Новогодний бал для участников «Московского долголетия» прошел в Москве
Стало. 25 декабря 2019 года. Выступление участников новогоднего бала программы «Московское долголетие» Любови Яровой и Михаила Гаврикова / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Новогодний бал для участников «Московского долголетия» прошел в Москве

Город

В концертном зале «Россия» прошел новогодний бал для участников программы «Московское долголетие». За право представлять на танцевальном конкурсе свой округ боролись почти 400 человек, но в финальном этапе соревнований оказалось всего 22 танцора серебряного возраста. Финалисты конкурса вышли на сцену в паре с профессионалами — чемпионами Европы и России по бальным и спортивным танцам.

На один вечер партер концертного зала «Россия» превратился в огромный танцпол, окруженный креслами, в которых удобно расположились зрители. Современный новогодний бал начался с полонеза, как было положено в дворянском обществе XVIII века.

— Этот танец не случайно шел первым, — поясняет 56-летняя Аглая Смородинова, которая занимается танцами более тридцати лет. — В свое время он позволял кавалерам познакомиться с дамами, а те, в свою очередь, в процессе танца представляли участникам бала свой изысканный наряд.

Полонез стал популярным при императрице Екатерине Великой. Танцевали его примерно полчаса, и делать это должны были абсолютно все приглашенные на бал. Иностранные же гости вообще стали называть полонез «ходячим разговором». А что касается участников бала, то они огромное внимание уделяли дресс-коду.

— Кавалеры приходили на бал во фрачной паре — смокинге или костюме, обязательно в белой рубашке и жилетке, — говорит финалист конкурса из ТиНАО, 72-летний Сергей Швецов. — В моде были фраки разных цветов, но к концу 30-х годов XIX века пришла мода на черный цвет. Но самым обязательным предметом для бала были белые перчатки — лайковые или замшевые. Конечно, с бала тех, кто пришел без перчаток, не просили уйти, но дама имела полное право отказать кавалеру в танце, если у него они отсутствовали.

Новогодний бал для участников «Московского долголетия» прошел в МосквеБыло. 30 декабря 1980 года. Ежегодный молодежный новогодний бал в Кремлевском Дворце съездов / Фото: Борис Кавашкин/ТАСС

Свой обязательный этикет был и у дам — бальное платье должно было обнажать шею и плечи. Девушкам рекомендовалось выбирать наряд белого, голубого или розового цветов. В тон подбирались перчатки. Причем дурным тоном считалось надевать кольца поверх перчаток и украшать шею цепочкой с кулоном или колье.

В XIX веке в моду вошли пышные платья и кринолин — стальная конструкция, весом в несколько килограммов, а диаметр юбки доходил до 180 сантиметров. Но самым главным в дамском наряде был веер.

— Этот предмет дамского туалета служил в качестве языка общения, — рассказывает 67-летняя финалистка танцевального конкурса Тамара Нарышкина. — Складывая веер особым образом, дама давала понять кавалеру, готова ли она с ним потанцевать или ей хочется отдохнуть. На обратной стороне веера дама могла записывать имена кавалеров, которые успели ее пригласить на определенный танец. Жаль, но это искусство сейчас утрачено.

Согласно истории первый бал в России состоялся в Москве 8 мая 1606 года на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Но традицию проводить балы создали не они, а Петр Первый в XVIII веке. Затея танцевать всю ночь до утра была принята консервативным дворянством, которое еще совсем недавно было боярами, с неохотой. Однако император распорядился, чтобы во всех государственных учебных заведениях, высших школах и иностранных пансионах в расписание уроков был внесен такой предмет, как танец. Никто, конечно, спорить с царской волей не стал, и учащиеся лицея, а также ремесленных и коммерческих училищ, быстро научились танцевать все новейшие и старинные бальные танцы, исполняя их, как говорили в петровскую эпоху, «в благородной манере».

В XIX веке русская школа классического танца развивалась стремительно и очень быстро. Петербург и Москва стали значительными хореографическими центрами Европы. Но уже к концу XIX века классические балы превратились в танцевальные вечера, приглашенные обязательные правила начали игнорировать, и эта культура стала постепенно забываться. Но в конце XX века исторические балы начали возрождаться.

— Конечно, сегодняшние балы существенно отличаются от тех, что были в XIX веке, — говорит 26-летний чемпион Кузбасса и Сибири Сергей Сураев. — И не только правилами, нарядами, но и самими танцами. Они стали более динамичными, усложненными множеством непростых элементов и схем. Я уже не говорю об иной постановке рук во время танца.

Канули в Лету веера и кринолины, почти забыты менуэт и мазурка — на сегодняшних балах танцуют пасодобль, чача-ча и американский снюс. Однако традиция собираться на балах, чтобы потанцевать, встретить единомышленников и приятно провести время, ширится с каждым годом. Сегодня все больше людей хотят хорошо танцевать — в рамках проекта «Московское долголетие» в хореографических студиях занимаются около 16 тысяч пенсионеров. И каждый из них мечтает когда-нибудь стать участником современного бала.

Читайте также: Музыка, театр и коньки: как встретят Новый год гости «Путешествия в Рождество»

Google newsGoogle newsGoogle news