Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

По следам Лефорта

Сюжет: 

Городские легенды
Город
Лично мне призрак танцующего Франца Лефорта не попадался никогда, хотя возле его дворца я не раз бродил в разное время года и суток. Но жители окрестных домов, да и работники двух архивов, что расположены на территории комплекса, упорно говорят: призрак есть!

Так ли это, я решил проверить побывав внутри дворца. А заодно вспомнил его историю и узнал, что именно в нем хранится.

Заросший парк

После тщательной проверки и паспортного контроля вполне доброжелательной Людмилы — сотрудницы Российского государственного архива фонодокументов (РГАФД) проходим на территорию дворца. Здесь полным ходом идет ремонт и реставрация, как флигелей, так и центральной части дворца, где раньше и проходили пышные пиры. Парк внутри дворца сильно разросся, и самого дворца, да и циркульных поздних пристроек почти не видно. Сирень наклонилась к мемориальной доске кинорежиссера Сергея Васильева. Он здесь жил в начале прошлого века вместе с отцом, управлявшим архивом. Чуть дальше — собачья будка, хозяин которой встретил нас ожесточенным лаем. Для порядка. В этом же флигеле во время войны жил и замечательный актер Лев Дуров, мама которого работала в архиве. Он описал этот период в своих мемуарах. Как с друзьями, еще мальчишкой гасил немецкие «зажигалки» на крыше... Дуров бывает во дворце почти каждый год. Приходит посмотреть и вспомнить детство. А сотрудники архива даже записали его вспоминания. Для истории...

Мы заходим в левую часть главного здания дворца, где и находится РГАФД. А правую и центральную часть занимает военно-исторический архив. Но о них немного позже.

О временах Лефорта внутри здания ничего уже не напоминает. Оно не раз перестраивалось, горело, меняло хозяев, было жилищем работников архива, ютившихся на маленькой кухоньке полтора на полтора метра. Да это и не кухня вовсе, а бывшая лестничная площадка. Закрытая со стороны пролета. Сейчас это место показывают скорее для того, чтобы мы понимали. Как раньше жили сотрудники архива. Зато сохранились камин XIX века и высокие печи того же периода. Даже действующие. Но вернемся к истории.

Подарок Петра

Любимец Петра Великого, генерал-адмирал Франц Лефорт получает от царя в подарок дворец, который был построен недалеко от его старого дома в Немецкой слободе, на улице Коровий брод, ныне 2-я Бауманская улица, 3. Название — улица Коровий Брод — происходит от брода через реку Яуза, через который в XVII—XVIII веках вели коров на скотопрогонный двор близ Красных Ворот.

Строительство началось в 1696 году, когда и Лефорт и Петр отправились с большой посольской миссией в Европу. Предполагалось, что к их возвращению строительство будет завершено. Но случился стрелецкий бунт, и Петр вместе с Лефортом спешно вернулись в Москву, чтобы вершить суд и расправу. Примечательно, что Лефорт, не боясь царского гнева, отказался самолично рубить стрельцам головы.

А через некоторое время авральным по нынешним меркам методом дворец был достроен. Венчали дворец высокие крутые черепичные кровли и затейливые железные гребешки.

Поражало воображение внутреннее убранство, отличавшееся небывалой роскошью. Одна зала оклеена кожею, тисненною золотом, другая обшита желтою камкою, в третьей – редкие китайские изделия, в четвертой – картинки с морскими видами и модели галер и кораблей. Главная зала дворца – «большая столовая палата» – имела десятиметровую высоту, была обита красным сукном, украшена парсунами и зеркалами в резных янтарных рамах. Подвешенный к потолку двуглавый орел напоминал о делах государственных, коими надлежало заниматься владельцу.

Поставил дворец «постельный истопник, каменных дел мастер» Дмитрий Аксамитов (сам царь рисовал интерьеры для помещений, подсмотренные в Голландии). Об Аксамитове известно только то, что он приехал из Малороссии и в Москве больше ничего не строил. По документам того времени, Дмитрий Васильевич именовался «каменных зданий художником» и «постельничьим истопником» – так звучало придворное звание мастера печного дела.

Это была первая в русской архитектуре попытка освобождения от допетровских форм зодчества. Во дворце находился огромный зал высотой 10 метров и площадью более 300 квадратных метров, украшенный портретом Петра, картинами и множеством зеркал. Этот зал мог одновременно вместить 1500 гостей.

Лефорт сообщает в письме своему брату: «В саду имеются пруды, которых здесь нелегко найти, и в них множество рыбы. По другую сторону реки у меня есть парк, где находятся разнообразные дикие животные. Мой дом самый красивый и самый приятный из всех в окрестности; люди этой страны приходят сюда, чтобы посмотреть его как редкость». Главный фасад дворца обращен не на улицу, а на реку, что, вероятно, было связано с представлением о Яузе как о судоходной реке. Вокруг сооружения на галереях должны были быть поставлены 50 небольших пушек.

Освящал дворец во имя Вакха - бога вина и веселья - Никита Зотов, «патриарх всея Яузы и Кукуя». Но меньше чем через месяц после новоселья 12 февраля 1699 года, продолжавшееся три дня, во время которых по приказу Петра никого из дворца не выпускали, а гости спали по очереди, потом ели-пили и снова водили хороводы — Лефорт умер. Пока Петр умчался строить корабли в Воронеж, Лефорт слег, заболев горячкою. И 2 марта в возрасте неполных сорока шести лет он скончался. Слухов вокруг этой смерти было много, и загадка так и осталась. То ли это действительно была болезнь, то ли злодеи отравили, то ли чрезмерные возлияния сыграли роль...

Говорили, что это Бог покарал еретика за то, что он привечал царя ко всему западному, свел с Анной Монс, из-за которой несчастная Евдокия Лопухина, жена царя, была сослана в суздальский Покровский монастырь.

Похороны и могила

Петр бросил все и примчался в Москву хоронить любезного друга. У гроба Лефорта он воскликнул: "На кого могу я теперь положиться? Он один был верен мне!"

В погребальной процессии Петр, в глубоком трауре, возглавил первую роту Преображенского полка, за которым шли Семеновский и Лефортовский полки с печальной музыкой. Отпевали Лефорта в реформатской церкви и похоронили недалеко от дворца. Говорят, когда гроб опускали в землю, с чердака грянул оркестр, а из подвала раздался хохот хозяина. Во время прощального салюта одному из плохообученных солдат оторвало ядром голову, что в народе сочли еще одной плохой приметой.

Всем участникам похорон были выданы золотые перстни с вырезанным днем кончины и «изображением смерти».

По преданию, его могила была покрыта мраморной доской с вырезанной на ней эпитафией: «Остерегись, прохожий, не попирай ногами сего камня: он омочен слезами величайшего в свете монарха»

И снова начинаются тайны и мистика. Говорят, что уже на следующую ночь после похорон могилу Лефорта пытались вскрыть. Или позарились на богатое облачение — все-таки главный фаворит императора, или решили обезопасить народ от еретика — связать ему в могиле ноги. Примета такая была. Но гробокопателей вспугнули.

В следующий раз могилу вскрыли через три года по настоянию сына Лефорта Анри. Его не было в Москве и он не успел попрощаться с отцом. Анри был поражен сохранностью трупа.

1812 году гроб увидели на месте сгоревшей реформаторской церкви. Непонятно почему Лефорта уже в XIX веке решили перезахоронить на Немецком (Введенском) кладбище. Вот как это описал в дневнике историк И.М.Снегирев: «В 1839 году гроб его находился в погребе, в доме Ямщикова у Госпитального деревянного моста в Лефортове». Но на Немецком кладбище могила Лефорта не найдена. Его имя встречается только в эпитафии на надгробии его старшего друга шотландца, генерала Патрика Гордона, перезахороненного здесь в 1877 году. Если он действительно был сюда перезахоронен.

В 1862 году говорят, что он перезахоронен на Лазаревском кладбище. Будто сама земля отказывалась принимать его прах. Говорят памятник Лефорту был очень похож на памятник его первого командира в России Патрика Гордона. И находился на 14-м участке Немецкого кладбища. Об этой находке даже писали газеты. В начале ХХ века памятник, говорят, еще был. Впрочем, по одной из версий, это был кенотаф — символический памятник без захоронения, как и у Гордона. В учетных книгах кладбища имени Лефорта нет.

А женевские биографы Лефорта убеждены, что его могилу следует искать возле усыпальницы Петра в Петропавловском соборе Петербурга. Но не исключают, что похоронили его и на территории дворца, вот он и не может найти успокоения. А пока постоянно приглашает своих жертв на танец. И музыка та, что Франц Лефорт слышал, когда умирал. По указанию императора квартет в соседней комнате играл мелодии, которые могли бы облегчить его страдания...

ДОСЬЕ "ВМ"

Франц Лефорт родился в 1656 году в Женеве в семье торговца. В 1674 году уехал в Голландию, а затем на военную службу в далекую Московию. Прибыл в русскую столицу в чине капитана и поселился в Немецкой слободе. Затем выучил русский язык, женился на дочери подполковника Сугэ Елизавете. С конца 1678 года был назначен командиром роты в составе киевского гарнизона, участвовал в военных походах и в стычках с крымскими татарами. В 1683 году Лефорт дважды получает повышение и становится подполковником.

Лефорт был человеком светским, с хорошими манерами, ловкий, веселый, собою хорош, никто лучше не устраивал праздники или пиршества. Да и в руках у него все горело. В Немецкой слободе Лефорт познакомился с Петром. Они очень сблизились. Швейцарец стал наставником юного царя. Кстати, у Лефорта Петр познакомился и с Меншиковым.

Эпоха Меншикова

Дворец перешел в ведение Посольского приказа, но фактически им распоряжался царь. Он нередко устраивал здесь ассамблеи и представления. В этом дворце Петр собственноручно укорачивал платья и брил бороды.

В декабре 1702 года в «большой столовой палате» Лефортовского дворца впервые состоялось выступление русских артистов. Удивленные зрители услышали со сцены не иностранную, а русскую речь. Премьера российского спектакля имела большой успех.

А в январе 1707 года «подарил Лефортов дом в Москве и 2000 рублей на постройки князю Меншикову», когда у него сгорел его прежний дом. Любитель дворцов, кои у него были в большом количестве и в Москве, и в Петербурге, Александр Данилович Меншиков с радостью принимает дар и решает перестроить дворец в европейском вкусе, для чего приглашается известный зодчий Джованни Мария Фонтана.

По его проекту в течение 1707 – 1708 годов к дворцу пристраиваются двухэтажные корпуса, образующие каре, замкнутое массивной аркой. С внутренней стороны на уровне второго этажа устраивается открытая галерея. Потом ее заложили, нарушив задумку архитектора и потеряв некую воздушность пространства. Это был первый в городе и России городской дворцовый ансамбль в стиле раннего классицизма.

К дворцу на берегу Яузы Фонтана пристроил ряды двухэтажных флигелей в виде незамкнутого квадрата, которые соединялись с главным зданием переходами.

Но Петр просто так подарки не делал, да и понимал, что Меншиков своего не упустит и в государственную казну руку запускает постоянно. Поэтому дворец использовался и для государевых нужд: дипломатических приемов и торжеств. Наслаждался житьем в Лефортовом дворце князь Меншиков целых 20 лет. Царь, бывая в Москве, тоже любил останавливаться именно в этом дворце, в близкой ему Немецкой слободе. Но Петр умер, Меншиков всячески помогал Екатерине. Однако и она в 1727 году тоже отошла, оставив духовное завещание. Трон переходил внуку Петра I – сыну убитого царевича Алексея, но с условием, что будущий император женится на одной из дочерей Меншикова.

12-летний Петр Второй, научаемый своими воспитанниками Долгорукими, решил все сделать по своему. А нареченную невесту Марию возненавидел. Князь Иван Долгорукий всячески старался раздуть это пламя ненависти к Меншиковым, и ему это удалось. И Меншикова сослали в далекий Березов, лишив всего. Домой не вернулся ни он, ни жена, умершая еще по дороге, ни Мария.

Проклятая свадьба

А двор, тем временем, перебирается в Москву. И Петр II въезжает все в тот же Лефортовский дворец. Уж очень он ему нравился.
Юный царь постоянно бывает на охоте, не жалея себя и не слушая врачей. Напротив, через Яузу, в Головинском дворце, где ныне Лефортовский парк, поселяются Долгорукие. Они задумали выдать за царя княжну Екатерину Долгорукую – сестру Ивана, ближайшего друга царя.

30 ноября в Лефортовском дворце состоялось торжественное обручение Петра II с его невестой. В большой столовой палате собрались гости. Охрану нес батальон гвардии – 1200 человек.

Беда пришла откуда не ждали. Когда золотая карета невесты, увенчанная императорской короной, въезжала в ворота, корона зацепилась за перекладину, упала на мостовую и разбилась на мелкие куски. Не учли Долгорукие высоту арки. В толпе зашептались: «Дурная примета!»

Император подвел княжну под роскошный балдахин из серебряной парчи с золотыми узорами, который держали шесть генералов. Архиепископ Новгородский Феофан Прокопович совершил торжественное богослужение и благословил обручальные кольца. Мария Меншикова, которую с царем обручал тоже он двумя годами ранее, только что умерла, как сообщили из ссылки.

6 января 1730 года, в день Крещения, Семеновский и Преображенский полки выстроились на льду Москвы-реки. Богослужение и парад длились около четырех часов. Был сильный мороз. На реке продувало насквозь. И на следующий день 14-летний царь слег. Но оказалось, что это не простуда, а оспа.

Над нелюбимыми народом Долгорукими нависла угроза опалы и изгнания. Они собрались на совет и сочинили царское завещание. Но для его воплощения свадьба должна была состояться. Государь умер ровно в день назначенной свадьбы в ночь на 19 января 1730 года.

«Разрушенная царская невеста» заперлась в комнатах, никого к себе не пускала. Ее отец оказался в меньшинстве в Верховном тайном совете, поставившем на герцогиню Курляндскую Анну, вдову, дочь царя Иоанна Алексеевича.

Разорванные кондиции и сундук золота

Но царедворцы решили подстраховаться и ограничить царскую власть. Для этого были составлены «кондиции» - проект ограничения власти самодержавия. Анна Иоановна сначала на все согласилась и подписала бумаги, а удостоверившись, что гвардейцы ее поддержат, на их плечах ворвалась во власть и прилюдно разорвала подписанные обещания.

Долгорукие отправились в Березов, в тот же острог, где умер Меншиков. На время в Лефортовском дворце стало тихо. Но тут появился слух, что перед ссылкой верные Меншикову люди закопали на территории дворцового комплекса под большим дубом два сундука.

8 июня 1733 года в дом каптенариуса Калины Выборова пришла женщина, вдова одного каменщика, Арина Елизарова. Она рассказала, что раньше проживала во дворце бывшего князя Александра Даниловича и «бутто видела по ссылке его в Ранибург (Ораниенбург), дому ево ж Меншикова дворецкай Никита Михайлов сын Фурсов в Лефортовском доме в казенной палате выкопав яму и закопал два сундука. Один с деньгами, а другой с посудою».

Капитан-поручик лейб-гвардии Преображенского полка Гурьев по указу императрицы с солдатами четыре дня искал сундуки. 14 июня 1733 года он пишет рапорт: «…по показанию объявленной бабы в том Лефортовском доме осматривали и в коем месте она показала раскопав яму искали и по исканию тех сундуков не нашли». Она под страхом смертной казни подтвердила свои слова, но тайна так и осталась тайной. Был ли клад?

Пожары и лейб-компания

29 мая 1737 года во дворце случился пожар. Выгорели почти все постройки. Их восстанавливал Бартоломео Растрелли с помощником Дмитрием Шаниным. Тогда и произошли первые большие изменения в архитектуре здания. Большая столовая палата была разделена перегородками на «меньшие палаты».

В 1742 году по восшествии на престол в Москву прибыла Елизавета Петровна со своим лейб-компанским корпусом. Ненадолго дворец над Яузой становится царской резиденцией, а затем передается в собственность лейб-компанейцев. Новые хозяева жили здесь до 1757 года, когда «во время пожара во дворце одни из них лишились всей своей движимости, а другие и жизни».

Виновниками пожара стали сами гвардейцы из ее личной охраны. Гвардейцы любили повеселиться и не особо следили за порядком в здании. Трубы нескольких печек оказались разобраны, да и сами печи пришли в негодность. Может быть искра попала, может поджог кто-то недовольный...

Погорельцев в спешном порядке (а их было почти полсотни) расквартировали по частному сектору все той же Немецкой слободы, то есть поблизости от дворца. А теперь их историю бережно хранит военно-исторический архив, который здесь разместился.
Дом несколько лет простоял без крыши, местами осыпался, порос травой.

В 1766 году в Москву прибывала императрица Екатерина II. И был отдан приказ восстановить некогда один из главных царских дворцов. Но веселиться в нем и самой императрице. И ее свите не пришлось.

В 1771 году на город напала моровая язва – чума. Дворец стал чумным госпиталем, хотя Екатерина о нем не забыла и отписала губернатору князю Михаилу Волконскому, заняться ремонтом здания, «…чтобы в нужном случае двора на Москве в нем можно было уместить». План переделки по указанию императрицы и при ее личном участии готовил Василий Баженов…

Однако, затем Екатерина построила новый дворец, решив, что Лефортовский для нее и двора маловат. И он снова остался заброшенным. Потом там жили театральные служители. Пока в конце восемнадцатого века его не перестроили по проекту другого именитого архитектора Матвея Казакова. При нем баррочный декор срубили и заменили на классический ампир. Тогда же построили и циркульные полукруглые флигели. Там размещались хозяйственные службы. Входы были со стороны боковых зданий двора, в которых располагалась и конюшня. Таким способом закрыли хоздвор от центральной площади возле главного здания дворца. А с января 1804 г. сюда перевезли из Кремля архив Военной конторы, находившийся здесь до 1812 года.

В Отечественную войну 1812 года в стенах дворца некоторое время располагался госпиталь, где были размещены доставленные с Бородинского сражения раненые.

Но проклятие Лефорта, видимо, висело над домом. Во время похода Наполеона и московского пожара 1812 года дворец опять сгорел и остался стоять в разрушенном виде. Там обитали только жулики, так что честным людям и проходить рядом было страшно.
С 1826 года Лефортовский дворец формально находился в ведении Московского военного госпиталя (проживавшие здесь инвалиды и являлись госпитальной прислугой).

Новая жизнь по уставу

В 1835 году здание дворца решено предоставить военно-учебным заведениям; в нем должны были быть устроены квартиры для офицеров, чиновников и учителей обоих Московских кадетских корпусов – 1-го и 2-го. Временные квартиры во дворце получили две роты неранжированного батальона 2-го учебного карабинерного полка. Только в конце 1840-х - начале 1850-х гг. дворец исправили, надстроили третьим этажом, переделали внутри и опять разместили в нем архивные дела: на этот раз Московского отделения архива Главного штаба

Но с учебой и досугом московских кадет дворец был связан до 1864 года, пока кадетские корпуса не были реорганизованы в военные гимназии. В 1865–1867 годах здание перешло к военным инженерам, в ведение Окружного инженерного управления Московского военного округа.

В 1925 году сюда перевели все крупнейшие военные архивы старой России: Лефортовский, Военно-ученый, Московский военно-окружной и Архив документов Первой Мировой войны. Так был создан Центральный государственный военно-исторический архив СССР, позже – Российский государственный военно-исторический архив.

Перед войной 1941–1945 годов дворец населяли более трехсот квартирантов, что существенно осложняло деятельность архивного учреждения). Последние жильцы покинули исторические «палаты» только в конце 1970-х годов. Примерно тогда же с территории архива были выведены лаборатории расположенного рядом МВТУ имени Н.Э. Баумана.

Сейчас на месте сада у самого дома - густая поросль деревьев и диких кустов, закрывающая здание, ближе к набережной - отгороженная сеткой асфальтированная площадка для машин.

Реставрация и сейчас идет полным ходом. Старые элементы декора выявляют, а потом восстанавливают. Сотрудники архива собрали предметы быта, связанные с различными периодами истории дворца. И стекло, и изразцы, и ковку. Например, были найдены печные изразцы еще додворцового дома Лефорта.

Нашли на территории дворца и печать одного из подразделений латышских стрелков. Они тоже здесь располагались после Октябрьской революции.

Призраки дворца

Колдовским местом Лефортовский дворец считали ещё при жизни Франца Лефорта. Ведь именно он основал и собирал по ночам «Нептуново общество», увлекавшееся, по слухам, астрологией, навигацией и магией. В общество входило девять человек и среди них – сам Петр Первый, Меншиков и Яков Брюс. Брюс после смерти Петра Первого возглавил общество.

Сам Брюс был потомком шотландских королей и, следовательно, автоматически входил в орден тамплиеров. Поэтому некоторые исследователи называют "Нептуново общество" первой русской масонской ложей.

Местные предания гласят, что по ночам дух покойного царя Петра II бродит по архивохранилищам, расположенным в залах дворца и жалобно стонет, призывая любимую сестру Наталью, умершую во дворце.

Мистика сопровождала Лефортово и в правление Анны Иоанновны. Однажды прогуливаясь по берегу Яузы она пожелала, чтобы на этом месте была тенистая роща. И на следующий день роща появилась. Придворные высадили её, посадив взрослые деревья за одну ночь. Но простояла роща недолго. Вскоре ураган начисто её уничтожил.

Работники архива, говорят, что Лефорт и сейчас живет во дворце. За девицами приглядывает, да архивные документы на время берет...

В 2006 году во время реставрации рабочие постоянно ощущали, что за ними кто-то наблюдает. На экране томографа появился силуэт человека, а наяву никого не было.
В соседнем доме №1, которое теперь расселили, тоже были постоянные необъяснимые события - силуэты людей, необычные показания приборов, голоса.

Когда здесь расположился кадетский корпус — мальчишки искали золото, которое, якобы спрятал перед ссылкой Меншиков. Кадеты даже спускались на поиски в подвал. Один из них потерял сознание, когда друзья ушли вперед. По его словам, он увидел призрака самого Лефорта, и тот пригласил мальчика на танец. Чтобы стать его партнером, нужно навсегда покинуть этот мир.

Кстати, в 1771 году, когда здесь был чумной карантин, многие говорили в предсмертном бреду о танцах, как будто в последний момент им кто-то предлагал пуститься в пляс... Музыка во дворце бывает слышна и в наши дни, как говорят сотрудники архивов.

Но звучат во дворце и другие голоса. В хранилище архива фонодокументов есть записи Луначарского, Шаляпина, Есенина, Троцкого, Сталина... И сохранили их сотрудники архива, несмотря на колоссальные сложности. Интересно, слушает ли эти записи Лефорт? Пока, хотя бы, ничего не стер...

Главный архитектор Меншикова

Джованни Мария Фонтанa (1670, Лугано - 1712) - российский архитектор итальянского происхождения. Происходит из тессинской семьи Фонтана. Первое письменное свидетельство о пребывании Фонтаны в России датировано 1703 годом. Фонтана мог участвовать в постройке и переделках различных триумфальных ворот в Москве. Первым серьезным проектом стала перестройка дворца Лефорта.

Согласно данным архивов, Фонтана переехал в Петербург около 1710 года, практически одновременно с Меншиковым. В начале 1710-х годов он продолжил строительство меншиковского дворца на Васильевском острове, участвовал в сооружении и Ораниенбаумского дворца.

Перевел на русский язык первую книгу об архитектуре (Виньола, «Правило о пяти чинах архитектуры», 1709).

Память под охраной

Во внутреннем дворе дворца Лефорта есть мемориальная доска выдающемуся кинорежиссеру Сергею Васильеву. В семье начальника военного архива Дмитрия Васильевича Васильева, жившего на казенной квартире, в 1900 году родился сын Сергей, будущий режиссер известного кинофильма «Чапаев». Первые 12 лет он прожил в дворовом флигеле, где и помещена мемориальная доска. С 1915 года Сергей Васильев воевал на фронтах Первой мировой и Гражданской войны. В 1924 окончил актерское и режиссерское отделения Ленинградского института экранного искусства. Все игровые фильмы снял совместно со своим однофамильцем Георгием Васильевым под общим псевдонимом — братья Васильевы. Соавтор сценариев к ряду своих фильмов. Творческой вершиной братьев Васильевых, несомненно, является фильм «Чапаев» (1934). В 1937 Васильевы по собственному сценарию поставили фильм «Волочаевские дни» о борьбе партизан Дальнего Востока с японцами, затем в 1942 — фильм «Оборона Царицына». Последней совместной работой братьев Васильевых был фильм «Фронт» по А. Е. Корнейчуку. В 1943 Сергей Васильев стал художественным руководителем Центральной обьединенной киностудии в Алма-Ате, в 1944—1946 — художественный руководитель «Ленфильма», в 1955—1957 годах был директором этой киностудии.

"ВМ" выражает благодарность за помощь в подготовке материала сотрудникам РГАФД.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.