ДЗУБА, РЯЗЯ И ПОКЕМОН
[b]1970-е: Дети металлолома [/b]В свободное от сбора макулатуры и металлолома время наши мамы и папы, тогда еще пионеры и комсомольцы, играли в «ручеек» , «салки» и «колдунчики» (почти то же, что и «салки» , только осаленного можно спасти, дотронувшись до него второй раз). На улице перед школой прыгали в прыгалки, играли с мячом в «вышибалы» . Главной игрой девчонок были «классики» , расчерченные мелом на асфальте. Здесь было важно, из чего сделана «бита» (ценились баночки изпод уталина). На уроках резались в «морской бой» , «крестикинолики» , «эрудит» (на листе в клетку пишется длинное слово, после чего игроки, подставляя по букве, составляют новые слова), «виселицу» (один загадывает слово, рисуя черточки по количеству букв в нем, другой по одной букве угадывает;за каждую неправильную букву рисуется кусочек «виселицы» ). Мальчишки плевались в девчонок слюнявыми бумажными шариками из трубочек из-под «BIC-овских» ручек, а старшеклассники, прогуливая занятия, играли за школой в первые эротические игры:«бутылочку» (эти правила, кажется, известны всем)и «кис-мяу» - более сложно организованная игра: сначала вслепую выбирается партнер, а потом - задание для него с сексуальным уклоном. [b]1980-е: Таинственная «дзуба-дзуба» [/b]Наши дяди и тети совершенствовали игровую индустрию. У девчонок все вытеснила «рязя» . В «резиночку» прыгали с утра до ночи (две девчонки ногами держат, третья прыгает разными способами, стараясь не задеть резинку). На втором месте была «дзуба-дзуба» , де нужно ударять по ладоням в разных комбинациях, приговаривая загадочные слова:«Дзуба-дони-мэни-ша, ашарли-буба» и т. д. Парни на переменках запрыгивали друг другу на закорки и играли в «коняшек» , задача простейшая - сбить противника. Дежурные учителя очень напрягались. Быструю популярность приобрела игра на реакцию и везение - «камень-ножницы-бумага» (на «раз-два-три» выкидываешь пальцами комбинацию и в зависимости от нее выигрываешь или проигрываешь). Оказалось, она международная, и по ней даже соревнования проводят!Парни складывали из бумаги гоночные машинки (наподобие оригами), ярко их раскрашивали и соревновались:ставишь на парте две машинки друг напротив друга и дуешь - чья упадет на пол, тот «продул» . А потом появились «фантики» !. . Яркие вкладыши от иностранных жвачек бережно собирались и составляли иерархию по своей «ценности» . Один фантик клался на другой, по стопке по очереди били ладонью - какие перевернулись от твоего удара, забирай. На скучных уроках развлекались «точками» (точки выставляются по очереди на пересечении линий клетчатого листка, задача - окружить «противника» своими точками). [b]1990-е: Звезда и смерть тамагочи [/b]Наши старшие братья и сестры «апгрейднули» (т. е. усовершенствовали) «салки» до «салочекприлипалочек» (теперь, чтобы не осалили, нужно было «прилипнуть» к стене, двери, парте). «Виселица» превратилась в «Поле чудес» . Копировали и другие игры, которые в больших количествах стали появляться на нашем ТВ («Угадай мелодию» или «Пойми меня» , де нужно было «изображать» слова). Началась эпидемия «мафии» . В этой ролевой интеллектуальной игре каждому выпадает роль мафиози, мирного жителя или «комиссара Каттани» , который должен разоблачить мафию, которая, в свою очередь, мечтает перебить всех «мирных» . Игра проходит в виде дебатов, успех зависит от логики и красноречия участников. А еще в 90-е случилась мания «сотки» . Азартная игра «сотка» - потомок жвачечных «фантиков» , только кругленькие фишки разного достоинства теперь можно было купить в магазине, как и специальную биту. Фишки ставишь в столбик, битой разбиваешь - те, что перевернулись от удара, твои. Учителя «сотку» невзлюбили:фишки и биты безжалостно отбирались, а наиболее азартные игроки даже вызывались к директору. Потом пришли тамагочи - японские электронные зверушки в коробочке, о которых нужно было заботиться:кормить, поить, играть, класть спать - иначе умрут. Недолго понервировав учителей писком, тамагочи быстро надоели своим хозяевам и были похоронены на дне ящиков в детской. [b]2000-е: Нашествие покемонов [/b]Ну, и, наконец, учащиеся начала XXI века. Мы и в «резиночку» прыгаем, и в «салки» с «ручейком» играем, и в «бояре» , на уроках так же режемся в «Морской бой» , «крестики-нолики» и «испорченный телефон» - прям как наши далекие и не очень предки. Какие-то игры все-таки вечны. Очень любимы «коленочки» (ко да куча народа садится в линию, кладет руки на коленки соседа и все быстрее по ним стучит определенное количество раз, кто ошибся - выбывает). А еще - «слабо» и «скелет в шкафу» (тут лавное - искренность в ответах на каверзные вопросы). Одно время у каждой нормальной девчонки был «попрыгунчик» (маленький каучуковый мячик)-через него прыгали, ударяя об стенку. А мальчишки в это время рубились в сокс:вставали в круг и ногами перекидывали особый мячик, который истинные «соксеры» шили сами (берешь носок, набиваешь рисом и плотно зашиваешь). Правила сокса просты:руками мячик не трогать, на землю не ронять и не материться. Попытались захватить школьное пространство карманные монстры покемоны из одноименного японского мультика, но быстро отступили в младшие классы, к телепузикам. Повального помешательства, как на Западе, не случилось. Зато популярен «мэджик» - ролевая карточная игра, но с особыми картами:на них герои, оружие и разные способности, обмениваясь ими, надо набирать очки. Нет, с нами точно не соскучишься!Задачка для знающих арифметику. Дано:нормальный ученик (не прогульщик)проводит в школе 7-8 часов в день. Спрашивается:сколько набегает за 11 лет?Выходит около 18. 300 часов. Или почти 70 суток в год. Невозможно же все это время только учиться!Спасаясь от учебной тоски, ученики развлекают себя сами. Наш собкор, учащийся в обычной московской школе, попробовала (прибегнув к помощи папы-маминой памяти)составить краткий обзор любимых школьных игр, начиная с 1970-х и кончая сегодняшним декабрем.