Внешний вид станций продумали раньше схемы линий
К тому моменту строительство метро уже велось полтора года: первую шахту начали бурить 10 декабря 1931 года. «Трамвайный пассажир, у которого вчера в вагоне оторвали 4 пуговицы <...>, проезжая мимо вышек Метростроя, загорается надеждой», — писала «Вечерка» 15 января 1933 года. В том номере рассказывалось про слет ударников Метростроя, на котором решили: «Проверить социальное лицо рабочих метро, вычистить пробравшихся туда классового врага и его прислужников». Так надеялись преодолеть отставание от графика.
Это по-столичному
В постановлении от 20 марта 1933 года под названием «О строительстве Московского метрополитена» предлагался более внятный рецепт: слегка поправить проект. Например, на участке от Красноворотской площади к Сокольникам «во изменение постановления ЦК ВКП(б) от 8.I.1932 г., применить открытый способ работ, с частичной проходкой этого участка закрытым способом в районе Митьковской ветки».
Арбатский радиус решили строить дворами, в стороне от Арбата, траншейным методом.
— По обе стороны будущего тоннеля роют короткими участками траншеи, в которых возводят стены, — описывает этот способ автор сайта «Наше метро» Игорь Лисов. — Затем сооружают перекрытие тоннеля, из-под него вынимают основную массу грунта и бетонируют основание (лоток) тоннеля.
Такой способ получил тогда название московского.
Исторические проводники
В том же 1933 году метростроевцы впервые обратились за консультацией к археологам. Проходчики намучились: то упрутся в старый фундамент, то угодят под ливень грунтовых вод...
Проводником в подземном царстве стал Николай Коробков, ученый секретарь Центрального НИИ методов краеведческой работы (сейчас это Российский институт культурологии). Он возглавил археологические исследования, которые проводились на трассе строительства в районе Китай-города и Белого города. Не так давно материалы Коробкова, хранящиеся в Главном архивном управлении Москвы, стали доступны историкам и журналистам.
— Под наблюдением Николая Коробкова вскрыли берег и старое русло Неглинки, погребения под Сапожковской площадью, Охотным рядом и улицей Горького (Тверской), остатки Арбатской башни, — рассказывает Ярослав Онопенко, начальник Главного архивного управления. — Одновременно он выяснял по летописям, где в старину стояли бани: ведь возле каждой был глубокий колодец.
На Свердловской (Театральной) площади такой колодец обнаружили поздно: он оказался засыпан не до конца, стройка потревожила стенки сруба, земля осела...
Полезная красота
Что оставалось неизменным — так это замысел сделать станции роскошными. «Пассажиру... придется опускаться под землю, — растолковывала «Вечерка» 7 июня 1933 года. — Психологически это отрицательный момент, и потому должно быть сделано все возможное, чтобы чем-то кроме транспортных преимуществ компенсировать, устранить возможность всякой мысли о подземном мире». Каждая станция обязана была иметь свое «лицо», чтобы пассажиры (тогда еще было много неграмотных!) узнавали их и без чтения указателей.
Денежное русло
В тот мартовский день 1933 года бюджет строительства был увеличен более чем на треть — с 80 миллионов до 110 миллионов рублей. Недостающие 30 миллионов вытащили из ассигнований на строительство Канала имени Москвы.
Первую очередь метро было велено закончить — кровь из носу! — до 1 декабря 1934 года. Но жизнь внесла свои поправки — метро было открыто 15 мая 1935 года.
В схему 1933 года входило 5 линий «диаметров», которые пересекались в центре города, образуя звездочку:
— Фрунзенско-Мясницкий (Черкизово — Ленинские горы),
— Арбатско-Покровский (Благуша — Кутузово),
— Таганско-Тверской (Автозаводская — Всехсвятское),
— Дзержинско-Замоскворецкий (Нижние Котлы — Останкино),
— Краснопресненско-Рогожский (Ваганьково — Соколиная Гора).
Кольцевая линия была задумана только в 1936 году.
ЦИФРА
83 станции должно было быть на схеме, утвержденной в марте 1933 года
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ