ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
[b]Каким был человек Древней Руси? Старославянский язык свидетельствует, что он был очень подвижен и словоохотлив, но слаб здоровьем. В его жизни было больше печали, чем веселья. Он с удовольствием бы не работал, но никогда не отказывался трудиться. При этом он не был бессовестным и имел точное понятие о любви.[/b]Сознание человека любой эпохи можно реконструировать через язык, на котором он говорил. Научный сотрудник Института славяноведения РАН Татьяна Вендина, проанализировав словарный состав древнейших письменных источников X–XI веков, смогла ответить на вопрос, каким был человек Древней Руси и чем занимался.Внешний его портрет очень скуп. С лица воду не пить, видимо, так считали в то время. Поэтому в словаре человека той эпохи обнаружилось всего два прилагательных со значением «красивый» – [b]ДОБРЪ[/b] и [b]ДОБРОЛИЧЬНЪ[/b]. Намного внимательнее присматривались тогда к моральному облику «строителя феодализма».Язык сохранил множество наименований пороков и добродетелей. Человек Древней Руси был иногда и [b]БЕСРАМЪКЪ, БЕСТОУДЬНИКЪ, БЕСТОУДЬЦЬ, ЛЮТЬЦЬ, ПРОКОУДЬНИКЪ, ВИНОПИВЬЦА, НЕЧЛОВЕКЪ[/b]… Но при этом он никогда не был бессовестным и бездушным. Просто не существовало таких слов.Ведь в представлении Средневековья совесть, как и душа, есть у каждого человека. Бывал он и молитвенником, и отшельником, и святым – [b]БОГОЛЮБЬЦЬ, БОГОЧЬТЬЦЬ[/b].Собственное несовершенство не давало ему радоваться. В его словаре было мало слов, передающих счастье и радость. Прилагательное [b]РАДОСТЬНЪ[/b] – скорее исключение из правил. Зато состояние печали передавалось множеством слов и выражений. Он бывал и [b]ОУНЫЛЪ[/b], и [b]ПРИСКРЪБЬНЪ[/b], и [b]МЪНОГОПЛАЧЬНЪ[/b].Жизнь его заставляла [b]ЗЪЛОСТРАДАТИ, СКРЪБЪТИ, ТУЖИТИ, ВЪПЛАКАТИ, СЛЬЗИТИ [/b]и [b]ЛЮБОПЛАКАТИ[/b] (т. е. любить плакать). Как тут не плакать, когда была высока вероятность погибнуть не своей смертью.Недаром значение «убить, умертвить» передается в старославянском языке 17 глаголами, а «оставить в живых» – только одним ([b]ЖИВИТИ[/b]).Физическая форма человека Древней Руси оставляла желать лучшего. В языке осталось множество названий болезней, от которых он мучился. Он был и [b]ГНОИНЪ[/b], и [b]КРЪВОТОЧИВЪ[/b], и [b]ПРОКАЖЕНЪ[/b], и [b]СОУХОНОГЪ[/b]. Весьма распространенной напастью было сошествие с ума. Как тут не печалиться, если глаголы со значением выздороветь заметно уступали по численности глаголам со значением умереть, и лишь единственный глагол указывал на пребывание в здравии – [b]ДОБРОПРИИМАТИ[/b].Средневековый человек был очень подвижен. Достаточно сказать, что в его активе было около 200 глаголов движения. И всего два глагола со значением остановиться ([b]СТАТИ[/b]). [b]МЪДЛОСТЬ[/b], то есть медлительность, расценивалась как леность и равнодушие. Передвигался же он на своих двоих. Поэтому немаловажным для его характеристики было [b]БЛАГОГОЛЪНЬНЪ[/b] («имеющий крепкие ноги»).Он не переставал трудиться, но с удовольствием отказался бы работать. Труд был тяжел, связан со страданием ([b]СТРАДАТИ[/b] – тяжело работать), но это был труд на себя. Работа в представлении средневекового человека – это подневольный, рабский труд. ([b]РАБОТА[/b] – рабство, неволя, [b]РАБОТАТИ[/b] – тяжело работать на кого-либо).При больших физических нагрузках средневековый человек не мог себе отказать в таком удовольствии, как беседовать. Разговоры были его слабостью. Об этом свидетельствует огромное количество глаголов со значением «говорить». А также бытование таких глаголов, как [b]МЪНОГОГЛАГОЛАТИ, ПРО-ДЬЛИТИ СЛОВО[/b] (т. е. долго говорить). Видимо, в связи с необходимостью прерывать этот словесный поток слушателями возникли даже специальные глаголы [b]ОУМЛЬЧАТИ, ОНЕМЛЯТИ[/b] (т. е. заставить замолчать).И наконец, о личном. Для человека Древней Руси не существовало понятия дружбы (просто не было в его словаре такого слова). Зато он точно знал, что такое любовь. Любить в представлении средневекового человека – это [b]БЛАГОВОЛИТИ, БЛАГОИЗВОЛИТИ, ВЪБЛАГОВИЛИТИ[/b], то есть желать добра и блага другому человеку.