Александр Абдулов: Буду осваивать бильярд
[i]Среди всевозможных почетных титулов и наград Александра Абдулова – бронзовая фигурка странника в развевающемся плаще с соколом на плече и мечом у пояса. Это – «Легенда фантастического кинематографа», приз писателей-фантастов. Странствующий рыцарь нравится Александру Гавриловичу. Быть может, он напоминает ему одну из ярких его работ в кино – сэра Ланцелота, победившего Дракона? По его собственному убеждению, это воплощение зла на земле надо сначала определить, найти и заставить принять бой. А проявления Дракона бывают разные.[/i][b]– Александр Гаврилович, что за Дракон одолевает нашу культуру – цензуры нет, все можно, а новых «Современников», «таганок», «Ленкомов» не появляется?[/b]– Наверное, в этом – наша национальная особенность. Нас приучили говорить намеками, скрывать истинные чувства. Раньше в «Борисе Годунове» фраза, брошенная Николаем Губенко в зал: «Народ безмолвствует» – воспринималась как подвиг. А сейчас это скажи – ну и что? Вот и пытаются привлечь внимание зрителей кто чем может. Многое решают деньги, а профессионализм ушел на задний план. Есть у какого-то якобы режиссера состоятельный друг, дал денег на постановку, вышел бездарный спектакль, критики написали, что это – хорошо, и пошла волна…Сейчас качество мало кого интересует, деньги – вот цель «творческого процесса». В телесериалах – особенно. Главное, чтобы серий было побольше: рекламы можно напихать немерено. Грустно становится. Суета какая-то вокруг. Мельчаем, скоро до серых мышей доживем. Понимаешь, что сейчас никому не нужен Достоевский, Пушкин. Нет, может быть, и нужна классика, но боятся взяться за нее нынешние творцы.[b]– Чтобы не скомпрометировать себя?[/b]– Конечно. Ведь компетентные люди еще не все вымерли, еще не всех «выбили» отсюда. Вот почему прекрасно, что Бортко снял «Идиота», а сейчас снимает «Мастера и Маргариту»…[b]– Где вы играете Коровьева...[/b]– Так что настольная книга сейчас – Булгаков, впрочем, это было всегда – увлечение этим писателем, потому что его мироощущение, отношение к людям, его сомнения души – все это мне очень близко.[b]– Говорят, что всех, кто брался за экранизацию «Мастера», постигают какие-то неудачи, неприятности…[/b]– Ой, это все придумали журналисты. Чудно снимаемся (тьфу-тьфу-тьфу), и атмосфера на площадке потрясающая. Бортко замечательно работает. Он добивается того, что придумал, а не так – ну не получилось, и бог с ним.[b]– А вы суеверный человек все же…[/b]– Да. Вот пересел из одного самолета в другой, а тот, что улетел без меня, разбился.[b]– Стало быть, судьба к вам благосклонна?[/b]– Вообще на эту тему даже заикаться, даже рот открывать не стоит! Судьба благосклонна ко всем, просто не все ее слышат…[b]– Ладно, не будем. А где снимается «Мастер» и когда мы увидим его на телеэкранах?[/b]– Снимали в Болгарии, в Ялте, в Ленинграде. Вот сейчас бал Сатаны снимаем. Вообще снято уже процентов 80 картины, где-то осенью должна выйти на экраны.[b]– Коль вы поклонник Булгакова, довольны ли решением ничего не строить на Патриарших прудах – никаких гигантских примусов?[/b]– Конечно. Я знаю, что приду туда, сяду на скамейку и примус дорисую в своей фантазии, а еще то, как шел Воланд, как они встретились с Берлиозом, как появился Коровьев. А если будет стоять примус, ребенку будешь объяснять, что это как бы и не примус вовсе. А он будет спрашивать а что ж он у Булгакова такой большой? Я не знаю, может, я и не прав…[b]– Что еще сейчас в работе?[/b]– У Соловьева снимаюсь в «Анне Карениной», играю Стиву Облонского, у Лунгина в «Мертвых душах» – Ноздрева. А еще – «Блокада», полнометражный художественный фильм у Саши Буравского, о блокаде Ленинграда. Там играют также звезды Голливуда.[b]– Ваша дочь Ксения снималась в голливудском фильме, да еще в главной роли. Она без акцента говорит по-английски?[/b]– Ее даже не озвучивали, а картина называется «Экспресс «Петербург–Париж», про что – не знаю, не видел.[b]– Она же у вас юрист, да еще Школу-студию МХАТ окончила.[/b]– Да, дочка у меня молодец.[b]– А сами что пишете-снимаете?[/b]– Готов сценарий, буду сам ставить. Это – телевизионный проект.[b]– Намекните хотя бы о чем?[/b]– Сказал же, я – человек суеверный, боюсь сглазить.[b]– Если говорить о вашей работе на телевидении, нельзя не вспомнить шоу-программу «Естественный отбор». Что это для вас?[/b]– Обычное зарабатывание денег, не более того.[b]– Какие же чувства вызывают у вас участники этого шоу?[/b]– Мне их жаль, с одной стороны: за деньги они подвергают себя зачастую всяким унижениям, риску. Но с другой стороны – пусть понимают, что деньги не падают с неба, их нужно заработать, даже таким нелепым способом. Хотя многие, даже знакомые артисты приходят в этот экстрим, чтобы лишний раз засветиться на телеэкране. Есть и такие. А вообще телевидение превратилось в одно сплошное шоу. Взять ту же «Фабрику звезд». Жаль этих мальчиков и девочек, они же не понимают, что на них просто делают деньги, а кончится проект – и про них никто не вспомнит, а они-то себя уже почувствовали звездами, и будут трагедии, сломанные судьбы.[b]– И что же делать?[/b]– В картине «Убить дракона» у моего героя есть такие слова: «Надо попытаться начать думать». Всем нам.[b]– Александр Гаврилович, о вас иногда говорят как о человеке, обладающем необходимой сегодня в жизни коммерческой жилкой. Много лет назад вы выкупили у театра спектакль «Бременские музыканты» и повезли его по городам и весям в качестве антрепризного. Тогда это был случай почти беспрецедентный. Сейчас существует ваша антреприза?[/b]– Да, нашей антрепризе уже лет 10. Вот вы как раз и сидите тут, в нашем офисе. ([i]Распечатывает большие конверты[/i].) Вот скрипичный фонд что-то прислал…[b]– Быть может, просьбу помочь? Вы ведь занимаетесь и благотворительностью тоже?[/b]– Да, когда-то были даже такие благотворительные вечера «Задворки Ленкома». Это такие концертные программы вперемежку с аукционами, пожертвования всякие были. Вся страна съезжалась в тот зал. Теперь на его месте построили ангар. Зато храм Рождества Богородицы в Путинках живет. Сначала мы его отобрали у государства, отреставрировали, а потом вернули церкви.[b]– А еще ходят слухи о вашем успешном ресторанном бизнесе. Узбекский плов-то умеете хорошо готовить...[/b]– Ну, это только для друзей, для домашних. А так, я пирожки для продажи не пеку, я занимаюсь творчеством, искусством. Я делаю то, что умею. Вот с антрепризой ездим на гастроли, возим «Школу эмигрантов», «Карманный театр», «Все проходит». Много чего делается.[b]– А Захаров не ревнует? Вы же, насколько я понимаю, отдельное от театра государство, вот и кабинет у вас свой, обустроенный, уютный.[/b]– Захаров прекрасно понимает, что на одну зарплату в театре не проживешь, дает возможность подработать актерам и в кино, и на телевидении тоже. А потом, наша антреприза – это же еще и дополнительная реклама «Ленкому».[b]– А в самом «Ленкоме» над чем вы сейчас работаете?[/b]– Если будет все хорошо, будем репетировать «Кто-то пролетел над гнездом кукушки». Милош Форман обещал приехать. Я там играю главного героя. Сначала был роман, потом постановка на Бродвее, потом – фильм, теперь – наш спектакль. В феврале должны начаться репетиции.[b]– Александр Гаврилович, как вам удается все успевать, переключаясь то на одно, то на другое? Вы от природы такой… многогранный?[/b]– Вы знаете, я вообще-то не умею отдыхать. Особенно вот так – валяться на пляже где-нибудь в Анталье, жариться на солнце, как кильки. Только последние года три-четыре я стал просто ставить в свой график дни отдыха. Скажем, в первой половине ноября я рыбачил неделю в Астрахани. Я просто открыл для себя этот край. Это – дельта Волги, фантастика! Камышовый рай, стаи лебедей, цапель, красота невозможная. А рыбалка – моя страсть. Апрель – начало мая я буду на Камчатке. Я езжу туда два раза в год. Человек, который не видел долины гейзеров, не видел ничего. Я это ни с чем сравнить не могу. Там есть места, где не ступала нога человека, медведи рыбу ловят, и ты тоже – неподалеку от них. Я понял, что мы – безграмотные люди: живем в этой стране и не знаем ее. Вот я на Байкале еще не был, хочу слетать. В Карелии мечтаю побывать. Мы думаем, порой, что Москва – это вся страна, а это же далеко не так, есть дивные места, просто нормальная фантастика! Так что среди своих многочисленных дел, обязательно планирую несколько дней для общения с природой. И это уже не подвинуть ничем, хотя знаю, что до 3 марта у меня расписан каждый день. Более того, скажу, у меня есть человек, который ведает моим графиком. Сам я со всем этим не справлюсь…[b]– Это хорошо – жить в таких жестких рамках?[/b]– Было бы хуже, если бы я сидел и ничего не делал. Человек не имеет права сидеть и ждать чуда.[b]– Обыкновенное чудо – сама наша жизнь. Кстати, с Медведем, персонажем из фильма «Обыкновенное чудо», вас ведь до сих пор ассоциируют?[/b]– Да, у меня на Валдае есть дом вот из таких бревен. ([i]Делает своими огромными руками круг[/i]). Так вот, местные его домом медведя так и называют.[b]– А еще по телевизору как-то показывали вашу дачу под Москвой с прудом для рыбы…[/b]– Сейчас там идет стройка – пристраиваю к дому бильярдную. Мне подарили бильярдный стол, ножки у которого будут изображать персонажей из «Бременских музыкантов». Лариса Долина и Сергей Никоненко, отличные бильярдисты, подарили мне по кию. Так что одним увлечением у меня будет больше. Думаю к Новому году туда переехать, а пока живу в Москве.[b]– Выходит, вы – человек азартный?[/b]– Конечно. Так, познакомившись как-то с Параджановым, я занялся живописью. Помню, всю квартиру красками изгадил. Правда, ни одной картинки сейчас не осталось от того живописного периода – все растащили. Теперь будем осваивать бильярд.