Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Русская водка: вчера, сегодня, завтра

Общество
Русская водка: вчера, сегодня, завтра

[b]«Столичная», «Московская», «Кубанская», «Лимонная»… Федеральное правительство отстаивает права государства на эти знаменитые водочные бренды. Свидетельство тому – новое постановление «О восстановлении и защите прав Российской Федерации на товарные знаки за рубежом». Права на эти знаки достались частным фирмам, и отсудить их обратно удается с большим трудом.[/b]Не все судебные процессы, где сторону государства представляет федеральное казенное предприятие «Союзплодоимпорт», удается выиграть. В цвет этого ФКП пока закрашены далеко не все страны на карте мира, но правительство преисполнено желания вернуть родные марки и ведет за них борьбу по всем направлениям.Одно из таких направлений – выставка «Мир национальных напитков». Ее открыли в федеральном комплексе «Кремлевский» (Красная площадь, 5) для турагентств. Но специалисты видят в ней прообраз Музея русской водки в Москве.Он нужен для возрождения традиций, для возвращения брендов, для борьбы с фальсифицированной или «паленой» водкой, для бюджета, наконец! 5 процентов поступлений от водки – слишком мало, если вспомнить былые 30–40 процентов.О любимом национальном напитке, о будущем музее корреспондент «Вечерки» беседует с [b]инициатором и участником выставки, коллекционером и писателем Александром НИКИШИНЫМ[/b].[b]– Основу выставки составила ваша коллекция. Как удалось собрать такое количество бутылок, штофов, пробок, штопоров, этикеток, прейскурантов?[/b]– В 1997 году я получил заказ на книгу о Петре Арсеньевиче Смирнове – самом титулованном производителе русской водки. Его московский завод, на котором работали 1500 человек, за один день выпускал до 150 тысяч «посуд» разных величин с напитками – больше, чем кто-либо во всем мире. Но чем иллюстрировать книгу? Ничего нигде нет. Начал ходить по антикварным магазинам. Где что увижу – прошу сфотографировать. Платить приходилось солидно. Родилась идея собирать тематическую коллекцию. Эти вещи ценятся все дороже и дороже. В Англии, куда мы ездили с выставкой, в отеле «Хилтон» у меня пропали две бутылки, купленные в Измайлове на рынке «Вернисаж».Каких только случаев не было. Пожилая женщина долго не хотела уступить мне раритетную бутылку из-под «Смирновской» только с одним рельефным орлом. Удивительно, что до сих пор люди не понимают ценности старинных вещей![b]– У вас есть покровители и вдохновители?[/b]– Вдохновили меня наши отечественные производители, достойные люди, много сделавшие для престижа России и нашего национального напитка, для воспитания в народе умения пить культурно и красиво. Одна посуда дореволюционных фирм располагала к этому. Сегодня у нас, к счастью, появились люди, намеренные не на словах вернуть отечественные марки, перекочевавшие за рубеж. Первый директор завода в Черноголовке, ныне депутат Госдумы Владимир Пекарев, директор «Союзплодоимпорта» Владимир Логинов заняли ясную позицию: какой может быть маркетинг, если в тылах ничего нет! Это не дело, когда и у нас, и в Штатах, и в Австралии, и в Прибалтике гонят псевдоводку. Мы должны противопоставить ей настоящий высококачественный отечественный продукт.[b]– Но в российской глубинке водку покупают разве что с большого бодуна. Самый популярный напиток здесь – самогон в «капронке». За него – и цена, и качество…[/b]– Государство еще не выработало правильной политики в этой сфере. Нет у нас и серьезной альтернативы алкоголизму, пьянству… На открытии выставки я просил журналистов не называть водку «водярой», а изящные штофы – «пузырями». Этим вы дискредитируете многовековую традицию и наш национальный напиток, в изучении и совершенствовании которого принимали участие большие умы – Дмитрий Менделеев, химик-органик Михаил Кучеров, невролог-психиатр Владимир Бехтерев.[b]– Почему-то, говоря о водке, чаще других вспоминают создателя периодической системы элементов…[/b]– Это естественно. Ему принадлежит рецептура «Московской». Менделеевская диссертация была посвящена определению наивысшей теплотворной способности водки. Он определил оптимальный процент – 40 градусов. Ученые думали о качестве напитка и о правилах его употребления. От рюмки хорошей водки не возникает потребности опохмелиться. Но чем хуже водка – тем тяжелее похмелье, и, значит, быстрее развивается алкогольная зависимость. Парадоксально, но к отраве люди быстрее привыкают – «клин клином вышибают»…[b]– Сколько же можно пить без опасений[/b]?– Об этом хорошо сказал Петр I . По императору– водку нужно пить не мало и не много, а достаточно, то есть умеренно, чтобы не потерять достоинства. Более 500 лет назад монахи Чудова монастыря в Кремле изобрели водку как лекарство, которое пьют по одной ложке в день. Женщинам можно по 30 грамм, мужчины употребляют одну-две рюмки – 50 плюс 50 грамм. Это считается нормальным.[b]– А закусывать чем? Какие рекомендации? В городе порой ограничиваются «мануфактуркой», а на пленере зажевывают кашкой клевера и говорят: «Отлично!».[/b]– Подобное экстремальное употребление у нас стало обыденным. Вот от этого отучить бы народ! Традиционно лучшей закуской принято считать соления. Скажем, нацепить на вилку грибок… Соль, действительно, нейтрализатор, смягчает спиртовой удар и к тому же возбуждает аппетит к следующему – первому горячему – блюду. Михаил Булгаков как врач словами профессора Преображенского из «Собачьего сердца» рекомендовал именно такой порядок застолья.[b]– Почему все-таки Россия стала родиной водки? И почему водка стала нашим любимым национальным напитком?[/b]– Причины глубокие и, одновременно, очевидные. «И если не ущедрил Вакх студеный край наш виноградом,/ Довольны русским мы усладом…» – прав старейший поэт Александр Востоков. Мы производим водку не из винограда, а из зерна. Она наш исконный, знаковый продукт. По холодному климату и нелегкой жизни, требующей снятия стрессов, она нам подходит. Но у водки драматическая история. В первые годы советской власти мы лишились лучших производителей. Даже бутылки с двуглавыми орлами конфисковывались и направлялись на склады Лубянки.[b]– Но ведь водку не запретили?[/b]– Быстро осознали ее роль в пополнении бюджета. В 30-е годы создали новую «Столичную» с изображением на этикетке лучшего отеля, построенного в те годы. Она стала главным экспортным брендом СССР. От нас без бутылки-другой никто не уезжал.Брали с собой как лучший сувенир, уверенные в качестве напитка. На любой стол можно поставить… Есть много свидетельств того, как Сталин умело использовал водку или для налаживания сотрудничества, например, с Черчиллем, или для высмеивания кого-либо. Еще один зигзаг истории – антиалкогольная кампания при Горбачеве. Тогда не только виноградники вырубали, но и бутылки пустили в крошку на остекление бассейнов и троллейбусных остановок. Потом, в период перестроечных процессов, государственная монополия на водку была разрушена. Под шумок начали производить отраву, которую тоже называли водкой. Сколько от нее погибло людей! А за границей стали появляться свои водки, якобы в традициях известных русских фирм.В Германии, например, на волне популярности нашего лидера появилась водка «Горбачефф». Но сейчас мы начали работу по возрождению настоящих отечественных марок. И находим понимание наших властей. Правда, объявленная монополия таковой пока не стала.[b]– Вы думаете, Музей русской водки послужит решению накопившихся проблем?[/b]– Это дело федеральных властей, казенного предприятия «Союзплодоимпорт», компании «Дом русской водки» и других, а музей – им в помощь. Он должен быть в Москве, где водка родилась.[b]– Не верится, что он вообще может быть создан, когда водка у нас стала пугалом. Ее приравняли к сатане[/b]…– Здесь есть определенное лицемерие. Пьют и внизу, и вверху. Вводить табу на слово «водка» – кривить душой. Денис Давыдов в свое время посмеялся над таким напускным чистоплюйством: «Жомини да Жомини», / А о водке – ни полслова!». Посмотрите на будущие экспонаты музея. Ничего, кроме положительных эмоций, они не вызывают. На водочную отрасль работали лучшие художники. Фигурные сосуды и этикетки к 300-летию дома Романовых выполнили Иван Билибин и Федор Шехтель. Есть бутылки, которые оценивали в 10 тысяч фунтов стерлингов. А эти пробки со скульптурными изображениями изготовлены на фарфоровом заводе Гарднера. Я с огромным трудом выменял их у коллекционера парфюмерного дизайна. Все, что окружало первосортные напитки, обладало пиететом, изготавливалось с особым качеством. Вот эта крышка для коробки с коньяком Шустова лежала на полу в ярославской бане. Не знаю, сколько лет по ней ходили, но она сохранилась…Вот водочная бутылка в виде Эйфелевой башни. Ее не во Франции сделали. Только башню построили – мы сообразили: привезли бутылку в Париж на Всемирную выставку, чем произвели фурор. А этот штофчик советских лет. В нем хотели продавать водку в дни 250-летия Ленинграда. Но умер Сталин – юбилей отменили…О многом мог бы рассказать музей русской водки – ведь здесь не только история нашего национального напитка, а по существу – история страны.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.