- Город

Синяк на лямках: история самого русского женского наряда

Каких специалистов ценят в столице больше всего

Топ-5 грехов новой Мосгордумы

Синоптики спрогнозировали температурные аномалии по всей России

Ушаков озвучил главную цель встречи Путина и Зеленского

Спасти еду, чтобы спасти людей

Названа обладательница титула «Мисс Вселенная»

Время творить чудеса: в Москве собрали «Корзину доброты»

Как распознать редкие и дорогие монеты в своем кошельке

Назван главный цвет 2020 года

Пилотам, посадившим борт с Путиным, вручили пирог от шеф-повара Кремля

Врачи перечислили опасные для кишечника продукты

«Я очень по вам скучала»: София Ротару выступила в Москве

Названы профессии, приводящие к преждевременному старению

Валерия рассказала подробности ДТП с ее сыном

Синяк на лямках: история самого русского женского наряда

«Девушка на сеннике», Алексей Венецианов. Героиня носит дешевый однотонный «синяк»

ФОТО: Wikipedia/Общественное достояние

Сарафан в старину вовсе не был чисто сельской одеждой. Даже в начале ХХ века женщину в сарафане можно было запросто встретить на улице любого города, в том числе и Москвы.

Сарафан был рабочей униформой двух типов горожанок. В 1834– 1917 годах официальный наряд придворных дам представлял собой стилизованный сарафан (декольтированный и приталенный, как европейское платье) с кокошником и шлейфом. На другом общественном полюсе были наемные кормилицы — их наряжали в сарафан (традиционного покроя) с кокошником, хотя остальная прислуга в доме носила одежду европейского типа. От этой традиции не отказывались даже просвещенные хозяева в начале ХХ века: такая кормилица, судя по фотографиям, была у писателя Даниила Хармса (1905–1942).

Что же касается крестьянок, то уже к концу XIX века в промышленно развитых губерниях (в том числе Московской) они переоделись в городскую одежду — платья или юбки с кофтами. Но в глухих деревнях сарафаны носили вплоть до Великой Отечественной войны. А в некоторых особенно консервативных старообрядческих общинах женщины не расстаются с этим нарядом до сих пор.

Любопытно, что собственно «сарафаном» эту одежду именовали редко: чаще использовались названия, связанные с ее покроем или цветом. Некоторые из них попали в художественную литературу.

«Пряха», Николай Дубовской. Девушка явно зажиточная: одета в модный московский сарафан из многоцветной ткани / Wikipedia/Общественное достояние

«Пряха», Николай Дубовской. Девушка явно зажиточная: одета в модный московский сарафан из многоцветной ткани

ФОТО: Wikipedia/Общественное достояние

Дубленый сарафан — сарафан из толстого домотканого холста, крашенного корой дуба (или другого дерева) в красновато-коричневый цвет. Неказистый и прочный, служил рабочей одеждой.

Кубовик (синяк) — сарафан из ткани, крашенной в синий цвет «кубовой краской» (индиго). Домотканый однотонный «синяк» был самой доступной одеждой для бедных крестьянок: покупные набивные (с отпечатанным узором) ткани обходились дорого. В рассказе Федора Абрамова «В Питер за сарафаном» (1961) старуха вспоминает, как в юности завидовала богатой ровеснице: «Мне уж тогда пятнадцатый год пошел, а я все в домашнем конопляном синяке хожу, а подружке брат прислал из города сарафан алый, с цветами лазоревыми — как теперь вижу».

Матурник (шуба матурная, шубка) — красный сарафан («матура» — растение подмаренник северный, Galium boreale, сырье для красного красителя). По данным этнографического справочника «Русские» (1967), слова «шубка» и «шуба матурная» бытовали в XIX веке в Московской губернии. Искусствовед Раиса Кирсанова предполагает, что именно сарафан имел в виду Александр Островский, описывая в комедии «Не сошлись характерами!» (1857) горничную: «Ходит в шубе, рубашке с кисейными рукавами». Из-под обычной шубы рубашка была бы не видна, да и действие происходит летом.

Московский сарафан (раздувай) — цилиндрический сарафан из пяти-восьми прямых, сильно сосборенных вверху полотнищ (вроде юбки, натянутой до подмышек, с лямками). С середины XIX века этот тип сарафана стал вытеснять старинный косоклинный (имевший форму конуса, из перегнутого пополам полотнища со вшитыми в боковые швы косыми клиньями), называвшийся также «русским». «Московский» был легче в изготовлении, но хуже обрисовывал фигуру. Этнограф Александр Терещенко в работе «Быт русского народа» (1848) описывает танцующих девушек: на одной «московский сарафан», но прекраснее та, что «в русском: стянутая под взволнованными грудями шелковым поясом, как она стройна и гибка!»

Раскольничий сарафан — глухой (не расстегивающийся спереди) косоклинный сарафан. Типичная одежда женщин из старообрядческой (раскольничьей) среды. В очерке Дмитрия Мамина-Сибиряка «В горах» (1882) уральская девушка, ставшая городской барышней, к изумлению рассказчика, однажды появляется одетой в «косоклинный раскольничий сарафан с глухими проймами»: из-за душевного кризиса она решила уйти в старообрядческий скит.

Саян — распашной (расстегивающийся спереди) сарафан с закрытой спинкой. Название предположительно заимствовано через польский язык из итальянского (там saione — грубая шерстяная куртка); ничего общего с сибирскими Саянами не имеет. В романе Алексея Чапыгина «Гулящие люди» (1937), действие которого происходит в XVII веке, женщина «расстегнула узорчатые пуговицы на распашном саяне».

Читайте также: Названа самая неподходящая верхняя одежда для предстоящей «вишневой» зимы

Новости СМИ2

Ольга Кузьмина  

120 тысяч долларов за банан. К сожалению, съеденный

Анатолий Горняк

Петросян женился. Какие тут шутки

Никита Миронов  

Банкиры, хватит обирать стариков

Екатерина Рощина

Заклеить «непристойность» стикером

Ольга Маховская, психолог

Подарок должен быть круглым. Остальное — детали

Игорь Воеводин

Маршал Конев и пустота

Олег Капранов

Что общего у соцсетей и порно

Генерал Мороз был предателем. Правда и мифы о Битве за Москву

Построили стену из кирпичей собственного производства

Правильно распределяйте свое время на экзамене

Чтобы попасть в мишень нужны не глаза, а чувства