Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Евгений Князев: Я благодарен судьбе за свою жизнь

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Евгений Князев: Я благодарен судьбе за свою жизнь
Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Евгению Князеву, народному артисту России, ректору Театрального института имени Щукина, актеру Театра имени Вахтангова, 9 августа исполнилось 65 лет. «Вечерняя Москва» поговорила с ним о ярких людях и событиях в его жизни, важности воспитания в школе и роли педагога, а также о том, как выбрать профессию.

— Евгений Владимирович, от души поздравляем вас с юбилейным днем рождения! 65 — это много или мало?

— С радостью принимаю поздравления и буду жить дальше, как и прежде, с ощущением времени. Не хочу обратно возвращаться, не хочу говорить, что было хорошо в 20, 30, 40 лет. В каждом возрасте свои прелести. Я благодарен судьбе за свою жизнь.

— Какие эпизоды из прожитого времени вспоминаются сейчас?

— Чем ты становишься взрослее, тем больше возвращаешься к истокам. Иногда думаю: как жаль, что я не могу сейчас встретиться с родителями, чтобы поговорить. Когда мне было 20 лет, я виделся с ними либо утром, либо поздно вечером. И на вопрос: «Как у тебя дела?» был один мой ответ: «Нормально, все у меня хорошо. Ой, ну мама, некогда, надо уже бежать, ну что ты мне свои вопросы задаешь…» Теперь, будучи отцом, понимаю, каково им было. А ведь мне тогда просто казалось, что наступила собственная жизнь, и имею право ее проживать так, как хочу я. Сейчас с высоты возраста понимаю, сколько боли доставлял родителям. Например, когда к концу обучения в Горном институте, на четвертом курсе, сообщил, что заканчивать учебу не собираюсь, и принял решение поступать в театральный институт. Какие переживания были у родителей, потому что поступлю или не поступлю — это никому не было ведомо. Я все же закончил технический вуз, потом поступил в театральный. Отец взял на себя заботу кормить, поить, одевать, хотя я уже как бы оторвался от семьи. Все чаще и чаще вспоминаю своих родителей с благодарностью за то терпение, за ту любовь, которые они мне давали.

Когда у меня бывают беседы с детьми, нашими студентами, всегда говорю о том, что надо обязательно быть благодарными людям: родители дали жизнь и поддерживают тебя в эту секунду, учителя дали путевку в жизнь. Напишите им лишний раз или позвоните, спросите о самочувствии, расскажите о себе.

— Любовь к театральному искусству появилась во время обучения на горного инженера или идет из детства?

— В семье не было творческих профессий. Помню, как я впервые без родителей пришел на спектакль, в котором играли настоящие актеры, не в кукольный театр. Сижу в зале, зажигается свет, открывается занавес, и я вижу совершенно другую жизнь: какая-то красивая, яркая, залитая светом, на сцену вышли люди в прекрасных костюмах. И так все это запало в детскую душу, мне захотелось туда, поближе к актерству. Я начал самостоятельно ходить в театр, стал записываться в кружки: художественного чтения, хоровой, драматического искусства. Стал постоянно чем-то заниматься, чтобы поближе к этому делу быть, тогда еще не понимая, что это такое. Я даже рассказать никому не мог, что хочу пойти в артисты, потому что мне казалось это недосягаемым. Для меня это были какие-то особенные люди. Мне казалось, что нужно быть каким-то суперуникальным человеком для того, чтобы стоять на сцене, чтобы, приходя в кинотеатр, видеть себя на экране. Я человек не городской, жил в небольшом поселке под Ясной Поляной, поэтому и посоветоваться особенно было не с кем.

— Не жалко было бросать техническое направление, ведь вы уже стали дипломированным инженером?

— Техническое направление не было жалко бросать, потому что когда я учился в Горном институте, поступил во всевозможные творческие кружки, был в студенческом театре миниатюр и в народном театре. Руководителем народного театра в то время была выпускница режиссерского факультета Щукинского училища, вот именно от нее я и узнал, что в нем готовят прекрасных артистов. Когда она мне стала называть тех, кто вышел из нашего института, это произвело на меня сумасшедшее впечатление. И чтобы это подтвердить, я стал в киосках «Союзпечать» покупать открытки с портретами выдающихся артистов и раскладывать по принципу: кто и какое учебное заведение закончил. И оказалось, что из фотографий известных артистов — выпускников Щукинского училища получилась самая большая стопка. Я подумал, что если столько популярных артистов там выпускают, то это и есть самый лучший институт. А теперь я здесь ректор.

— Какие качества нужны, чтобы стать артистом?

— Первое — трудолюбие, второе качество — терпение и только потом — талант. Мы принимаем по одаренности, но мы не знаем заранее, есть ли у человека другие два качества, без которых не состояться артисту. В нашей профессии очень трудно приходится тем, которые думают: «Какие хорошие предметы: сценическая речь, танец, сцендвижение. Пойдем в эту профессию». Но на сцендвижении надо так «ломать» себя, на танце так тянуть ногу, что у тебя иногда сводит мышцы, а педагог говорит еще тяни, подпрыгивай еще выше. И если ты не добьешься, чтобы это получилось, не сделаешь еще один шаг вперед в своем развитии, то ничего в актерском деле у тебя не выйдет. Или когда ты думаешь: «Ну зачем танцевать, ведь я в драматическом театре. Зачем мне движение, зачем фехтование? Обойдусь без этого, я выйду и сыграю что-нибудь». Но не получится так. Выходишь на сцену, а тебе играть нечего, ты не развил свою душу, интеллектуально и технически себя не образовал. Человек, у которого не такие большие природные данные: внешность и что угодно, но обладающий работоспособностью необыкновенной, всегда достигает гораздо большего в нашей профессии.

— Чтобы определиться с будущей профессией, нужно попробовать себя в разных направлениях?

— Ребенку важно себя попробовать. В те дальние годы, когда я был школьником, не было специальной профориентации. А сейчас есть практически везде, и в нашем институте есть профориентация, мы участвуем в городском проекте «Субботы московского школьника». Ребята приходят, и мы им показываем нашу «кухню». Например, рассказываем, как появился театр в истории человечества, показываем сценические приемы, поясняем, что артист должен хорошо говорить, уметь декламировать и делать это талантливо. Навыки красивой литературной речи пригодятся, даже если школьник не станет актером, а будет заниматься любой другой профессией. Тот, кто по-настоящему владеет русским языком, несет культуру. И это не только порядок слов, и это не понимание речи, ведь для того, чтобы мы понимали друг друга, нам бы хватило сотни слов. Нужно уметь выражать мысли, полноценно доносить их до собеседника, говорить внятно и с правильной интонацией. Кстати, у нас в институте не первый год есть программы мастер-классов и для столичных учителей.

— Есть ли какие-то отзывы от участников этих занятий?

— Да, конечно, очень много: и дети, и взрослые отзываются о занятиях с большим энтузиазмом, просят продолжать программы. И мы будем это делать в новом учебном году. Мы не остановили наши мастер-классы даже во время самоизоляции, перевели в дистанционный формат. Их посещаемость была очень высокой. Я сам удивлялся, как возможно преподавать сценическое движение в режиме онлайн? Но оказывается, что можно, и наша преподавательница прекрасно это делала. И если судить по отзывам, которых у нас накопилось достаточно много, благодаря этим онлайн-занятиям несколько человек определились с будущей профессией. Старшеклассники написали в отзывах: «Я выбирала между журналистикой и дизайном, но после участия в мастер-классах, четко решила стать актрисой»; «После занятий поняла, что хочу попробовать себя в режиссуре» или «Мастер-классы помогли мне лучше узнать себя, раскрепоститься, поработать над своим голосом и речью, что для меня важно в обычной жизни».

Многие участники этих мероприятий приходят потом к нам на вступительные испытания. На данный момент мы всего прослушали свыше 4 тысяч абитуриентов. Московские и подмосковные школьники составляют примерно половину из них.

Учителя отмечают, что знания, которые они получают на наших программах помогают во время уроков в классе, в процессе дополнительных занятий, а также в повседневной жизни.

— Этими мастер-классами педагоги Театрального института имени Бориса Щукина прививают и любовь к театру, и воспитывают зрителей. А какую роль играет воспитание в школе?

— Воспитание очень важно в школе, а не только знания. Учителя-предметники занимаются не только узконаправленными знаниями, а учат нравственным законам: что такое хорошо и что такое плохо, чего делать нельзя и что можно. Надо знакомить детей с лучшими примерами проявления человеческого таланта, жизненного поведения, демонстрировать настоящее искусство. Наш уникальный педагог Юрий Михайлович Авшаров когда-то говорил: «Надо окружать себя шедеврами для того, чтобы душа твоя развивалась». А по большому счету для чего человек рождается? Для того чтобы душа развивалась, стремилась к чему-то высокому. Даже на уроке физики или математики можно и нужно воспитывать детей. Атмосфера и личность учителя — главные компоненты успешной школы.

— Помните своих учителей?

— У меня остались самые добрые воспоминания об учителях и чувство несказанной благодарности к ним. В огромной степени важна личность педагога. Учитель мало того что должен знать предмет, он должен еще преподнести этот предмет таким образом, чтобы увлечь меня, человека, который не знает и не понимает в этом ничего, увлечь таким образом, чтобы мне захотелось что-то в этом понимать. Именно такие у меня были учителя химии, истории, биологии и ботаники. Они любили свои предметы и привили эту любовь мне. Вспоминаю учителя литературы Игоря Алексеевича Светлова. Он писал книги, увлекательно вел уроки. Недавно в интернете я нашел его книгу басен. Он был учителем, который знал так много необычного, что этим завоевывал мое внимание, желание читать и знать литературу. Учительница математики Зинаида Алексеевна Жердева, видя мои успехи в математике, давала мне более сложные упражнения и задачи.

— И завершая беседу, посоветуйте, какие спектакли в грядущий 100-й сезон Театра имени Е. Б. Вахтангова стоит посетить юным москвичам?

— Театр имени Вахтангова благодаря Римасу Туминасу обладает высокой степенью духовности. Римас считает, что театр должен быть о людях и для людей. Эту линию задал еще Евгений Вахтангов, и мы продолжаем следовать ей. У нас есть замечательный спектакль «Евгений Онегин», который я очень люблю, это произведение входит в школьную программу. Постановка «Наш класс», в которой играют молодые артисты, рассказывает о молодежи, воспитывает нравственную сторону человека и подойдет для любого возраста.

Читайте также: Актриса Яна Поплавская: Можно сыграть бабушку Красной Шапочки

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.