До чего техника дошла
Сюжет:
«Вечерке» — 100 летВторая очередь Московского метрополитена открылась в 1938 году. Уже тогда при прокладке тоннелей применялись современные по тем временам коммуникационные технологии. Об одном из таких ноухау «Вечерняя Москва» писала в номере от 21 октября 1936 года.
При строительстве участка метрополитена «Динамо» — «Аэропорт» работали четыре щита. Их смонтировали на поверхности и в бетонных ящиках спустили на глубину 27 метров.
Чтобы во время проходки поддерживать в тоннелях необходимое давление сжатого воздуха, построили компрессорную станцию, которая выдавала 1100 кубометров сжатого воздуха в минуту.
— По мере того, как щиты будут уходить вперед, понадобится все больше и больше воздуха. Чтобы удержать воздух, тоннель будет перекрыт несколькими перегородками. Нужно потратить много времени, чтобы пройти в кессон через эти многочисленные шлюзовые камеры, — писала «Вечерняя Москва».
Решение, облегчающее процесс руководства строительством всех участков шахты подземки, было найдено — «опытная телевизорная установка». В кабине начальника шахты решили разместить экран и рупор рядом с ним.
— Начальник шахты сможет увидеть на этом экране участок, на котором работает весь щит: и проходчиков, работающих на выдвижных платформах перед щитом, и машиниста, управляющего эректором (кран для установк и тюбингов), и тюбингщиков, — поясняла «Вечерняя Москва» читателям.
Начальник шахты мог не просто следить за процессом, но и руководить им, передавать указания и слышать ответ, что было новшеством.
— Если опыт удастся, на шахте будет оборудовано еще несколько телевизорных установок, и из кабины начальника шахты можно будет наблюдать работу не одного, а всех четырех щитов, — писала тогда «Вечерняя Москва».
Станцию метро «Динамо» в рамках второй очереди строительства московского метро открыли 11 сентября 1938 года в составе участка «Площадь Свердлова» (сегодня «Театральная») — «Сокол».
По мнению многих ученых и деятелей культуры тех лет, станции второй очереди подземки, введенные в предвоенные годы, стали одними из самых технологичных и красивых в мире.
Кардинальных изменений в транспортную инфраструктуру Москвы первые две очереди метро не внесли, однако уже тогда были заметны несомненные польза и потенциал подземки. Так, к примеру, уже в 1940 году метрополитен перевез 14 процентов всех пассажиров, тогда как автобусы и троллейбусы — лишь восемь процентов. 70 процентов перевозок тогда приходилось на трамвай.
ЦИФРА
24 станции на Замоскворецкой линии сегодня. Последнюю станцию — «Алма-Атинскую» — открыли в 2012 году.
Кстати, участок Замоскворецкой линии «Автозаводская» — «Орехово» закрыли на реконструкцию 12 ноября 2022 года на полгода. Как пояснили власти города, участок находился в аварийном состоянии, во время строительства в 1980-е годы были допущены серьезные ошибки.
Знаете ли вы, что проект станции «Маяковская» в 1939 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В 2009 году провели опрос москвичей, и «Маяковскую» назвали самой красивой станцией столичного метро.