Главное
Истории
Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Культурное наследие обогатил метрополитен

Город
Москвичка Елена Порошина на станции «Комсомольская» Кольцевой линии метрополитена. Девушка специально спустилась на станцию, чтобы сделать несколько памятных фотографий
Москвичка Елена Порошина на станции «Комсомольская» Кольцевой линии метрополитена. Девушка специально спустилась на станцию, чтобы сделать несколько памятных фотографий / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
Три станции Кольцевой линии метрополитена внесены в реестр объектов культурного наследия. 16 января об этом рассказал руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

К ценным объектам специалисты Мосгорнаследия отнесли три станции Кольцевой линии городского метрополитена: «Белорусскую», «Киевскую» и «Комсомольскую». Все они взяты под надежную охрану.

Решение о том, какие станции включить в реестр объектов культурного наследия, жители приняли самостоятельно. Они участвовали в голосовании на портале «Активный гражданин». В итоге в тройке победителей оказались «Белорусская», «Киевская» и «Комсомольская». Их лидерство можно объяснить популярностью среди пассажиров, ведь каждая из этих станций располагается в непосредственной близости от пяти крупных вокзалов, куда ежегодно прибывают сотни тысяч людей. Многие из пассажиров, чтобы добраться до нужного адреса, пересаживаются именно на метро. Так порой и начинается первое знакомство со столицей. А посмотреть есть на что.

Три победившие станции были построены в 50-х годах прошлого века. Их роскошное убранство — заслуга известных специалистов.

— Над их оформлением трудились знаменитые архитекторы, скульпторы и художники; каждая рассказывает о культуре и жизни советского народа, имеет исключительное убранство и является важным ориентиром на карте нашего города, — рассказал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов. — Сегодня мы вместе с горожанами несем ответственность за сохранение этого наследия.

Дизайн каждой станции отражает определенный отрезок истории. Так, главной темой в оформлении «Белорусской» стали хозяйство и культура белорусского народа. За работу по оформлению станции в 1951 году архитекторы были удостоены Сталинской премии.

Панно на «Белорусской» — по сути, произведение искусства. Каждое из них обрамляют мраморные орнаменты с мотивами национальных узоров. К примеру, на одном из них в советское время были изображены девушки, которые вышивают портрет Иосифа Сталина. С приходом к власти Никиты Хрущева это панно было решено заменить на изображение ордена Трудового Красного Знамени.

Родина-мать со станции «Комсомольская» и витражи станции «Новослободская» будут оцифрованы Мариной Банниковой (слева) и Надеждой Прохоровой  Родина-мать со станции «Комсомольская» и витражи станции «Новослободская» будут оцифрованы Мариной Банниковой (слева) и Надеждой Прохоровой  / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Есть символы того времени и на станции «Киевская». Это строки из советского гимна, нанесенные на стену станции, а также изображение Владимира Ленина с его цитатой на мраморной табличке.

За право оформления «Киевской» боролись десятки архитекторов — на конкурс было представлено 40 проектов.

Победителем стала концепция коллектива из Киева.

Ключевой идеей в оформлении станции является юбилейная дата — 300-летие с момента воссоединения России и Украины. Центральный зал станции украшают 18 пилонов, в каждом из них — мозаичные панно.

Они размещены в лепные рамы с растительным орнаментом и посвящены историческим сюжетам. К примеру: «Переяславская Рада» , «Полтавская битва», «Пушкин на Украине».

Оформление «Комсомольской» — внутреннее убранство станции и вестибюль — выполнено по проекту известного архитектора Алексея Щусева.

Военная атрибутика, ордена, пальмовые листья, дубовые ветви — все это заложено в основу дизайна станции.

В зале «Комсомольской» фактически проиллюстрирована речь Иосифа Сталина в честь парада 7 ноября 1941 года — она выполнена в виде мозаичного панно.

В оформлении интерьера павильона станции использованы объемные украшения — барельефы, среди которых «Урок музыки», «Сбор урожая», «За мир», «Урок географии». Их выполнил скульптор Георгий Мотовилов.

За архитектурные решения в оформлении станции «Комсомольская» Алексею Щусеву в 1952 году была присуждена Сталинская премия.

— Многие станции Московского метрополитена уже внесены в реестр объектов культурного наследия, однако до недавнего времени станции Кольцевой линии в этот список не входили, — говорит Алексей Емельянов. — Каждая представляет собой уникальный памятник архитектуры, и постановка их под охрану государства — вопрос времени.

Однако одновременно и в сжатые сроки включить все станции Кольцевой линии в этот реестр, по его словам, невозможно технически. Для начала принято решение привлечь активных жителей. Работа продолжится и дальше.

До конца 2018 года в реестр объектов культурного наследия планируется внести все 12 станций Кольцевой линии.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Константин Черкасский, директор народного музея метро:

— Все три станции являются яркими представителями расцвета так называемого сталинского ампира. Пройдя по ним, можно узнать много интересного: о послевоенном восстановлении и дальнейшем развитии советской Белоруссии, о российско-украинской дружбе. На станции «Комсомольская» мы попадем как будто в торжественный зал, где чествуют победителей Великой Отечественной войны — наследников величайших побед русского оружия.

Филипп Смирнов, историк, москвовед:

— Оформление станций, вестибюлей нашего метрополитена — богатство, которое, безусловно, необходимо сохранять. Многие туристы, приезжая в столицу, отправляются в метро как на экскурсию. Такого нет нигде в мире. Путешествовать по станциям, рассматривая их убранство, можно бесконечно. Подходы, которые использовались в оформлении станций в советское время, поражают масштабами, архитектурными находками.

СПРАВКА

Основной проект Кольцевой линии метрополитена был утвержден в 1943 году. Движение по первому участку открылось 1 января 1950 года. Протяженность Кольцевой линии составляет 19,4 километра, а общее время в пути занимает 30 минут.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.