Сменили на посту мужей: как во время войны домохозяйки становились слесарями и крановщицами
Сюжет:
80 лет ПобедыВ преддверии 80-летия Победы мы вспоминаем, что писала «Вечерняя Москва» о метро в военные годы. Сегодня публикуем фрагмент материала за 8 марта 1945 года.
В номере две заметки про женщин, работающих в метро. В одной говорится о четырех строительницах метрополитена, три из которых награждены медалью «За оборону Москвы». «Hинa Черноброва <…> была стрелком-радистом одного из танков Панфиловской дивизии. После ранения Нина <…> работает шофером на строительстве 4-й очереди метро». Вторая, «Екатерина Силкина — бывшая проходчица, а теперь слушательница технической школы Метростроя», занималась работой «по сооружению в начале войны оборонных объектов». Третья — проходчица Евдокия Блинова (о ее участии в войне ничего не сказано). Про Адельмину Ахмельдинову известно лишь то, что она — «одна из лучших проходчиц». Также в номере есть статья А. Строганова о работницах метро. По сравнению с 1939 годом их стало больше в два с половиной раза. Подробно рассказано про старшего машиниста Екатерину Мишину, которая в 1942 году организовала первый женский поезд, про Нину Дучинскую — женщину, которая впервые получила звание машиниста 1-го класса. Отмечен и труд Анастасии Осиповой, которая «вместе с двумя электромеханиками, своими же ученицами… освоила ремонт всех конструкций реле, применяемых в сигнализации».
Автор заостряет внимание на том, что многие сотрудницы метрополитена — жены работников подземки, ушедших на фронт. «Домохозяйка П. Ерохова, жена фронтовика, работает электромонтером. Бывшая уборщица домоуправления И. Напарчук изучила специальность слесаря, а потом — крановщицы. Муж Е. Дмитриевой ушел на фронт с одной из подстанций метро. Она пришла на ту же подстанцию и после нескольких месяцев учебы сдала экзамен на помощника дежурного электромеханика. Женщины московского метро знают, что их самоотверженная работа приближает день полной победы над ненавистным врагом. Поэтому так велика их настойчивость, энергия и инициатива в труде».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Наталья Пушкарева, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН:
— Метростроевка… Это слово хорошо известно старшему поколению, которое знало о дерзких девушках, откликнувшихся на призыв Июньского пленума ЦК ВКП(б) 1931 года пополнить ряды строителей метро. Освобождение от зависимости в семье, желание женщин быть причастными общему делу, самостоятельное принятие ими решений были созвучны «отречению от старого мира». Решение «женского вопроса» долгие годы виделось именно так — через сформированное «сверху» движение за овладение мужскими профессиями. Из общего числа в 34,5 миллиона мобилизованных в годы Великой Отечественной почти полмиллиона составляли женщины, которые сражались… Вместе с добровольно ушедшими воевать число участниц войны вырастает до 800 тысяч. Но и о тех, кто работал в тылу, в том числе на строительстве метрополитена, должны помнить тоже.