Театр одного автора. Стартует фестиваль «Смотрины»
1 ноября начинаются «Смотрины» — театральный фестиваль по произведениям Юрия Полякова, приуроченный к 65-летию писателя. Он откроется в 19 часов во МХАТе имени Горького спектаклем «36 часов из жизни одинокого мужчины» по роману «Грибной царь».
Фестиваль проводится второй раз. Первые «Смотрины» прошли в ноябре 2015 года с большим успехом, а состав участников был даже разнообразнее, чем сейчас.
— В этот раз нам не удалось пригласить театры из СНГ и дальнего зарубежья, — признается Юрий Поляков. — Министерство культуры предоставило субсидию в 5 миллионов рублей, но цены настолько подскочили, что на эти деньги невозможно пригласить ни Бакинский русский театр с его замечательным спектаклем «ХаламБунду» (на это сразу ушла бы треть выделенной суммы), ни театр «Мадлениум» из Белграда с его роскошным «Чемоданчиком». Мы были вынуждены отказаться от блестящего «Козленка в молоке», поставленного в Хабаровске, — мы не потянули бы два театра из Сибири и Дальнего Востока. А в прошлом году мы уложились в сумму чуть меньшую, у нас были театры из Армении и Венгрии.
В нынешних «Смотринах» участвуют пять столичных театров (один из них покажет спектакли по двум пьесам) и столько же региональных — из Иркутска, Рыбинска, Пензы, Самары и Борисоглебска.
— Уровень губернских театров сегодня часто выше, чем у московских, — утверждает Юрий Поляков. — В Москве сегодня даже молодые актеры говорят с микрофонами. И это в зале, где всего 400 мест! А в губернских театрах все слышно из последнего ряда — хорошая школа сценической речи. Там во многом сохранен тот классический опыт советского театра, который Москвой и Питером был утрачен в пылу новаторства.
Главной площадкой фестиваля станет Московский театральный центр «Вишневый сад». 2 ноября Юрий Поляков устроит там читку новой пьесы «В ожидании сердца». В следующие восемь дней там будут идти постановки. А завершатся «Смотрины» 13 ноября, на следующий день после юбилея Полякова, спектаклем «Хомо эректус» в Театре сатиры.
СПРАВКА
Фестиваль спектаклей по произведениям одного автора, тем более ныне живущего, — явление исключительно редкое. Единственный известный нам пример — «Коляда-plays» в Екатеринбурге: он начинался в 1994 году как фестиваль спектаклей по пьесам Николая Коляды, но со временем круг авторов расширился.
Читайте также: Театральных кукол с искусственным интеллектом представили в столице