Поезда-хозяюшки чистят пути ночью. Техника меняется, но на пенсию не уходит
В метро даже ночью не прекращается движение. На место пассажирских составов приходят хозяйственные поезда, или — как их называют метрополитеновцы — «хозяюшки». Раньше такие составы применялись только на железной дороге, где их использовали для ремонтных работ, подвоза рабочих и техники.
Они помогают и под землей. Привезти рельсы и шпалы на место ремонта, доставить рабочих, помыть тоннель, помочь при строительстве новых линий — вот фронт работ для мотовозов.
— Это путешественники, — рассказывает помощник машиниста мотовоза мотодепо «Братеево» Семен Аванесов. — Так, наши «хозяюшки» помогали строить участок Сокольнической линии от «Юго-Западной» до «Саларьева».
Вместо электродвигателя на мотовозах установлены бензиновые моторы, чтобы передвигаться без электричества. В кабине машиниста есть рычаг переключения передач — трансмиссия на мотовозах тоже автомобильная.
— Одна из самых распространенных моделей мотовозов в московском метро — МК/2-15, которая выпускалась в середине прошлого века, — продолжает Семен. — Многие из них до сих пор исправны. За время использования они были улучшены. Первоначально деревянная кабина машиниста сменилась металлической, появились новые современные средства связи, установлены более совершенные и мощные двигатели. Мотовоз на главных путях метрополитена может везти груз массой до 25 тонн.
Обычно это грузовая платформа, но в случае необходимости может быть шпалоизвлекающая, фрезерная машина или промывочный агрегат. Несмотря на то, что тоннели проходят вдали от городских тротуаров, на их стенах скапливается металлическая пыль, образующаяся от трения тормозных колодок о колеса, которую нужно смывать.
Особые требования предъявляются к машинистам мотовозов.
— Те, кто водит хозяйственные поезда, должны знать путевое развитие всех линий метро и электродепо. Ну и работать приходится только ночью, — говорит машинист-инструктор Александр Аношкин.
СПРАВКА
Мотовоз — локомотив с двигателем внутреннего сгорания небольшой мощности, как правило — до 220 кВт, для маневренных и вспомогательных работ на железнодорожных путях и путях метрополитена.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!