Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Внешний вид станций продумали раньше схемы линий

Город
Внешний вид станций продумали раньше схемы линий
15 мая 1935 года. Демонстрация в честь запуска первого участка метро / Фото: Борис Кавашкин/ТАСС
85 лет назад, 20 марта 1933 года, постановлением ЦК ВКП(б) утвердили схему линий Московского метрополитена.

К тому моменту строительство метро уже велось полтора года: первую шахту начали бурить 10 декабря 1931 года. «Трамвайный пассажир, у которого вчера в вагоне оторвали 4 пуговицы <...>, проезжая мимо вышек Метростроя, загорается надеждой», — писала «Вечерка» 15 января 1933 года. В том номере рассказывалось про слет ударников Метростроя, на котором решили: «Проверить социальное лицо рабочих метро, вычистить пробравшихся туда классового врага и его прислужников». Так надеялись преодолеть отставание от графика.

Внешний вид станций продумали раньше схемы линий 1936 год. Лепщик И. Пухов оформляет потолок станции «Киевская» / Фото: Леонид Великжанин/ТАСС

Это по-столичному

В постановлении от 20 марта 1933 года под названием «О строительстве Московского метрополитена» предлагался более внятный рецепт: слегка поправить проект. Например, на участке от Красноворотской площади к Сокольникам «во изменение постановления ЦК ВКП(б) от 8.I.1932 г., применить открытый способ работ, с частичной проходкой этого участка закрытым способом в районе Митьковской ветки».

Арбатский радиус решили строить дворами, в стороне от Арбата, траншейным методом.

— По обе стороны будущего тоннеля роют короткими участками траншеи, в которых возводят стены, — описывает этот способ автор сайта «Наше метро» Игорь Лисов. — Затем сооружают перекрытие тоннеля, из-под него вынимают основную массу грунта и бетонируют основание (лоток) тоннеля.

Такой способ получил тогда название московского.

Внешний вид станций продумали раньше схемы линий 1933 год. Строительство методом открытой проходки / Фото: тасс

Исторические проводники

В том же 1933 году метростроевцы впервые обратились за консультацией к археологам. Проходчики намучились: то упрутся в старый фундамент, то угодят под ливень грунтовых вод...

Проводником в подземном царстве стал Николай Коробков, ученый секретарь Центрального НИИ методов краеведческой работы (сейчас это Российский институт культурологии). Он возглавил археологические исследования, которые проводились на трассе строительства в районе Китай-города и Белого города. Не так давно материалы Коробкова, хранящиеся в Главном архивном управлении Москвы, стали доступны историкам и журналистам.

— Под наблюдением Николая Коробкова вскрыли берег и старое русло Неглинки, погребения под Сапожковской площадью, Охотным рядом и улицей Горького (Тверской), остатки Арбатской башни, — рассказывает Ярослав Онопенко, начальник Главного архивного управления. — Одновременно он выяснял по летописям, где в старину стояли бани: ведь возле каждой был глубокий колодец.

На Свердловской (Театральной) площади такой колодец обнаружили поздно: он оказался засыпан не до конца, стройка потревожила стенки сруба, земля осела...

Внешний вид станций продумали раньше схемы линий Первый метрощит. Фото из материалов Н. Коробкова, хранящихся в Главархиве Москвы. Сделано между 1933 и 1935 годами / Фото предоставлено Главным архивным управление города Москвы

Полезная красота

Что оставалось неизменным — так это замысел сделать станции роскошными. «Пассажиру... придется опускаться под землю, — растолковывала «Вечерка» 7 июня 1933 года. — Психологически это отрицательный момент, и потому должно быть сделано все возможное, чтобы чем-то кроме транспортных преимуществ компенсировать, устранить возможность всякой мысли о подземном мире». Каждая станция обязана была иметь свое «лицо», чтобы пассажиры (тогда еще было много неграмотных!) узнавали их и без чтения указателей.

Внешний вид станций продумали раньше схемы линий Схема метро 1933 года. Линии напоминают звездочку или снежинку

Денежное русло

В тот мартовский день 1933 года бюджет строительства был увеличен более чем на треть — с 80 миллионов до 110 миллионов рублей. Недостающие 30 миллионов вытащили из ассигнований на строительство Канала имени Москвы.

Первую очередь метро было велено закончить — кровь из носу! — до 1 декабря 1934 года. Но жизнь внесла свои поправки — метро было открыто 15 мая 1935 года.

В схему 1933 года входило 5 линий «диаметров», которые пересекались в центре города, образуя звездочку:

— Фрунзенско-Мясницкий (Черкизово — Ленинские горы),

— Арбатско-Покровский (Благуша — Кутузово),

— Таганско-Тверской (Автозаводская — Всехсвятское),

— Дзержинско-Замоскворецкий (Нижние Котлы — Останкино),

— Краснопресненско-Рогожский (Ваганьково — Соколиная Гора).

Кольцевая линия была задумана только в 1936 году.

ЦИФРА

83 станции должно было быть на схеме, утвержденной в марте 1933 года

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Какие станции московского метро переименовывали чаще всего

ПОНАЕХАЛИ. Как раньше назывались «Чистые пруды» и почему «Кропоткинскую» пытались несколько раз переименовать

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.