Сила печатного слова
Сюжет:
«Вечерке» — 100 лет«Вечерняя Москва» всегда принимала особое участие в строительстве метро — словом. И это в очередной раз было доказано в четверг, 11 ноября 1934 года, когда в газете вышло два материала о подземке.
Несмотря на впечатляющие темпы строительства метро, постоянные сообщения о рекордных показателях, в работе были и недостатки. И их не замалчивали. Огласка считалась полезной для самих строителей.
В материале «Мифические стены» критике подверглись строители станции «Сокольники», в частности, товарищ Черкасский. Строители вестибюля, работавшие под его началом, отчитались об окончании работ на 15 дней раньше срока. А значит, выполнили и перевыполнили план. Но это на бумаге. В реальности же работы не то что не велись, а даже не начинались.
«Инженер Малахов, прикрепленный к строительству вестибюля «Сокольники», по его собственному заявлению, уже пять дней не был на строительстве вестибюля… Канцелярские, бюрократические методы господствуют в конторе по отделке станций. Руководители конторы — начальник т. Черкасский, главный инженер т. Зеленин, инженеры, прикрепленные к вестибюлям, редко бывают на участках», — писала газета.
Ситуация осложнялась тем, что еще две недели назад Московский комитет партии обратил внимание строителей на ситуацию с вестибюлями. И спустя время строители «Сокольников» еще не осознали всей серьезности. Поэтому пришлось обращать внимание на проблему с помощью газеты.
В этом же номере было опубликовано обращение московских архитекторов, под которым стояли подписи Ивана Фомина, Алексея Щусева, Николая Колли. Они были в числе тех, кто проектировал станции первой очереди:
«Значительнейшим произведением коллективного творчества московских архитекторов являются принятые к осуществлению и уже реализуемые проекты станций и других сооружений метро. Мы строим не только самый удобный, но и самый красивый метрополитен в мире. Станции и вестибюли будут подлинными памятниками эпохи, они будут говорить о той творческой радости, с которой пролетариат строит свою столицу, меняет ее лицо, прокладывает ее новые дороги».
На этом фоне недостатки в строительстве вестибюлей метро должны были быть устранены в кратчайший срок.
ЦИФРА
13 станций было в составе первой очереди Московского метрополитена, открывшегося 15 мая 1935 года.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО
В облике станций первой и второй очереди много отсылок к классической античной архитектуре и даже произведениям мастеров Древнего Египта. Например, в облике колонн станции «Кропоткинская».
КСТАТИ
Архитектор Николай Колли вспоминал, как давалось задание на проектирование станций метро. В его рабочем кабинете раздался звонок. «Товарищ Колли! Решено поручить вам проектировать станцию метро «Кировская». — «А какие должны быть станции?» — «Красивые!»