Сергей Собянин: Службы занятости меняют формат
— Сергей Семенович, этот номер газеты выйдет в понедельник, 29 апреля. С праздником!
— Спасибо, от всей души поздравлю читателей и журналистов «Вечерки» с Воскресением Христовым и наступающим Праздником Весны и Труда! Хорошего вам настроения и приятных выходных!
— Начались фестивали «Пасхальный дар» и «Московская весна». Что нового город приготовил на этот раз?
— Мы соблюдаем традиции. «Пасхальный дар» — это по-прежнему куличи, колокольный звон и благотворительность. А «Московская весна» — это хоровое пение. Десятки музыкальных коллективов будут выступать на улицах Москвы. Из нового — мы открыли еще одну большую фестивальную площадку за пределами центра. На этот раз на Святоозерской улице в районе Косино-Ухтомский. Новая площадка оформлена в купеческом стиле. Для детей там сделали карусель, для молодежи — роллердром, для взрослых — торговые шале и кафе.
— Добираться до этой площадки далеко...
— В Косино-Ухтомском живут 80 тысяч человек. Для них будет очень близко.
— Планируете пойти на первомайскую демонстрацию?
— Конечно, для меня это незыблемая традиция еще со времен работы на заводе. Может, в советские времена и был в этом какой-то формализм, но, с другой стороны, было интересно плечом к плечу с друзьями и товарищами пройти по главной площади города. А затем собраться вместе за праздничным столом. Времени прошло с тех пор немало. Многие лозунги стали другими. Но лозунг «Мир! Труд! Май!» актуален всегда. Мирное небо над страной, достойно оплачиваемая работа, праздник весны. Что может быть лучше для трудящегося человека?
— В канун Первомая самое время поговорить о труде. Недавно вы заявили о модернизации городской службы занятости. Чем вызваны перемены?
— Если посмотреть на цифры, в Москве вполне благополучная ситуация на рынке труда. Уровень безработицы составляет всего 1,2 процента — меньше, чем в любом другом субъекте Федерации. Более того, примерно треть работающих в Москве являются жителями Московской области, других регионов России или трудовыми мигрантами. Однако за этими цифрами мы не должны забывать, что в Москве есть люди, испытывающие трудности при трудоустройстве. Работа для них имеется, но по каким-то причинам они не могут найти то, что подходит именно им — по характеру, квалификации, условиям труда и многим другим параметрам. Особенно это касается малообеспеченных людей, москвичей старшего возраста, инвалидов, многодетных матерей, молодежи.
— А раньше служба занятости не могла им помочь?
— Помогала, но явно недостаточно. Служба работала по технологиям 20–25-летней давности, которые давно устарели. Территориальные отделы занятости располагались в каких-то полуподвалах, некомфортных, давно не ремонтировавшихся помещениях, которые еще надо было найти. Бумажная работа просто зашкаливала — от соискателей работы могли потребовать составить 24 разных документа и поставить 47 (!) подписей. Специалисты подсчитали, что в ходе приема работник Центра занятости тратил 50 минут на оформление бумаг и только 5–7 минут на реальный разговор с человеком, ищущим работу. Много ли было проку от такого разговора? Я сильно сомневаюсь.
— Что придет на смену этой системе?
— Во-первых, мы убрали большую часть бумаг. Оставили только самые необходимые: 11 документов и столько же подписей. Время заполнения документов на приеме сократилось до 30 минут. А значит, сотрудник службы занятости может 25–30 минут поговорить с пришедшим к нему человеком, попытаться понять и реально решить его проблему. Во-вторых, мы разделили услуги Службы занятости на базовые и персональные.
Базовые услуги — оформить пособие по безработице, подобрать вакансию из банка данных, составить резюме и тому подобное — теперь можно получить в центрах госуслуг «Мои документы», в комфортной обстановке и без очередей.
— Во всех центрах госуслуг?
— Территориальные отделы занятости будут открыты в 56 МФЦ. На сегодня большая их часть уже переехала и приступила к работе.
— А если безработному требуется поговорить по душам?
— Для этого есть второй уровень — флагманские центры занятости «Моя работа», первый из которых недавно открылся на улице Щепкина. Сюда могут обращаться люди, которые настроены на активный поиск работы и преодоление возникших у них проблем. Специалисты флагманского центра помогут соискателям выбрать перспективную профессию и направят на обучение. Все желающие могут поучаствовать в тренингах, например, как успешно пройти интервью с работодателем. Если человек переживает стресс, то психологи центра помогут выйти из этой ситуации, поверить в себя и свои силы.
— Сколько таких центров будет создано?
— Планируем создать 4 флагманских центра «Моя работа» и еще один флагманский центр «Моя карьера», который будет специализироваться на содействии в трудоустройстве москвичам с особыми потребностями на рынке труда: людям старшего возраста, инвалидам, многодетным мамам и молодежи.
— Планирует ли служба занятости взаимодействовать напрямую с работодателями?
— Да, мы уже наладили сотрудничество с такими крупными работодателями, как Сбербанк, «МегаФон», аэропорт Домодедово, «Яндекс.Такси», «Детский Мир», «Ашан», «Макдоналдс», «Мосгортранс», Почта России, и другими. Этим структурам постоянно нужны люди, и городская служба занятости готова оказывать им содействие в подборе персонала. При этом мы не собираемся вытеснять частные агентства по трудоустройству, а делаем общее с ними дело — помогаем москвичам найти работу мечты.
— Есть ли уже первые результаты этой работы?
— После переезда центров занятости в МФЦ москвичи стали чаще обращаться в них за карьерными советами и другими услугами. По сравнению с работой в старых помещениях число консультаций в офисах «Мои документы» увеличилось до 10 раз. Но мы только в начале пути. О реальных результатах можно будет говорить через год-полтора работы в новом формате.
— Хорошо, давайте вернемся к этому разговору в 2020 году.