Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Леонид Жуховицкий: «Литература – это наука о счастье»

Развлечения
Леонид Жуховицкий: «Литература – это наука о счастье»
Писатель Леонид Жуховицкий. / Фото: РИА «Новости»

- Леонид Аронович, 81 год – это конечно мало для такого человека, как вы. Вы – молоды, спортивны, в теннис, в бильярд играете. Как вам кажется – человек должен  ли подводить итоги, или надо жить легко, не считать цифры – просто жить?

- Подводить итоги – занятие бессмысленное. Ведь завтра будет следующий день. и он ничем существенным не отличается от дня рождения – ну, разве только немножко голова болит с утра, потом пройдет, день закончится и надо все равно садиться за работу или чем – нибудь еще заниматься. Но мой возраст – это для любого человека немало. Но. поскольку это всё неизбежно, надо, наверное, думать не о  том, что ты сделал, а о том, что у тебя впереди, даже если впереди не так уж и много. Просто если ты что-то хочешь сделать, написать – лучше не откладывать.

- А что вам еще хочется сделать, сказать, написать? Или это не обязательно книги?

- Хочется сделать достаточно много. Потому что жить от книги до книги в 80 лет нельзя, во всяком случае, не слишком разумно. Я даже не знаю, сколько у меня книг - ну, хорошо, более 40. Хорошо, будет 44 – но что в мире изменится? Я думаю о другом. Какие-то вещи я должен был сделать в жизни. Что-то сделал, что-то не совсем. Вот сейчас  меня, например, изрядно мучает одна мысль: когда я только закончил институт, то вывел для себя такую формулу - литература – это наука о счастье. Я думал, что когда-нибудь я должен написать книгу, условно говоря, «Как быть счастливым». Поскольку я всю жизнь занимаюсь человеческими отношениями и больше всего пишу о любви, а значит, думаю постоянно об этом, и знаю про это много. Иногда мне даже кажется, что больше, чем кто бы то ни было в России. И не потому что я такой умный, а потому что я постоянно этим занимаюсь, я постоянно об этом думаю. Написал я много, и про счастье много, но одной книжки, как учебник, у меня нет. А потом я себя утешил тем, что в общем, наверное, я такую книжку написал. Если бы собрать все, что у меня написано- не романы, не повести- а только в публицистике – о любви, о дружбе, о человеческих отношениях, о счастье, то наверное, это и была бы вот та книжка, о которой я когда-то думал, но которую так и не собрал. А теперь я не знаю – хватит ли у меня на это сил. Эта книжка получилась бы довольно объемной, но это не учебник, это просто множество житейских историй, о которых я писал. Истории о счастливых людях, о несчастных, истории о людях с большими проблемами, истории о том, как люди абсолютно бессмысленно мучают друг друга, истории о том, как ищут там, где найти что-либо невозможно, истории о том, как ломают дом, надеясь на то, что построят новый и он будет лучше, а не только он не будет лучше, а вообще никакого дома не будет – короче говоря, много таких вещей. И материал есть, и он написан, но осталось не так много энергии. И мне страшно к этой работе приступать – собрать из того, что написано одну такую книжку. Тем более, что по нынешним временам, я не знаю, какой издатель станет такую книжку издавать, какой книготорговец продавать и какой читатель станет это читать. Поэтому я только думаю об этом.

- Чему вы посвящали эти последние годы – над чем работали?

-Две серьезных работы я закончил в этом году. И когда я занимался ими- это было очень счастливое время. Одна работа – это книжка о поэтах - шестидесятниках. Я писал только о тех, кого я близко знал. Критерий был такой – с кем я был на «ты». С кем на «вы» - о них я не писал. Поэтому в книжке нет  каких-то очень крупных поэтов – шестидесятников, скажем, нет Бродского. И я не писал о тех, кто жив – дай бог им жить подольше, они сами о себе напишут. И когда я подсчитал, сколько же у меня поэтов в этой книжке, оказалось, что их 15. И только один из них живой, но его я не мог обойти – это исключение из правил. Это – Женя Евтушенко, он мой очень старый друг, первый шестидесятник, с него началась эта волна – и его обойти было невозможно. Есть еще одно исключение, это человек, с которым я был на «вы» - это Александр Галич. И я о нем знаю то, что не знает никто другой. Потому что из тех, кто был в Новосибирске на знаменитом фестивале бардов, где  состоялся единственный на родине легальный концерт Галича, остался в живых один я. Остались еще какие-то физики, но это люди не слишком пишущие. Пока я писал эту книжку, я жил в атмосфере поразительно прекрасных стихов. В этой книге есть люди очень знаменитые – есть Андрей Вознесенский, есть Роберт Рождественский, есть Бэллочка Ахмадулина, есть Булат Окуджава, есть Володя Высоцкий. Но есть люди с не столь громкими именами, но это потрясающие поэты. Там есть например, Владимир Соколов – это поразительный поэт, поэт первого ряда, и я рад был, что смог написать о нем. Есть поэты, которых многие даже по фамилиям не знают – Владимир Корнилов, который долго не издавался, только во время перестройки его стали печатать, это мой друг и замечательный поэт. Это и Саша Аронов, Вадим Черняк, Сережа Чудаков, Альфред Солянов – это все поэты, которым я попытался продлить их творческую жизнь. Не знаю, что из этого вышло, но писать эту книгу было необычайно приятно – постоянно вспоминал или перечитывал стихи. А какие-то стихи я давал в том виде, в каком они были первоначально – ведь цензура  работала,  и я давал свою редакцию по памяти.
И еще одна работа была очень интересная. Один издатель и мой друг – Марк Дейч, который трагически погиб, утонул,  спасая девочку, предложил мне эту работу. Он героический человек – он всю жизнь кидался в такие дела, в которые другой бы и не сунулся. У нас среди журналистов не было более лютого врага фашистов, чем он. Он писал о нашем отечественном фашизме, и здорово рисковал – я иногда даже удивлялся, что он еще жив. Потому что эта шатия не знает джентльменских правил – как убили Аню Политковскую, как убили ,Юру Щекочихина. И вот именно Марк Дейч попросил меня сделать такую вещь. Его издательство выпускало серию под названием «Муза» - это поэтическая серия, сборники десяти русских лучших поэтов- Пушкин, Лермонтов, Блок, Пастернак, Мандельштам, Ахматова, Цветаева и еще несколько имен этого ряда. И он попросил меня написать предисловия ко всем этим сборникам – очень короткие, 4-5 страничек. Но работа опять была замечательная. Я сразу сказал – я не литературовед, и не биограф, и не стану писать очерки про них. Я решил это сделать в том жанре, как это было у Марины Цветаевой, когда она писала о Пушкине и назвала очерк «Мой Пушкин». Я тоже назвал это «Мой Пушкин», «Мой Лермонтов», «Мой Блок», «Моя  Цветаева» и т.д. Но это работа нелегкая, потому что четко надо было понять – что такое каждый из них для меня. И это надо было сделать очень кратко.  И еще передо мной стояла задача – показать современным молодым читателям – насколько мы фантастически богаты! У нас за спиной гениальная поэзия, но многие это все даже не читали. Я вообще считаю, что если человек в молодости не увлекался стихами, то у него будет что-то вроде авитаминоза на всю жизнь. Когда маленькому  ребенку не додадут витамина А, и на солнце он мало находится, то у него будет рахит- так своими кривыми ножками и будет топать по жизни. Так вот, люди, которые никогда не любили стихи так вот и идут по жизни на этих кривых ножках. И им очень трудно стать счастливыми – гораздо труднее, чем всем прочим. И вот я написал 10  таких эссе, и это была  прекрасная работа. Вот так мне повезло. И юбилейный год я отметил завершением этих  работ.

- Леонид Аронович, а вы сами часто пишите стихи сейчас?

- Нет, давно не пишу. Стихи писал только в молодости, в институт пришел по стихам, потом писал только прозу, пьесы. И однажды вдруг как пробило! Я написал десяток стихотворений. И опять всё! И уже нет такой потребности, только читаю чужие стихи, и иногда пишу к ним предисловия, когда люди просят. Сейчас я понимаю, что книги стихов нужны только их автору и нескольким его близким друзьям.

- А отчего так сейчас – как вы  думаете? Ведь раньше поэты собирали стадионы.

- Ну, во-первых, стадионы собирали не все – таких было максимум 10 человек, кто собирал стадионы. Потом еще ведь не всегда даже очень великий поэт способен собрать стадион. Есенин мог  бы собрать стадион, но я не уверен, что, скажем, Мандельштам собрал бы стадион. И может даже Ахматова не собрала  бы стадион. 

- А может это и не надо – представляете себе – интимные стихи Ахматовой читать на стадионе! Это нонсенс.

- Кому-то надо, кому-то не надо. Нет закона одного на всех, потому что поэты все – абсолютно разные. И если, скажем, Вознесенский или Евтушенко были поэтами, которым нужна трибуна, то Володе Соколову трибуна была противопоказана – он для очень неторопливого чтения, перечитывания и т.д. Абсолютно стадионным был Володя Высоцкий – сейчас фантастически популярный поэт и человек. У нас иногда проводят такие странные исследования – кто в 20 веке мог бы стать символом России. 1 место занял Гагарин, 2 – Высоцкий, и 3 – с большим отрывом Георгий Константинович Жуков. Но, тем не менее, я доволен, что Высоцкий занял столь высокое место, потому что он, бесспорно, народный поэт. Он нем разное говорят, его можно и хвалить и ругать, и недостатков у него полно. Но это был человек плоть от плоти и кровь от крови – народа. Он был частичкой народа, и за это его так любят. Есть наверное поэты крупнее, как Пастернак. Пастернак безусловно, сложен, но до него надо докопаться, дойти, его стихи – как великая музыка, которую надо слушать 10- 20 раз, и тогда только до человека доходит, что Бах был гений. И Моцарт лучше наших сегодняшних эстрадных звезд так называемых. Но это надо многократно слушать. Так что это все не трагично – один поэт для стадиона, другой – для небольшого зала. И драма человеческая наступает тогда, когда поэт для маленького зала начинает завидовать тому, кто покоряет стадионы. Каждому – свое, и каждый по – своему нужен. Точно так же, как скажем, среди медиков нужна санитарка, способная перевязать палец, и нужен нейрохирург. Но это разные профессии, и это разные люди.

- Какие главные ошибки совершает пишущий человек, на ваш профессиональный взгляд?

-Тяжелейшая ошибка, когда начинают писать самую острую вещь в хорошие времена. Начинать писать надо в плохие времена. И когда наступит хорошее время, то надо достать готовую вещь, напечатать и она как-то до людей дойдет. А те, кто начинает писать в хорошее время, не успевает закончить – бац, наступает плохое время, тяжелая полоса. И до людей не дойдет. То есть надо жить по своему графику, а не по графику власти, цензуры.

-Помните, как у Кушнера «времена не выбирают, в них живут и умирают». А в какое время вам бы хотелось жить?

- Я по-настоящему могу судить только о временах, в которых я жил. Тот же серебряный век, когда книжки Ахматовой и Цветаевой выходили тиражом 200-300 экземпляров, это легенда – что все их знали и обожали. Не было этого. Это были поэты, которые печатались маленькими  тиражами. Вот взять шестидесятников – они писали для круга своих друзей, хотя им говорили, что надо писать для народа. А это был мой народ – в количестве 20-30 человек. И когда я что-то заканчивал писать, я давал им читать. И то, что они мне говорили- это и была оценка народа. Потому что я не мог рассчитывать, что всё это сразу возьмут и напечатают. Да, было небольшое количество читателей, но зато какие читатели – один другого лучше! Евтушенко, Рождественский, тот же Саша Аронов или Толя Жигулин – это все было замечательные люди. И я думаю, во  время серебряного века поэты тоже писали друг для друга, или для той случайной аудитории, которую им иногда удавалось собрать. Я не знаю, читала ли когда-нибудь Ахматова свои стихи на стадионе. Боюсь, что никогда. И та же Цветаева жила за границей как в изгнании, у нее не было тесного своего круга. Ей просто очень голодно жилось, не говоря уже о другом. Так что все это мифы.

- Леонид Аронович. Вы пишите книги о счастье. А какие миги счастья были у вас?

- Мигов счастья было много. Но это все было связано не с литературой, а с любимыми девушками, когда я был моложе. Вот это все – миги счастья! Конечно, колоссальный миг счастья был, когда после 3-х дней у Белого Дома наконец рухнула диктатура и над ним поднялся российский флаг. Я помню ощущение колоссального счастья! И когда на  следующий день вся Манежная площадь была полна! Это были абсолютно счастливые времена, и такие великолепные люди там были! И вот это был день рождения новой России. Я помню ночь, когда там что-то страшно грохотало, и ребята – афганцы командовали, и как мы сооружали баррикады из каких-то оград, и я понимал, что любой танк пройдет через эту баррикаду и не поперхнется. Но, к счастью, тогда солдаты не стали палить в народ. Это было очень счастливое время. И, кстати, в профессиональном смысле, у меня тогда только за один год вышло 7 книг – все что не печатали раньше. Мало того, меня раньше за границу не пускали. А тут стал ездить и по приглашениям издательств, и театров. Поэтому, я считаю, что в России надо жить долго. Вообще надо жить долго. А в России особенно.

- Вас считают большим специалистом в области человеческих отношений, отношений мужчины и женщины. А как вы бы определили для себя понятие любви?

- Что такое любовь? Наверное, любовь – это когда рядом женщина, с которой не страшно стариться и не страшно болеть. А если и женщине рядом с тобой ничего не страшно, тогда… Тогда ничего не проси у Бога, потому что дать человеку больше не может даже Бог. И если бы из всех земных радостей мне предложили выбрать три, я бы, наверное, выбрал путешествия, литературу и женщин. Если бы две – литературу и женщин. Если бы одну – нет, не литературу…  

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.