Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Анна Шатилова: В детстве хотела стать диктатором

Общество
Анна Шатилова: В детстве хотела стать диктатором
Я училась на физмате, успела пройти практику на заводе «Серп и Молот» — освоила там сварку. Но все время душа рвалась заниматься словом / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»

День рождения отметила легендарная Анна Шатилова, знаменитый диктор советского и российского телевидения. Поздравив Анну Николаевну, «Вечерка» побеседовала с ней о детстве, о войне, о работе. Говорят, первое, что выдает возраст человека, — это глаза и голос. Теле- и радиоведущая Анна Шатилова, начавшая работать на Центральном телевидении в 1962 году, благодарна судьбе: у нее — тьфу-тьфу-тьфу! — и глаз до сих пор горит, и голос все такой же звучный и сильный, как и 50 лет назад. Не зря же Анна Николаевна до сих пор работает на Первом.

— Анна Николаевна, все мы родом из детства, как говорится. Вы, когда были маленькой, мечтали «попасть в телевизор»?

— Что вы? Какой телевизор? У нас дома, как у всех, была черная тарелка радиоприемника. И я лет с четырех-пяти мечтала туда попасть. Когда стала постарше, всех дикторов знала по голосам. Юрий Левитан, Ольга Высоцкая, Владимир Герцик, Валентина Соловьева — их голоса были мне родными.

— И вот вы сделали первый шаг к своей детской мечте. Как это было?

— Моя мама работала в детском доме, организованном после войны в деревне Шихово под Звенигородом. И все мое детство проходило там. Там, я считаю, и случилось мое становление, в котором колоссальную роль сыграла воспитательница — Ревекка Борисовна Нудельман. Она со мной разучила два стихотворения. Одно лирическое — «Березка». Помню, костюмчик сделала мне из марли, заштриховала ее както, вроде как ствол березы, в руках березовые веточки у меня были, когда я стихотворение читала. По сию пору помню все интонации.

Второе — патриотическое «Баллада о Заслонове и его адъютанте Женьке». Я считаю, что эти ранние занятия художественным словом, чтение стихов перед полным залом зрителей и помогли в правильной постановке голоса. Однажды я услышала, как взрослые говорят про одну девочку, мол, «хорошо бы Гале быть диктором». И тогда я решила, что тоже хочу быть... диктатором. Дада, так, я думала, называется эта профессия.

— А как мама поддерживала ваши стремления?

— Никак не поддерживала. Мама была очень строгой. И жизнь-то была какая трудная! Послевоенные годы. Нас у мамы было трое: старшая сестра, брат, я. Одна сестренка, родившаяся передо мной, умерла от болезни. Мама знала, что я в детском доме, что там я нахожусь под присмотром воспитателей, и ей этого было достаточно. Ей надо было кормить 70 человек, воспитанников детского дома.

— Когда закончилась Великая Отечественная, вам было семь лет. Какие-то детские воспоминания о войне у вас остались?

— Я помню темное, почти черное небо. И на его фоне летят снаряды, как ракеты. Когда немец наступал, Шихово должны были сжечь. Помню, мы все убежали из деревни и жили в лесу, в землянках. Но счастье, что деревня осталась нетронутой.

— Вы бываете в той деревне сейчас?

— Обязательно. В 1950 году я поступила в педагогический университет имени Крупской на физико-математический факультет и переехала из области в Москву. Но сейчас у меня в Шихово есть два дома. Один — мамин старый, второй — красивый двухэтажный, который я построила лет 17 назад. И каждую свободную минуту, как только выдается возможность, я прыгаю в электричку — и туда.

— Вы учились на физмате? Никогда бы не подумала.

— Отучилась почти четыре курса. Успела побывать на практике на заводе «Серп и Молот», освоила там электросварку. И все это время душа моя рвалась заниматься словом. У меня даже мысли были «хоть бы этот институт сгорел и документы все сгорели», так не люб мне был физмат. Сейчас жалею, что так думала. В этом году меня пригласили в мой педуниверситет в гости, и я узнала про него много интересного. Оказывается, здание, в котором располагается университет, построил сам Василий Баженов. Когда мне сказали, что в здании есть небольшая церковь, я возрадовалась и побежала ставить свечку, прося прощения за свои коварные мысли в молодости.

— Над вами не довлеет«карма отличницы»?

— Я привыкла все делать хорошо, окончила школу с золотой медалью. Но вы ошибаетесь насчет этой «кармы». Сейчас так хорошо можно похулиганить! Я обожаю юмор, я шутница. В советское время дикторы не имели права в эфире от себя ни слова сказать. То ли дело сейчас. Я в эфире наслаждаюсь! Ведущий свободен, может высказать свою мысль, завязывается дискуссия. Я в восторге от того, что могу быть сама собой.

— И какая же дорожка непроторенная привела вас на телевидение? Деревенский детский дом, школа, физмат. Что потом?

— Потом радио. Однажды вечером я увидела на доске объявление. До сих пор помню его наизусть: «Государственный комитет по радиовещанию объявляет конкурс на замещение вакантных должностей дикторов-практикантов». Это случилось 4 марта 1959 года. Я позвонила по указанному в объявлении телефону, приехала и в ходе своего первого в жизни конкурса попала в пятерку тех, кого взяли практиковаться на радио. Из 500 претендентов! И тогда я решила перевестись на заочное отделение. Меня перевели на первый курс филологического факультета.

— Вы часто в интервью рассказываете о том, какую роль в вашей жизни сыграл Юрий Левитан. А какой самый важный урок, профессиональный или жизненный, он вам дал?

— Юрий Борисович Левитан — удивительная личность. Очаровательный был человек. Скромнейшая личность. У Юрия Борисовича не было никакой звездности. Вся его скромная жизнь и есть для меня урок.

— Вы сказали, что любите ездить на электричках. Как пассажиры реагируют, когда вас там видят?

— Ну а за что электрички не любить? Они сейчас хорошие. Сесть стараюсь не в середину вагона, а с краю, чтобы сильно не привлекать внимания. Но все равно и узнают, и подходят, и фотографируются. А те, кто стесняется подойти, я вижу краем глаза, бывает, выходят в тамбур и оттуда фотографируют.

— Я смотрю, вы активная путешественница, предпочитаете автомобилю общественный транспорт.

— Я бы так не сказала. На машине я тоже с удовольствием езжу по Москве. Люблю путешествовать по стране в поездах. А вот за границу уже не езжу, не так, как раньше. Дело в том, что с 1990-х годов я перестала летать на самолетах. Раньше — да, перелеты по 15–16 часов были. Теперь же даже полчаса в самолете провести не соглашусь.

— За границей вы тоже работали?

— Год, с 1973-го по 1974-й, я проработала в Японии. На телевидение в Токио меня послали вести программу «Говорите по-русски». Японцы просили рассказать о пионерах, о березах, о мороженом.

— Правда, что именно в Японии вы «подсмотрели» свой «фирменный» стиль?

— В Японии я увидела огромное количество шарфиков и платочков, разные очки меня впечатлили. И сейчас этих очков, оправ, платков и шарфиков у меня столько, что я могу открыть маленький магазинчик. Очков одних пар 60, наверное. И еще меня в Японии впечатлили парни в белых рубашках — воротнички высокие, манжеты — мне очень понравилось. В Москву вернулась убежденным любителем белых рубашек со стоячими воротниками. Брала рубашки сына, крахмалила ворот и так выходила в эфир. И уже без воротничков и белой манжеты я себя не представляю. А еще я жить не могу без красного цвета. Но это, наверное, уже космически. Коль я по гороскопу Стрелец и Тигр, коль я огонь, то мне без красного никуда!

— Каково это, быть лицом советского телевидения?

— Это большая ответственность. Я из дома никогда не выйду в магазин или еще куда-то, будучи не форме: от обуви до головы все должно быть в порядке, прическа, легкий макияж. Потому что обязательно кто-то подойдет. И поведение должно быть соответствующее. Советские зрители еще остались. Надо держать марку.

— Вот, кстати, о прошлом телевидения. Что для вас тогда было самым сложным в работе?

— У нас не было телесуфлеров, мы работали вживую. Даже в самой ответственной программе «Время». Отдел контроля ее записывал. Текст дадут, ты должен выучить его наизусть. От себя — ничего. Бывало, сидишь в студии, а у тебя до последнего момента нет текста. Это сейчас есть телесуфлеры, а мы все заучивали. А зрители некоторые думают: вот, раньше дикторы читали по бумажке, а нынешние — живьем. Нужно было быть готовым ко всему и быть грамотным, чтоб ошибки, допущенные редакторами, ты мог поправить в эфире. Ибо ты выходишь один на один со зрителем и если допущена ошибка, то зритель винит тебя, потому что это ты произнес.

— Вам завидовали?

— А как же? Как в любом творческом коллективе. Конечно, бывали страсти: «А почему она, а не я?». Это существовало и существует. Таково человеческое нутро.

СПРАВКА

Анна Шатилова родилась в 1938 году. В 1963 году именно ей было поручено зачитать в прямом телеэфире срочное сообщение ТАСС об убийстве Джона Кеннеди. В 1978 году получила звание заслуженной артистки РСФСР, в 1988-м — народной. Вела программу «Время», «Новости», «Голубой огонек», а также репортажи с праздничных шествий, демонстраций, фестивалей. В настоящее время продолжает работать диктором и состоит в штате Первого канала. Анну Шатилову приглашают вести церемонии парадов на Красной площади, вручения премий, юбилеи и Дни города.

Читайте также: Илья Соколовский: Мама дала мне пинок под зад, и низкий поклон ей за это

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.