Русский офицер стер последнее белое пятно на карте мира
1913 год. Ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач», на которых двигалась гидрографическая экспедиция, в устье реки Анадырь, около Ново-Марьинска / Фото: goarctic.ru

Русский офицер стер последнее белое пятно на карте мира

История

15 сентября 105 лет назад в Архангельск прибыли ледокольные транспорты «Вайгач» и «Таймыр», которые вернулись из экспедиции, открывшей новые земли.

Возглавлял гидрографическую экспедицию на Северный Ледовитый океан морской офицер Борис Вилькицкий. Именно благодаря его энергии, таланту, организаторским способностям на карте России сегодня есть архипелаг Северная Земля.

Экспедиция, которая привела к открытию и его научному описанию, началась еще в 1910 году. В то время, когда человечество уже поднялось в воздух с помощью воздушных шаров и первых аэропланов, казалось, что белых пятен на карте земного шара уже нет, а эпоха Великих географических открытий осталась далеко в прошлом.

Но так получилось, что именно русским полярным исследователям удалось поставить точку в длинном списке крупных географических открытий. После нанесения на карты архипелага Северная Земля ничего подобного этому событию больше не случалось и, как мы понимаем сегодня, больше и не случится.

На первый взгляд может показаться, что исследование отдаленных труднодоступных областей, лежащих за полярным кругом и большую часть года малопригодных для жизни, представляло чисто академический интерес, без какой-либо практической народнохозяйственной выгоды.

Действительно, в то время многие так и думали, тем не менее нашлись энтузиасты, которые умели видеть на шаг, а то и два вперед и доказавшие, часто ценой своих жизней, необходимость и важность освоения северных территорий Российской империи. Среди этих первопроходцев был и Борис Вилькицкий.

Сын морского офицера-гидрографа решил пойти по пути отца. Биография Бориса Вилькицкого типична для многих молодых офицеров, которые пришли служить на новый флот России. Под началом адмирала Ивана Григоровича, в честь которого назван один из новейших проектов сторожевых кораблей современного российского Военно-морского флота, Вилькицкий принимает участие в Русско-японской войне 1904–1905 годов, где, по отзыву адмирала Григоровича, демонстрирует как прекрасные познания в морской и строевой службе, так и любознательность.

Но главным делом жизни Вилькицкого стала не вой на, а наука, когда в 1913–1915 годах он руководил Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана, когда и нашел новый архипелаг.

Есть версия, что изначально новые острова хотели назвать в честь ледокольных транспортов, соединив первые слоги их названий — Тайвай. Однако Вилькицкий в своем докладе указал, что никак новую землю называть не хотел. «...хотя географические традиции и сохраняют за землями те названия, которые даны людьми, впервые их увидевшими, но не всегда и не всеми именами могут распоряжаться самовольно путешественники», — писал Вилькицкий.

Новые острова сначала получили имя Земли императора Николая II. И только потом был переименованы в Северную Землю.

Имя самого Вилькицкого увековечено на карте России. В честь него назван пролив между Таймыром и Северной Землей, соединяющий Карское море с морем Лаптевых.

СПРАВКА

Архипелаг Северная Земля состоит из четырех крупных островов — Октябрьской Революции, Комсомолец, Большевик, Пион ер и множества мелких — Шмидта, Старокадомского, Крупской, Малый Таймыр. Площадь архипелага составляет 37 тысяч квадратных километров. По причине очень сложных климатических условий острова не обитаемы людьми, за исключением научных экспедиций, которые работают на этих северных островах постоянно.

Читайте также: Московские пожары привели армию Наполеона к краху

Google newsGoogle newsGoogle news