Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Луч света в темноте

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Луч света в темноте
Проектор / Фото: pixabay.com

Сколько предметов способны, подобно машине времени, вернуть нас в юность и детство! Это и виниловые пластинки, и проигрыватель, старенький радиоприемник, пленочные фотоаппараты, чешская хрустальная люстра "с висюльками". И, конечно же, диафильмы. Волшебные, уютные и очень добрые.

Одно из самых радостных детских воспоминаний: просмотр диафильмов. У меня эта маленькая сказка связана с домом бабушки и с долгими зимними каникулами. Январский день короткий, темнеет рано. И вот она, радость! Синие сумерки сгустились до ночной темноты. Достаем диапроектор и диафильмы. Их, диафильмов, целая коробка. Мы с сестрой знаем все наизусть. И "Старика Хоттабыча", и "Путешествие Нильса с дикими гусями", и, конечно, смешного "Пифа". Но каждый такой семейный сеанс - чудесен. Мы все рядом, вместе. Бабушка, дед, дядя, я с Юлей. Диафильм проецируется на белую дверь комнаты. Читает текст всегда дед, такова традиция. А мы смотрим, затаив дыхание. За каждым кадром целая сцена. А сколько еще не нарисовано, но додумывается!.. Все детство я была уверена, что и дед, и бабушка, и даже мой флегматичный дядя смотрели наши детские диафильмы с таким же неподдельным интересом, как и мы с сестрой. И только много позже стало понятно, что для них, взрослых, была важна эта объединяющая три поколения темнота, пронзенная лучом диапроектора, родное дыхание рядом, минуты, проведенные вместе.

Почти в каждой советской семье смотрели диафильмы - разновидность слайд-шоу, сопровождаемого титрами. Диапроектор, на котором смотрели слайды, был дешевой альтернативой узкопленочного кинопроектора. "Управлять" диапроектором мог даже ребенок.

Диафильм - рулон позитивной 35-миллиметровой кинопленки, состоящий из 25 - 50 диапозитивов размером 18х24 мм. Кадры "фильма" выстроены сюжетно и сопровождаются короткими подписями-титрами . Каждый диафильм - это законченное повествование. Для того чтобы его посмотреть, нужен белый экран или даже просто белая стена, на которую будет проецироваться пленка. Диафильм - это "простая версия" немого кино. Помимо развлекательной цели, диафильмы широко применялись в качестве учебных пособий. Интересно, что за рубежом диафильмы в основном показывали именно как вспомогательный учебный материал. К тому же зарубежные диафильмы часто сопровождались аудиоверсией, записанной на виниловом диске или кассете. А в СССР диафильмы в первую очередь считались детским развлечением - почти в каждой семье знакомство с чтением начиналось именно с них. Звуковое сопровождение сильно удорожило бы диафильм, поэтому каждый кадр сопровождался субтитром, который можно было просто прочитать вслух. Целые коллекции сказок и литературных произведений в виде заветных круглых коробочек, хранящих скрученные в рулон пленки, были маленьким сокровищем советской детворы. Их передавали младшим братьям и сестрам как что-то очень личное и любимое.

Стоили диафильмы недорого: 30 копеек - цветная пленка, 20 копеек - черно-белая. Да и сами фильмоскопы были в разных ценовых категориях. Дешевые от 5 рублей, "средние" около 30 рублей. Дорогие диапроекторы ("Пеленг", "ЛЭТИ") стоили 187 - 260 рублей и обычно применялись в лекторской работе.

Массовое производство диафильмов осуществлялось посредством контактной печати на позитивной (с цветами "как есть" - в отличие от негативной, где цвета "наоборот") кинопленке. Выпускалась специальная аппаратура контактной и оптической печати диапозитивов, разработанная на основе серийных кинокопировальных аппаратов. В Советском Союзе для этих целей был сконструирован аппарат "КД-35". Оригинальный негатив получался путем репродукции картин или фотографий, смонтированных с текстом на общей поверхности. После этого он склеивался в кольцо и с него печатался тираж диафильмов на рулоне позитивной пленки длиной 300 м. После проявления кинопленка разрезалась на отдельные диафильмы и упаковывалась в индивидуальные круглые коробки. На экран диафильм проецировался с помощью фильмоскопа, иначе называемого диапроектором.

"Дедушкой" диапроектора можно назвать "Волшебный фонарь". Laterna magica, "волшебный фонарь", появился в Европе в XVII веке и быстро стал популярным развлечением. Благодаря свету сначала масляному, потом керосиновому и, наконец, электрическому, пропущенному через вручную разрисованное стекло, "оживали" волшебные картинки. Их любили показывать на ярмарках, выставках, в варьете. Сеанс сопровождался музыкой, рассказами, чтением и длился до двух часов! Тематика показов "Волшебного фонаря" была самой разнообразной, от развлекательной до политической.

К концу XIX века диафильм стал уже привычным развлечением о всем мире. До немого кино оставался один шаг. Диапозитивы выпускались уже не только на стекле, но и на пленке. Пленочные были значительно удобнее - хотя бы потому, что стекло много весило и требовало особых условий хранения. В России диафильмы назывались "туманными картинами" и были очень любимы в народе. В основном они носили просветительский характер, рассказывали об истории Государства российского ("Святые Кирилл и Мефодий", "25-летие царствования императора Александра Второго"); часто инсценировались литературные произведения. Были и "социально-просветительские" диафильмы: например, знакомили с правилами личной гигиены.

Советский агитпроп не мог обойти вниманием такой современный в те времена и популярный вид искусства. Диапроекторы были дешевы и просты в эксплуатации: одно удовольствие использовать их в агитационной и просветительской деятельности!

П. Мершин, сотрудник Главполитпросвета, сконструировал прибор под названием "ИЗБАЧ". Этот удивительный диапроектор с встроенной динамо-машиной и реостатом давал возможность "показывать диафильмы" даже там, где не было электричества.

В 1930 году в Москве была основана студия "Диафильм". На протяжении более чем полувека его логотип - сказочная яркая птица из пленки - дарила миллионам детишек хорошее настроение и радость. В Советском Союзе диафильмы также производили студии в Ленинграде, Киеве и Ташкенте.

За рубежом они создавались компаниями CBS, The New York Times Company, Coronet Films и другими медиахолдингами.

С "Диафильмом" сотрудничали лучшие мультипликационные и книжные художники СССР. Х. Аврутис, П. Репкин, Е. Мигунов, В. Сутеев, В. Шевченко, А. Савченко, К. Ротов, Кукрыниксы, В. Радлов, Г. Мазурин. Сейчас эскизы многих диафильмов хранятся в фондах Музея кино.

А в качестве авторов и консультантов в студии "Диафильм" работали самые известные и любимые детские писатели эпохи СССР: В. Бианки, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков и многие другие. Самые "старые" диафильмы коллекции Музея кино - "Сказка о царе Салтане"; и "Конек-горбунок".

Последние ленты на студии "Диафильм" были выпущены в 1993 году. Именно тогда старые добрые диапроекторы окончательно и бесповоротно вытеснили видеомагнитофоны (их позже сменят DVD-плееры). Казалось, что новые технологии убили интерес к диафильмам навсегда. Но в новейшем времени неожиданно опять появились диафильмы и диапроекторы - уже современные. Сейчас в Китае выпускаются диапроекторы "Реджио", а в Белоруссии продолжается выпуск модели "Пеленг-500". В России создана студия "Новый диафильм". Энтузиасты создают в ней новые диафильмы. Ведь диафильм, в отличие от самого динамичного и яркого мультфильма, позволяет включить собственное воображение, дарит незабываемые минуты общения поколений. Кадр диафильма словно говорит - "Остановись, мгновенье! Ты прекрасно".

Сегодня можно достать с антресолей старенький диапроектор и, как прежде, задернуть шторы и направить свет проектора на белый экран. Но многие любители диафильмов просто смотрят на компьютере оцифрованные диафильмы. В интернете их великое множество - есть даже целые сообщества любителей этого особенного вида искусства.

Самый большой архив оцифрованных диафильмов находится на сайте Российской государственной детской библиотеки https:// rgdb.ru/ Здесь можно найти не только любимые с детства сказки, но и даже обучающие ленты по архитектуре, астрономии, истории и многое другое.

Луч света в темноте Кадр из из фильма «Старик Хоттабыч» / 1956, «Ruscico»

ТОП 5

Любимые диафильмы

1. Приключения Пифа. 1960 г. Художник В. Сутеев

2. Старик Хоттабыч. 1970 г. Художник Г. Мазурин

3. Али-Баба и сорок разбойников. 1967 г. Художник Р. Столяров

4. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. 1989 г. Художник В. Кульков

5. Крошка-Енот и тот, кто сидит в пруду. 1977 г. Художник Т. Зеброва

МНЕНИЕ

Екатерина Казанцева, автор и координатор проекта "Новый диафильм":

— Идея этого проекта возникла у меня задолго до его реализации. Пожалуй, еще в детстве, когда от любимых картинок замирал дух и хотелось разгадать тайну диафильма. В 2016 году мы с друзьями-художниками просмотрели через старый диапроектор "Зарница" новые диапозитивы с современными картинками, напечатанными на на киностудии, но эффект был тот же. Со временем мы собрали несколько законченных иллюстрированных историй и превратили их в пленки, которые продемонстрировали на выставках. Опыт показал, что такие показы — один из лучших способов привлечь детей к чтению и разглядыванию иллюстраций. Диафильм, несмотря на засилье гаджетов и наш бешеный ритм жизни, может существовать и сегодня - ведь в нем есть живое дыхание, что-то схожее с домашним спектаклем.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Герман Мазурин, заслуженный художник РСФСР:

— В промышленном масштабе производство диафильмов началось именно в СССР. Я работал на студии диафильмов с 50-х годов. Тогда она была настоящим культурным центром, в ней работали грамотные редакторы, которые приглашали самых популярных детских писателей и талантливых художников для создания диафильмов. И это очень доступное по цене развлечение, которое можно было купить практически везде, к тому же было прекрасно сделано! Диафильм сильно отличается от современных мультфильмов. Первый можно и нужно было рассматривать, а современные мультфильмы - быстрые, шумные, там уже не до деталей. Но сейчас, насколько я знаю, традиция смотреть диафильмы возрождается.

Читайте также: Виновного били молотком

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.