Кузница предпринимательских кадров: 101 год со дня создания комсомола
29 октября 1918 года в Москве открылся I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи. На нем провозгласили создание Российского коммунистического союза молодежи.
В 1926 году он был переименован во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) и под этим названием просуществовал вплоть до роспуска, до 28 сентября 1991 года.
В годы позднего социализма комсомол превратился в официальную организацию, членство в которой было фактически обязательным. В середине 1980-х в ВЛКСМ состояли 60 процентов советских юношей и девушек. Обычно в комсомол принимали в 14 лет, а выходили из него или по достижении 28 лет, или раньше — при вступлении в КПСС. Однако бывали исключения: если человек состоял на выборной комсомольской работе, то, даже вступив в партию, он из ВЛКСМ не выходил. Так произошло с известным писателем Юрием Поляковым. Он был секретарем комсомольской организации Союза писателей, членом горкома комсомола и кандидатом в члены ЦК комсомола, поэтому оставался в рядах ВЛКСМ до 1990 года, несмотря на то что еще в 1980 году стал коммунистом. В 1985 году большой скандал произвела повесть Полякова «ЧП районного масштаба» о кризисе комсомола, о его бюрократизации и формализации. Однако Юрий Поляков не устает повторять, что комсомол — даже образца застойных лет — был очень полезен.
— Это была уникальная школа менеджмента, — говорит Юрий Поляков. — Ни в каком другом месте в то время нельзя было научиться планировать мероприятия, искать для них финансирование. Неслучайно среди бизнесменов начала 1990-х годов было много выходцев из комсомола: они знали, что механизмы организации слета студенческой песни, кооператива и ресторана почти одинаковы.
Юрий Поляков считает, что в конце 1980-х годов комсомол был открыт для перемен и старался по мере сил поспевать за изменением общественных настроений. Недаром в 1986 году его скандальное «ЧП районного масштаба» наградили... премией Ленинского комсомола.
— Комсомол вполне мог очиститься и трансформироваться в неполитическое общефедеральное объединение, которое, как и прежде, помогало бы социализации молодежи, — утверждает Юрий Поляков. — Убили его совершенно зря.
Читайте также: Почему тоска по СССР мешает нам двигаться вперед