, стихи классика Юлия Кима, хореография Сергея Грицая. Своим талантом спектакль украсили актеры Владимир Юматов, Иван Агапов, Дмитрий Гизбрехт, Игорь Миркурбанов и другие.
Любопытно, что первый показ этой постановки «для пап, мам и худсовета» пришелся на день 80-летия великого российского афориста В.С.Черномырдина. О чем кто-то вспомнил уже на выходе из зала, процитировав его нетленное, очень пришедшееся к месту: «У нас есть еще время сохранить лицо. Потом придется сохранять другие части тела!»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Продюсер мюзикла «Маяковский» рассказал о премьере
Оазис природы в центре мегаполиса: музей-заповедник «Коломенское» озвучил планы на лето