Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Андрей Макаревич: Пока я жив, я хозяин своего имени, своего лица. Это моя жизнь

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Андрей Макаревич: Пока я жив, я хозяин своего имени, своего лица. Это моя жизнь
Фото: Михаил Садчиков, «Вечерняя Москва»

Лидер старейшей отечественной рок-группы «Машина времени» Андрей Макаревич отметил свой 67-й день рождения. Накануне этого события он дал интервью «Вечерке».

Памятуя о том, какое впечатляющее количество образов животных, птиц, рыб в творческом багаже «Машины времени», свой разговор с Андреем Макаревичем я начал с такого вопроса:

— Это что, была дань моде 1960-х? Ну, например, песенка «Рыбка в банке», откуда этот образ взялся?

— Знаешь, трудно самому анализировать то, что ты делал. Потому что все происходит на уровне интуиции. «Рыбка в банке»? Ну, это человек, который заперт в стеклянной камере. Который вроде все видит, но ничего не слышит и поэтому ничего не понимает.

— И с кого это срисовано?

— Никогда я с одного конкретного человека ничего не срисовывал. Это складывалось, накладывалось, становилось больше и больше и потом выливалось в какую-то песню.

— Меня Александр Борисович Градский уверял, что песня «Кого ты хотел удивить» написана про него: мол, спроси у Андрея, он подтвердит.«Ты верил в гитару, «Битлов» и цветы, мечтая весь мир возлюбить. Но все эти песни придумал не ты. Кого ты хотел удивить?» Буквально по каждой строчке мне разложил.

— У него мания величия (смеется). Нет, я Градского обожаю, но «Кого ты хотел удивить» совсем не про него. И ни про кого конкретно. Это, по-моему, про наше поколение.

— Песня про «Птицу цвета ультрамарин», то есть «Синяя птица», для поклонников «Машины времени» ассоциируется на самом деле не столько с этим хитом, сколько с разгромной статьей в одной из газет от 11 апреля 1982 года «Рагу из синей птицы».

— Ну, как ты понимаешь, статья была следствием. А вот удивительно. Иногда, когда я знаю, каким образом действительно появилась песня, понимаю, что лучше об этом не рассказывать. Потому что это не имеет никакого отношения к тому, что люди про это думают.

На самом деле мы с Вайтом (Алексей Белов, бессменный лидер группы «Удачное приобретение». — «ВМ») играли на юге. Был это, по-моему, 1974 год, лагерь МГУ в Джемете. Чудесное место.

И нам надо было на танцах играть. Поскольку мы из разных групп, пришлось на ходу делать репертуар. И Вайт вдруг вспомнил итальянскую песню. Он ее пел, а под нее народ отчаянно отплясывал, демонстрируя грядущую любовь к итальянской музыке. И мне эта банальная блатная гармония засела в голову. Вот там и была написана «Синяя птица».

— А всегда так осеняет — одновременно мелодия и слова?

— Это самые счастливые моменты, если они приходят одновременно. Залог того, что в достаточно короткое время все получится.

— Все-таки в случае «Машины времени» — сначала текст?

— Да нет. Кутиков приносит мелодию. Для того чтобы понять, про что она, нужно потратить иногда очень много сил и времени.

— То есть слова писались уже на музыку?

— Такое часто бывало.

— Не помню, читал ли я это в одной из книг, написанных Андреем Макаревичем, или мне кто-то рассказал, что вы с Кутиковым в Нью-Йорке ехали в метро и над вами нависла громко пыхтящая и весьма корпулентная дама, и Александр сказал: «Давай этой корове уступим места, она как раз на эти два поместится». Женщина села и на чистейшем русском сказала: «Корова вас благодарит».

Во-первых, мы никогда не ехали с Кутиковым вместе в метро в Нью-Йорке. Во-вторых, не в наших традициях называть незнакомых дам коровами. Это выдуманный бред.

— То есть в книгах этого не было?

— Нигде этого нет.

А Макаревич помнит все, что писал в своих книгах?

— Все, что я писал, я помню. Другое дело, что еще другие про меня писали. Вот за них я отвечать не могу. Один писатель настаивал на том, что у меня дома жил пингвин.

И, несмотря на то, что я изо всех сил старался убедить, что ни пингвин, ни слон, ни крокодил, ни горилла у меня в доме не жили, у меня ничего не получилось. Миф оказался сильнее.

— Вообще-то, Андрей Вадимович, должен сказать, что у всех с памятью накладки случаются.

— Да годы наши такие.

Андрей Макаревич: Пока я жив, я хозяин своего имени, своего лица. Это моя жизнь Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва

— Потому что в одной из книг о тебе описан эпизод, как лидер «Машины времени» дал деньги на похороны музыканта Сергея «Баски» Ляшенко, басиста легендарной группы «Рубиновая атака», которого он фактически и не знал. Но Макаревич про это не помнит, хотя свидетелей этого поступка, из наших общих знакомых, я нашел полдюжины.

— Ну, я Сережу знал, конечно. Но близкими друзьями мы не были, нет... Память, естественно, избирательна, но есть какие-то вещи, о которых, мне кажется, помнить и не нужно. Господи боже мой, ну, были деньги, вот я их и дал.

— Из сотен написанных песен сколько помнится наизусть?

— Ну, две-трети помнится. Но исполняется при этом гораздо меньше. Потому что концерт имеет временные границы. Можно играть два с половиной часа. Мы-то ладно, но зритель устает. Бывает, раскопали какую-то старую песню, сыграли на репетиции. Не катит. Вот клевая, а отжила уже свое. А другую какую-то вспомнили, «вот это отлично».

Зритель хочет услышать то, с чем он был молодым. Значит, на этом лезвии и надо балансировать. Чем все музыканты в мире и занимаются. Хотя всегда хочется играть то, что сейчас придумал.

— Сильно отразилась эпидемия на так называемых творческих планах или концертной деятельности?

— Мы вот альбом только что выпустили. Рабочее название было «Нет худа без добра».

— То есть так бы просто «чесали» и не было бы времени, чтобы засесть в студии?

— Ну, когда ты сидишь дома, проще… Вот ты встаешь утром. И тебе, во-первых, некуда ехать, во-вторых, нельзя. Ну, что остается делать? Мне надо было дописать несколько песен просто.

— Знаю, что не только на творческих планах, но и на семейных отношениях пандемия отразилась. Потому что с молодой женой Эйнат, с которой в декабре прошлого года сочетались браком, вы оказались в разных странах — она в Израиле, ты — в Москве.

— Ну, мне ее удалось все-таки сюда вывезти. Теперь готовимся к решению дальнейших проблем.

— Влияет Эйнат на творчество? То есть муза она или нет?

— Я не думаю. Нет, это у меня отдельный орган какой-то.

— А музыкальный материал жене показать? Неужели никогда такое не практиковалось?

— Нет.

— Только Кутикову и соратникам?

— Ну, прежде всего себе. Когда ты понимаешь, что вот все, в песне уже больше нечего подпиливать, то можно показать кому угодно, в принципе. Недоделанные вещи показывать не надо.

— Жена твоя — поклонник творчества «Машины времени»?

— Ну, это к ней вопрос.

Андрей Макаревич: Пока я жив, я хозяин своего имени, своего лица. Это моя жизнь Фото: Михаил Садчиков, «Вечерняя Москва»

— Не поверю, что вообще ни разу такой вопрос не задавался…

— «Скажи, жена, являешься ли ты поклонником моих песен»? Я похож на идиота?! Ну, как ты думаешь? Я знаю, что ей нравится. Надеюсь, что в разумных пределах. Поклонник — это все-таки уже проявление ненормальности какой-то. Поклонник — это от слова поклоняться. Поклоняться ничему не надо. Слушает, нравится, ну и слава богу.

— Никому и ничему не поклоняешься?

— Сейчас нет, никому не поклоняюсь. Но удовольствие получаю от огромного количества самой разной музыки.

— Про песни понял. А живопись?

— Для этого требуется совпадение некоторых обстоятельств. Помимо наличия времени. Вот я поднимаюсь к себе на чердак, в мастерскую. Мне надо, чтобы что-то новое меня завело. Можно поехать в магазин, купить новых хороших красок. Потом разложить их на столе. И, ага, у тебя зуд начинается сразу.

А вот стоят краски старые, полузасохшие, думаешь, да ну на фиг. Иногда проводишь линию, тебе противно делается. Поэтому тут тоже нельзя себя насиловать.

— Были у тебя когда-нибудь заказы на картины?

— Знаешь, художник вообще в выигрышном положении по сравнению с нехудожниками. Вот ты, например, приглашен на день рождения к хорошему товарищу.

А человек он обеспеченный, все у него есть. Ну, что ему дарить? Авторучку, что ли, или вазу? Тут я, предполагая ответ, спрашиваю, слушай, а что тебе подарить? «Нарисуй мне картину». Хорошо, но если ты предполагаешь, что она у тебя будет висеть, напомни, в каких тонах у тебя гостиная. Ну, просто чтобы не получилось так, что ее нельзя будет туда присобачить. Говорит, у меня серые стены. Ага, я вспомнил. Это не есть заказ. Я все равно делаю, что хочу. Просто надо заранее вогнать это в какое-то гармоническое условие.

— Музыка на заказ писалась?

— Ну, конечно, — для театров, для кино.

— А способен Андрей Макаревич критически воспринимать продукт, который производит его друг? Скажем, в свое время Александр Стефанович сделал сериал про свою бывшую жену Аллу Пугачеву. Как ты относишься к тому, когда снимают фильмы о людях, которые еще живы?

— Я считаю, что это деликатная вещь и целиком зависит от такта человека, который будет это делать. И, конечно, он обязан спросить разрешения у того человека, который пока еще жив.

— Есть конкретный закон или это какое-то понятийное представление?

— Я не специалист в законах, не читал. Но я думаю, что есть. Потому что, пока я жив, я, наверное, хозяин своего имени, своего лица. Это моя жизнь. Если бы режиссер, снимая фильм про меня и мою семью, ко мне не обратился, это было бы бестактно по меньшей мере.

Ты слышал ведь, какой шум поднялся по поводу фильма, который «Цой» называется. Оказывается, и после смерти есть наследники, которые имеют право давать разрешение на использование имени отца…

— Недавно читал интервью Лии Ахеджаковой, где она предупредила: Макаревичу и Юрию Шевчуку надо быть очень осторожными, потому что с ними может произойти то же самое, что с Михаилом Ефремовым.

— Ну, я могу и про нее сказать то же самое, наверное. Я вожу машину, когда у меня есть желание. И когда трезвый. А по пробкам московским каждый день я с водителем езжу. Потому что успеваю гораздо больше сделать.

— Думаешь когда-нибудь про смерть?

— Нет. А зачем? Приблизить или отдалить ее каким образом можно?

— Самурай, выходя из дома, каждый раз готов к тому, чтобы…

— Самурай вел себя так, как будто он уже умер. Вот именно поэтому он о смерти совсем не думал. И проявлял чудеса бесстрашия.

— Разве не пора задумываться, что про нас будут говорить?

— На самом деле мне и сейчас не очень интересно, что обо мне говорят, а что обо мне потом будут говорить, мне вообще наплевать. Ну, клянусь тебе. Что я, фараон, который себе пирамиду строит, что ли? Без всякого кокетства. Если будут помнить какие-то песни, какие-то книжки, ну, наверное, мне будет приятно. А кто что будет говорить, да, господи, ну, на каждый чих не наздравствуешься. Есть на свете масса гораздо более интересных вещей.

— Например?

— Да неразгаданный смысл жизни, природа во всем ее великолепии... Бог, например, да. Вот это действительно интересно. А кто там что будет говорить…

— А чего тебе сегодня больше всего хочется?

— Знаешь, я очень хочу, чтобы в обозримом будущем, быстрее, чем мы сейчас себе представляем, вся эта бодяга с мировой пандемией окончательно пошла на убыль. Во-первых, потому что второй раз это уже не интересно. Во-вторых, потому что страшно хочется вернуться к нормальной жизни, которую мы, оказывается, недостаточно ценили. А в-третьих, потому что это было бы правильно.

Читайте также: Названы самые популярные российские поп-исполнители

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.