Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Тайны закулисья: как Театр Моссовета отметит вековой юбилей

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Город
Тайны закулисья: как Театр Моссовета отметит вековой юбилей
Художественный руководитель Театра имени Моссовета Евгений Марчелли в своем кабинете / Фото: Геворг Арутюнян
Москва, Большая Садовая улица, 16с1 Карта всех событий

В Театре имени Моссовета завершаются последние приготовления к празднованию векового юбилея. С 1923 года учреждение удерживает позиции одного из главных драматических театров столицы, а каждая премьера становится важным событием для города. Корреспондент «Вечерней Москвы» прогулялся по театру с его художественным руководителем Евгением Марчелли и посмотрел, где же создаются легендарные спектакли.

Легенд встречали овациями

Здание Театра имени Моссовета расположено в глубине живописного сада «Аквариум» недалеко от станции метро «Маяковская». Не заметить его сложно — сквер выделяется из окружающего массива величественных каменных зданий. Однако в этот раз мне нужно пройти не через главный вход — массивный, с коричневыми колоннами. Художественный руководитель театра Евгений Марчелли назначил мне встречу у служебного входа — в неприметной арке со стороны Тверской улицы. Сначала я подумала, что это просто технический момент, но оказалось, что история театра начинается именно отсюда.

— После спектаклей зрители иногда здесь встречают наших артистов. У нас в труппе много знаменитых актеров, люди хорошо знают их по ролям в кино, — начинает рассказ Евгений Жозефович. — Сейчас это уже не такое массовое явление, а в то время, когда здесь служили Любовь Орлова, Георгий Тараторкин, Сергей Юрский, во дворе собирались толпы поклонников, которые встречали их бурными овациями.

Оставив вещи в служебном гардеробе и налюбовавшись характерными конструктивистскими люстрами в форме пирамид с пластинами толстого стекла в фойе, отправляюсь следом за режиссером в дирекцию театра.

Застольные читки в офисе

Поднимаемся на лифте в административные кабинеты.

— Изначально Театр имени Моссовета имел только одно основное здание — то самое, на Большой Садовой, в которое и сейчас приходят зрители, — рассказывает Евгений Жозефович. — Но позже театру отдали целый жилой дом. Как раз в нем мы сейчас и находимся. Здесь располагается дирекция театра, мой кабинет тоже тут.

Попав на третий, административный этаж, ловлю себя на мысли — нет ощущения, что я в театре. Передо мной светлый коридор со множеством дверей, у кабинета художественного руководителя — приемная с современной мебелью... Кажется, я очутилась в обычном офисе.

— Отчасти это действительно так, — с улыбкой замечает Евгений Марчелли. — Театр — это ведь не только сплошное творчество. Мы также ведем отчетность, работаем с документами, у нас есть все те же отделы, что и в коммерческих компаниях — бухгалтерия, кадры...

Все административные и хозяйственные службы Театра имени Моссовета находятся отдельно от творческой мастерской.

— Здесь тихо, и мы не мешаем репетиционному процессу, — добавил Евгений Жозефович, открывая дверь кабинета.

Но все-таки и спектакли иногда тоже начинают свой путь именно отсюда — первые читки, которые на профессиональном сленге называются «застольными», могут проходить в кабинете художественного руководителя. А что же происходит дальше?

— А после читок мы переходим в репетиционные залы. Они находятся в основном здании театра, — приглашает меня дальше Евгений Жозефович.

Тайны закулисья: как Театр Моссовета отметит вековой юбилей Фото: Пелагия Тихонова / АГН Москва

Лабиринты творческих мастерских

В основное здание Театра имени Моссовета можно попасть, не выходя на улицу, по крытому переходу. Его достроили специально, когда театр получил в свое распоряжение второе здание. Ведь артистам и руководству часто приходится общаться, решать служебные вопросы.

На подоконниках в переходе разместилась целая коллекция комнатных растений. Здесь большие окна, поэтому после офисных коридоров кажется, что ты очутился в залитой светом оранжерее.

Переход закончился и начался «лабиринт». Уже внутри главного здания театра мы столько раз спустились, поднялись, повернули направо и налево, что я поняла — вернуться назад самостоятельно я уже не смогу, окончательно заблудилась. Сложно даже определить этаж, на котором мы сейчас находимся.

— Не переживайте, это здание действительно путаное. Так чувствует себя каждый, кто в него попадает, — успокоил меня Марчелли, смеясь. — Когда я начал работать здесь три года назад, мне потребовалось довольно много времени, чтобы запомнить все эти ходы. А вот наконец и репетиционный зал.

Входим в просторную комнату, заставленную стульями. В углу — рояль. Иногда он тоже участвует в репетициях, ведь некоторые спектакли сопровождаются живой музыкой — за кулисами, скрытый от глаз зрителя, играет аккомпаниатор. Стены комнаты завешаны темной материей, а по всему периметру установлены хореографические станки, как в балетном классе.

— Материя закрывает зеркала. Не на каждой репетиции артисты занимаются хореографией, и иногда собственные отражения их отвлекают от работы над спектаклем, — объясняет мне Евгений Марчелли. — В некоторых театрах артисты обязательно занимаются хореографией, у них есть строго установленное количество часов в неделю для этого. Но поскольку у нас театр драматический, то таких жестких рамок нет. Только если для конкретного спектакля нужны такие занятия, мы приглашаем хореографа. Или если артистам нужна разминка перед постановкой, где много танцевальных элементов, к нам тоже приходит педагог и занимается с ними.

Переходим в малый репетиционный зал. Совсем недавно здесь была репетиция, и артисты еще не успели убрать реквизит — гитару, небольшие африканские барабаны бочкообразной формы... В центре комнаты сдвинуты три стула — около них стоят чемоданы и саквояжи, а на одном из них лежат букет белых искусственных пионов и шерстяная кофта.

— Это все, конечно, из разных спектаклей. Репетиционных процесс у нас идет даже по ночам. Чаще всего здесь репетируют новые постановки, но иногда оттачивают и сцены из старых спектаклей, — с улыбкой говорит Евгений Жозефович.

Выходим из репетиционного зала и направляемся вверх по лестнице. На самом верху — пространство «Под крышей», где играют камерные спектакли.

— В 1990 году режиссер Петр Фоменко ставил в нашем театре спектакль «Калигула» с Олегом Меньшиковым в главной роли, — вспоминает Евгений Марчелли. — Тогда это был бутафорский цех, но Фоменко решил играть спектакль именно здесь. Ему очень понравилось это пространство. Так это место превратилось в нашу камерную сцену. Теперь каждый вечер тут идут спектакли.

Сейчас сцену «Под крышей» готовят к вечернему спектаклю «Васса». Рабочие монтируют декорации — задник с изображением славянской птицы сирин.

Местная бутафория

Теперь время спуститься в трюм — так в театрах называется пространство под сценой. Мы с Евгением Жозефовичем спустились туда на лифте. Стены трюма отделаны коричневым и черным кафелем, из-за чего темное таинственное пространство кажется еще меньше, чем есть на самом деле.

— Я люблю здесь бывать, — поделился Евгений Жозефович. — Мне кажется, у этого места в театре особая атмосфера. В любое время дня и ночи в коридорах трюма кипит жизнь. Недаром помещения, которые здесь находятся, называются «цеха» — как на заводе.

Бутафорский цех создает реквизит из папье-маше. Такую технику используют, чтобы предметы не были слишком тяжелыми, особенно если, например, это меч.

Усложняет работу и то, что весь реквизит должен соответствовать всем нормам пожарной безопасности. Поэтому бутафоры или работники театра, изготовляющие реквизит для спектаклей, создают муляжи сигарет и ищут свечи на батарейках, пламя которых трепещет, будто настоящее.

Сегодня в цехе тоже многолюдно — реквизиторы собирают предметы, которые появятся в вечернем спектакле «Горе от ума» — канделябры, игральные карты и хлопушки.

Тайны закулисья: как Театр Моссовета отметит вековой юбилей Фото: Александр Авилов / АГН Москва

Табличка с заветным именем

Из трюма снова поднимаемся наверх, на второй этаж — к гримеркам артистов. Некоторые из них имеют особую энергетику — когда-то здесь готовились к выходу на сцену настоящие легенды русского театра — Ростислав Плятт, Фаина Раневская, Любовь Орлова...

— Мемориальных гримерок у нас нет, но на двери каждой комнаты висит табличка с именем артиста, который здесь работал раньше, — рассказывает Евгений Жозефович, проводя меня по коридору.

Испытывая особенно нежные чувства к Фаине Георгиевне, прошу худрука показать мне ее гримерку. Открываем дверь с соответствующей табличкой. Из личных вещей актрисы тут, к сожалению, ничего не сохранилось, сейчас это мужская гримерка на двух артистов. Сама комната совсем небольшая с одним окном, выходящим во двор.

— Когда здесь обитала Фаина Георгиевна, все это пространство от пола до потолка было заставлено самыми разными книгами, — подметил Евгений Марчелли.

На втором этаже находятся только мужские гримерки, а выше — женские. На третьем же этаже расположены и гардеробные комнаты. Здесь собраны только те костюмы, которые используются в спектаклях.

— Вообще у нас огромное количество разных костюмов, поэтому здесь мы храним только самые нужные, — говорит Евгений Жозефович, проходя мимо вешалок с самыми разнообразными одеждами. — Все остальные костюмы разбросаны по всему театру — они хранятся в шкафах в подсобных комнатах.

Третий этаж — вотчина костюмеров. В их задачу входит подготовка нарядов к выходам артистов. А еще костюмеры перевозят за кулисы платья и шубы, которые артисткам нужно будет поменять прямо в процессе спектакля. Одежду вешают на рейлы (напольные вешалки на колесиках. — «ВМ») и доставляют на место.

Работа, как на заводе

Пока мы гуляли по скрытым от зрителя уголкам Театра имени Моссовета, пришло время готовиться к вечернему спектаклю. Повторив путь артистов из гримерных, мы с Евгением Марчелли спускаемся на лифте и идем за кулисы на Основную сцену. Тут тоже есть небольшие комнаты с зеркалами, чтобы артисты могли быстро поправить грим или прическу.

У прохода за кулисы меня встречает огромная установка со множеством мигающих огоньков, кнопочек и рычажков.

— Это пульт управления звуком, — заметил Евгений Марчелли. — Это не самый замысловатый прибор, кстати. Еще сложнее аппаратура стоит в закулисной рубке помощника режиссера. Именно он в течение всего спектакля контролирует каждую мелочь — свет, звук, декорации... Он же вызывает артистов на сцену. Зрители не замечают всей этой координационной деятельности. Они видят только действие на сцене, актеров. Но чтобы все прошло гладко, необходима огромная техническая работа. И она должна выполняться так же точно, как на заводе.

За кулисами сидит режиссер «Горя от ума» Александр Яцко. Он репетирует, перебирает струны гитары — спектакль начнется с вальса Грибоедова, который артисты исполнят на гитарах и балалайках.

Любимое пространство

Мы были под сценой, на сцене, осталось последнее неизведанное пространство — над сценой. Поднимаемся на колосники — технические проходы, которые располагаются на высоте нескольких десятков метров над планшетом (так называется сама площадка сцены. — «ВМ»). Здесь натянуто множество тросов, на которых висят большие многотонные декорации. Замечаю, что некоторые тросы стальные, а некоторые представляют собой толстый веревочный канат, как на корабле.

— Большинство декораций управляется с помощью электрических установок, но часть из них спускается и поднимается вручную. Именно эти декорации держатся на канатах, — объяснил Евгений Жозефович. — Электрические установки шумят, поэтому их используют, когда в мизансцене звучит музыка. Если же декорацию нужно опустить в тишине — тут уж не обойтись без дедовского метода. Но сейчас мне очень хочется показать вам свое любимое место в театре.

Заинтригованная таким доверием, я иду за Евгением Марчелли... в зрительское фойе — просторное помещение с буфетом и роялем.

— Перед каждым спектаклем на этом рояле играет заслуженный артист России композитор Матвей Костолевский. Он двоюродный брат народного артиста России Игоря Костолевского, который служит в Театре имени Маяковского, — говорит Евгений Марчелли, проходя мимо музыкального инструмента.

По сторонам фойе — две лестницы. Они ведут на небольшие галереи, где стоят по два маленьких столика.

— Мне нравится проходить дальше, в самый угол, к окну. Я раньше часто стоял здесь перед спектаклями и наблюдал, как через наш «Аквариум» зрители приходят в театр, — пустился в воспоминания Марчелли. — Сейчас уже зрители начинают узнавать во мне художественного руководителя, я уже не могу быть таким же незаметным, как раньше. Я начинаю смущаться и теперь реже прихожу сюда.

В ногу со временем

К столетию театр решили обновить и отремонтировать. Так, рядом со зрительским фойе появился коридор с белыми стенами и черным потолком. На стенах — черно-белые фотографии основателя театра Сергея Прокофьева и легендарных артистов, которые здесь служили.

— Мы выбрали современный дизайн, чтобы показать, что Театр имени Моссовета, бережно сохраняя традиции, идет в ногу со временем, — говорит Евгений Марчелли, проходя по коридору. — Самое главное для меня то, что в театре царит очень дружеская атмосфера. Это, кстати, нехарактерно для актерских коллективов. Для меня как для художественного руководителя важно следовать двум основополагающим отличительным чертам нашего театра — культуре и интеллигентности.

Основные торжества в честь юбилея в Театре имени Моссовета пройдут в конце апреля.

— Это будет большой спектакль. Мы вспомним историю театра, расскажем ее нашими голосами, — анонсирует Евгений Марчелли. — В торжествах будут задействованы все сто артистов, а режиссером мероприятия стала Марина Брусникина.

ИСТОРИЯ

Государственный академический театр имени Моссовета основан в 1923 году литератором и режиссером Сергеем Прокофьевым. Тогда он назывался Театр Московского губернского совета профсоюзов и располагался в саду «Эрмитаж». Основной художественной задачей режиссеров были эксперименты и поиски формы театрального искусства, близкой пролетарскому зрителю. В 1938 году театру присвоено имя Московского совета. С приходом режиссера Юрия Завадского, ученика Константина Станиславского и Евгения Вахтангова, в театре началась новая творческая веха. Во время Великой Отечественной войны труппа выезжала на фронт, давала спектакли в госпиталях и на предприятиях тыла. На сцене блистали прославленные и всенародно любимые актеры: Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Фаина Раневская, Любовь Орлова, Валентин Гафт, Сергей Юрский, Ия Саввина, Марина Неелова, Олег Меньшиков.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.