Купюра преткновения: почему Банк России отменил голосование за новый дизайн 500 рублей
Сюжет:
Эксклюзивы ВМБанкнота номиналом в 500 рублей уже не первый раз оказывается героиней всевозможных историй. А на днях Банк России отменил голосование за ее новый дизайн....
Сегодня на этой денежке с одной стороны изображен памятник Петру I в Архангельске. А на обороте — Соловецкий монастырь. Впервые в новейшей российской истории такие купюры появились в 1997 году. И если изображение царя-реформатора вопросов не вызывало, то с монастырем получилась закавыка. Монастырь на деньгах изображался таким, каким он был в 1930-е годы, когда там располагался Соловецкий лагерь особого назначения, один из первых советских концлагерей. Поэтому на куполах не были изображены кресты. Ошибку исправили в 2011 году.
И вот откуда ни возьмись новая беда: купюру решили обновить. Для чего Центробанк объявил на своем сайте голосование по дизайну. С одной стороны должен был быть изображен Пятигорск, столица Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), а с другой — один из исторических или культурных памятников СКФО. И если блогеры предлагали изображение Эльбруса, то Дагестан и Чечня старались увековечить Дербентскую крепость и небоскребы «Грозный-сити». Страсти разгорелись нешуточные, и Центробанк счел разумным голосование приостановить.
— Мы столкнулись с большим количеством попыток техническими средствами увеличить количество голосов за некоторые объекты. Это не позволит подвести объективные итоги голосования, — заявили в Банке России.
Петенька и Катенька
В истории царской России, конечно же, была банкнота с изображением Петра I. Государственный кредитный билет в 500 рублей выпустили в оборот в 1899 году. «Петенька», как тут же окрестили новую купюру, стала самой крупной не только по номиналу, но и по размеру, где она приближалась к листу формата А4 (который составляет 210x297 мм). Тогда тоже не обошлось без курьезов: взяли черно-белое изображение императора в треуголке, срисованное со скульптуры работы Марка Антокольского в Петергофе. Но самого автора (как это часто бывает) не поставили в известность. Когда же он увидел банкноту, то попросил министра финансов Витте прислать ему «авторский экземпляр».
Удивительно, но министр финансов Сергей Витте действительно послал скульптору банкноту. Да не одну, а целых четыре! Так что и сам скульптор, и его кредиторы остались довольны сделкой. Историк Александр Васькин напомнил нам, что чуть раньше, в 1866 году, в оборот уже была выпущена купюра с изображением российских правителей: на сторублевой банкноте красовался портрет Екатерины II, написанный еще при жизни императрицы Иоганном Баптистом Лампи. Эту купюру прозвали «катенькой», в отличие от «петеньки» ее номинал был всего 100 рублей, да и размер был соответствующий.
— В XIX веке появились деньги, на которых планировалось изображать представителей царствующей фамилии и великокняжеских родов, — рассказывает «Вечерней Москве» Александр Васькин. — Предполагалось, что на купюрах будут изображения Александра I, Александра II и даже Павла I. Но этого не произошло. А потом и вовсе случилась Великая Октябрьская социалистическая революция, и популяризировать монархов стало невозможно. Зато на купюрах появился портрет Ленина, но его «володенькой» никто назвать не решался.
Васькин уточняет, что тут мы в какой-то мере пошли по пути американцев, на деньгах которых тоже изображаются бывшие президенты.
— Зато в некоторых странах Европы, например Великобритании, изображают действующих монархов, — продолжает он. — Недавно мне попалась купюра с портретом Елизаветы II. Они уже не выпускаются, и, кстати, за границей такие деньги к обмену могут принимать неохотно. Так что, мне кажется, лучше выпускать банкноты с портретами знаменитостей, которых с нами давно нет. А если мы не знаем, как они выглядели, то можно поступить, например, так, как это было при создании ордена Александра Невского: там в образе князя предстает актер Николай Черкасов. Как, кстати, и на памятнике князю в Переславле-Залесском.….
Деньги деньгам рознь
Экономист и политолог Василий Колташов поясняет, что при выборе дизайна банкнот существует две разные концепции.
— Первая — это денежные знаки государства, — рассказывает Василий Колташов. — И там могут быть портреты государственных деятелей. А вторая — это денежные знаки Центрального банка. И там не должно быть физиономий чиновников. Это уже ближе по дизайну к евро, на которых изображены архитектурные элементы стран Европейского союза. Они — аполитичны. Наши банкноты начиная с 90-х годов прошлого века большей частью предполагали отрицание излишней имперской и советской России. Не надо Ленина, не надо Екатерины II, не надо Петра I. Пусть это лучше будут символы городов. Но с другой стороны, какое отношение имеют к Банку России города? Так что все это выглядит очень странно. Я считаю, что в любом случае деньги должны быть российскими и выражать некую сущность российского государства и его истории. Как сказал президент Путин, мы придерживаемся единства общества дореволюционной России и последующей истории. Поэтому и на деньгах должен быть первый ряд исторических фигур. Например, те же Петр I и Екатерина Великая. Тем более что ее политика согласуется с нынешними военно-политической действиями, когда России была возвращена Новороссия. А вот религиозной символики на деньгах быть не должно. Точно так же там не может быть некоторых весьма видных государственных деятелей. Как дореволюционных, так и советских. Например, на купюрах не может быть изображения генерала Ермолова. Потому что отношение к этому военачальнику в некоторых кавказских регионах весьма неоднозначное.