Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Синяк на лямках: история самого русского женского наряда

Общество
Синяк на лямках: история самого русского женского наряда
«Девушка на сеннике», Алексей Венецианов. Героиня носит дешевый однотонный «синяк» / Фото: Wikipedia/Общественное достояние

Сарафан в старину вовсе не был чисто сельской одеждой. Даже в начале ХХ века женщину в сарафане можно было запросто встретить на улице любого города, в том числе и Москвы.

Сарафан был рабочей униформой двух типов горожанок. В 1834– 1917 годах официальный наряд придворных дам представлял собой стилизованный сарафан (декольтированный и приталенный, как европейское платье) с кокошником и шлейфом. На другом общественном полюсе были наемные кормилицы — их наряжали в сарафан (традиционного покроя) с кокошником, хотя остальная прислуга в доме носила одежду европейского типа. От этой традиции не отказывались даже просвещенные хозяева в начале ХХ века: такая кормилица, судя по фотографиям, была у писателя Даниила Хармса (1905–1942).

Что же касается крестьянок, то уже к концу XIX века в промышленно развитых губерниях (в том числе Московской) они переоделись в городскую одежду — платья или юбки с кофтами. Но в глухих деревнях сарафаны носили вплоть до Великой Отечественной войны. А в некоторых особенно консервативных старообрядческих общинах женщины не расстаются с этим нарядом до сих пор.

Любопытно, что собственно «сарафаном» эту одежду именовали редко: чаще использовались названия, связанные с ее покроем или цветом. Некоторые из них попали в художественную литературу.

Синяк на лямках: история самого русского женского наряда «Пряха», Николай Дубовской. Девушка явно зажиточная: одета в модный московский сарафан из многоцветной ткани / Фото: Wikipedia/Общественное достояние

Дубленый сарафан — сарафан из толстого домотканого холста, крашенного корой дуба (или другого дерева) в красновато-коричневый цвет. Неказистый и прочный, служил рабочей одеждой.

Кубовик (синяк) — сарафан из ткани, крашенной в синий цвет «кубовой краской» (индиго). Домотканый однотонный «синяк» был самой доступной одеждой для бедных крестьянок: покупные набивные (с отпечатанным узором) ткани обходились дорого. В рассказе Федора Абрамова «В Питер за сарафаном» (1961) старуха вспоминает, как в юности завидовала богатой ровеснице: «Мне уж тогда пятнадцатый год пошел, а я все в домашнем конопляном синяке хожу, а подружке брат прислал из города сарафан алый, с цветами лазоревыми — как теперь вижу».

Матурник (шуба матурная, шубка) — красный сарафан («матура» — растение подмаренник северный, Galium boreale, сырье для красного красителя). По данным этнографического справочника «Русские» (1967), слова «шубка» и «шуба матурная» бытовали в XIX веке в Московской губернии. Искусствовед Раиса Кирсанова предполагает, что именно сарафан имел в виду Александр Островский, описывая в комедии «Не сошлись характерами!» (1857) горничную: «Ходит в шубе, рубашке с кисейными рукавами». Из-под обычной шубы рубашка была бы не видна, да и действие происходит летом.

Московский сарафан (раздувай) — цилиндрический сарафан из пяти-восьми прямых, сильно сосборенных вверху полотнищ (вроде юбки, натянутой до подмышек, с лямками). С середины XIX века этот тип сарафана стал вытеснять старинный косоклинный (имевший форму конуса, из перегнутого пополам полотнища со вшитыми в боковые швы косыми клиньями), называвшийся также «русским». «Московский» был легче в изготовлении, но хуже обрисовывал фигуру. Этнограф Александр Терещенко в работе «Быт русского народа» (1848) описывает танцующих девушек: на одной «московский сарафан», но прекраснее та, что «в русском: стянутая под взволнованными грудями шелковым поясом, как она стройна и гибка!»

Раскольничий сарафан — глухой (не расстегивающийся спереди) косоклинный сарафан. Типичная одежда женщин из старообрядческой (раскольничьей) среды. В очерке Дмитрия Мамина-Сибиряка «В горах» (1882) уральская девушка, ставшая городской барышней, к изумлению рассказчика, однажды появляется одетой в «косоклинный раскольничий сарафан с глухими проймами»: из-за душевного кризиса она решила уйти в старообрядческий скит.

Саян — распашной (расстегивающийся спереди) сарафан с закрытой спинкой. Название предположительно заимствовано через польский язык из итальянского (там saione — грубая шерстяная куртка); ничего общего с сибирскими Саянами не имеет. В романе Алексея Чапыгина «Гулящие люди» (1937), действие которого происходит в XVII веке, женщина «расстегнула узорчатые пуговицы на распашном саяне».

Читайте также: Названа самая неподходящая верхняя одежда для предстоящей «вишневой» зимы

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.