Главное
Эксклюзивы
Карта событий
Смотреть карту

ПОНАЕХАЛИ. Как раньше назывались «Чистые пруды» и почему «Кропоткинскую» пытались несколько раз переименовать

Сюжет: 

Провинциалы
Город
ПОНАЕХАЛИ. Как раньше назывались «Чистые пруды» и почему «Кропоткинскую» пытались несколько раз переименовать
1 февраля 1986 год. Наземный вестибюль станции метро «Кировская» (с 1991 года «Чистые пруды») Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитена имени В.И. Ленина. Станция открыта 15 мая 1935 года / Фото: Олег Ласточкин / РИА Новости
Итак, продолжаем! Отправляемся в путешествие по "красной ветке" нашего метро. Правильно она называется Сокольнической линией и ныне идет от "Бульвара Рокоссовского" до Саларьево.

Читайте в предыдущем выпуске: Какие станции московского метро переименовывали чаще всего

На этой линии многие станции меняли имена, а некоторые - только хотели сменить. Например, "Черкизовскую" хотели назвать просто "Черкизово", "Преображенскую площадь" - просто "Преображенской", "Красносельская" должна была открыться как "Улица Гаврикова", "Комсомольская" имела все шансы стать "Каланчевской" или носить гордое имя "Три вокзала". "Библиотеку имени Ленина", по проекту просто "Библиотеку Ленина", пытались переименовать в "Моховую", "Российскую библиотеку" или даже "Библиотечную", но пока безрезультатно; "Парк культуры" по проекту назывался "Крымской" или "Крымской площадью", "Фрунзенская" была обозначена в документации как "Хамовническая", "Спортивная" - как "Усачевская" (ее, кстати, не раз уже хотели переименовать в "Лужники"), "Университет" - по проекту обозначался как "МГУ", "Тропарево" - как "Никулино" или "Олимпийская деревня", а "Проспект Вернадского" и "Юго-Западная в документации носили условные имена "Проезд 3756" и "Проезд 3758" соответственно.

Но глобальные изменения затронули не все станции, конечно. Про "Охотный ряд" мы уже рассказывали, ну а другие переименования тоже весьма любопытны. Ну, поехали?

* "Бульвар Рокоссовского" получил свое название в 2014 году. До этого станция называлась "Улица Подбельского" - она была названа в честь Вадима Подбельского, наркома почты и телеграфа. Имя Вадима Подбельского, к слову, сохранено во многих названиях, существующих в этом районе, так что искать идеологическую  или политическую подоплеку в переименовании вряд ли следует. Увековечивание же имени великого полководца кажется вполне разумным и со всех точек зрения правильным.

* Станция метро "Красные ворота" получила свое название в честь знаменательного события, случившегося давным-давно. В 1709 году тут встречали войска, возвращавшиеся с Полтавской битвы, и для парадного оформления встречи возвели Триумфальную арку-ворота. Москвичи тут же прозвали их "красными" - но не из-за цвета, а из-за красоты. Название прижилось и вскоре стало почти официальным. Таким образом, до XIX века на площади Красных ворот стояли белые "ворота", затем их перекрасили в красный, добиваясь некоей топонимической логики, но после революции, в 1927 году, конструкция была снесена. В интерьере станции образ конструкции, однако, присутствовал. По проекту станция должна была называться "Красноворотская площадь" либо просто "Красноворотская". Но она сначала побыла "Красными воротами", потом стала "Лермонтовской", поскольку великий поэт был рожден в доме неподалеку от этих мест, ну а ныне ей возвращено название "Красные ворота".

* "Чистые пруды" до 5 ноября 1990 были "Кировской". Хотя по проекту, о чем, кстати, мало кто знает, она должна была называться "Мясницким рядом". Однако с момента открытия и до переименования станция носила имя видного деятеля революции. Почему же случились перемены? Надо думать, что сошлись вместе два фактора: и отношение к Сергею Мироновичу Кирову несколько поменялось, и все же Москва всегда славилась своими Чистыми прудами. Кстати, просто для сведения: во время Великой отечественной войны тут, на станции, базировались отделы Генштаба и ПВО страны.

* Поменяла свое название и станция метро "Лубянка". Она открылась 15 мая 1935, и имя Железного Феликса, Феликса Эдмундовича Дзержинского, основателя ВЧК и революционера, было дано ей в тот же день - она открылась как "Дзержинская" (название чуть сократили с запланированного "Площадь Дзержинского"). Слово же "Лубянка", у большинства людей в нашей стране ассоциирующееся с застенками чекистов, на самом деле имеет старое происхождение и когда-то такого окраса не имело и близко. В 1716 году в документах впервые упоминается существовавшее тут урочище Лубянка. Урочищем могли назвать любой географический объект или ориентир, и в Москве так называли места, где исторически селились новгородцы. В Новгороде была улица Лубяница, отсюда, предполагают, пошло и наименование московской местности. В 1990 году, на волне перемен, случившихся в нашей стране, станцию переименовали, и она обрела новое, поныне существующее имя.

ПОНАЕХАЛИ. Как раньше назывались «Чистые пруды» и почему «Кропоткинскую» пытались несколько раз переименовать 1 июля 1986 год. Наземный вестибюль станции метро «Кропоткинская» на Гоголевском бульваре / Фото: Роман Денисов / РИА Новости

* На раз пытались переименовать и "Кропоткинскую". По проекту, она должна была называться "Кропоткинские ворота", но с открытия и до 1957 года станция называлась "Дворец Советов". Строительство этого грандиозного сооружения планировалось неподалеку, на месте взорванного Храма Христа Спасителя, и, собственно, станция была задумана как его подземный вестибюль. В 1939 году Дворец Советов начали возводить, но эту стройку остановила война. Возведенный каркас семи (!) этажей был распилен и пошел на изготовление противотанковых ежей, вырытый котлован позже пригодился бассейну "Москва", а после войны станция получила название "Кропоткинская", увековечив, таким образом имя географа, путешественника и теоретика анархизма Петра Кропоткина. С тех пор "Кропоткинская" так и носит это имя, хотя его неоднократно хотели изменить: в 1990-х годах станцию предлагали назвать"Пречистенкой", а после кончины патриарха Алексия II - "Патриаршей". Пока, впрочем, никаких перемен не произошло.

ПОНАЕХАЛИ. Как раньше назывались «Чистые пруды» и почему «Кропоткинскую» пытались несколько раз переименовать Москва. Девушка на станции метро «Лубянка» / Фото: Николай Галкин/ТАСС

* Станция "Воробьевы горы", одна из самых необычных в столице, была открыта в 1959 году. И, конечно, ее называли "Ленинские горы". Много лет простояв на реконструкции, станция открылась заново в 2002 году, и ныне поражает всех своей красотой и современностью. Кстати, это самая длинная станция Московского метрополитена - в ней 282 метра! С 1999 года станция носит название "Воробьевы горы".

* ПРОВИНЦИАЛЫ – новый потребительский раздел. Здесь мы публикуем материалы от наших корреспондентов и читателей, способные помочь адаптироваться в столице приезжим из российских регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья. Использованные в названиях слова ПРОВИНЦИАЛЫ и ПОНАЕХАЛИ не несут негативного смысла.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

ПОНАЕХАЛИ. На сайте знакомств можно найти любовь... к Ницше... Екатерина Ясакова (прибыла из Орска) хотела наладить личную жизнь с помощью приложения для знакомств и открыла для себя много неожиданного(далее...).

ПОНАЕХАЛИ. Ищем работу. Как не попасться на развод... Алексей Хорошилов (прибыл из Ульяновска) хотел получать тысячу долларов в месяц, работая по 20 минут в день, но был вынужден вернуться к старому проверенному кредо: "Чтобы достать много денег, надо много работать" (далее...).

ПОНАЕХАЛИ. Как жить в Москве без постоянной регистрации... Оксана Крученко (прибыла из Волгограда) пришла к выводу что само понятие "прописка" перестало быть актуально, поскольку оформить ребенка в детский сад или школу, получить СНИЛС, зарегистрировать автомобиль в первопрестольной можно и без этой бумажки (далее...).

ПОНАЕХАЛИ. Не так страшен опт, как его малюют. Как сэкономить на продуктах в Москве. Элла Бойцова (прибыла из Санкт-Петербурга) знает, как в Москве не положить зубы на полку и не остаться при этом с пустым карманом (далее...).

ПОНАЕХАЛИ. Как шокировать москвичей словами «стулка», «шуфлятка» и «шкорка» Полина Ермилова (прибыла из Ростовской области) долго не могла найти общий язык со столицей, зато теперь может "отомстить" любому москвичу, устроив ему нехилый лингвистический квест (далее...).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Внешний вид станций продумали раньше схемы линий

Читатели-провинциалы, давайте вместе сделаем жизнь в большом городе более интересной и доступной! Присылайте свои истории и советы на почту news@vm.ru!

Подкасты