Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Первая московская Биеннале

Развлечения
Первая московская Биеннале

[b][i]Первая московская Биеннале, с успехом стартовавшая на прошлой неделе, развернув свои экспозиции более чем в ста известных и новых столичных выставочных залах, в подземных переходах, на станциях метро и даже в частных квартирах, представив работы более 50 художников со всего мира, продолжает работу. Большой интерес вызывают и экспозиция в бывшем Музее Ленина, и выставка в Третьяковке на Крымском Валу «Сообщники», и современные инсталляции на Артстрелке. «Вечерняя Москва» уже писала о выставках Биеннале и еще не раз обязательно вернется к рассказу о наиболее интересных экспозициях и других самых значительных и экстравагантных мероприятиях этого форума искусств, который продлится еще месяц.[/i][/b][b]ПОЛНА ТЮРЬМА БЫЛА ДРУЗЕЙ[/b][i]Словарь Даля дает такое толкование слова «сообщник»: «собрат, сотоварищ, единомышленник, соучастник и сотрудник, кто с кем за одно». Простую мысль автора словаря живого великорусского языка приложил к жизни поэт-концептуалист Дмитрий Пригов, выступавший на презентации выставки в Третьяковской галерее на Крымском Валу, которая так и называется: «Сообщники». Он обосновал собственную концепцию не только выставки, но даже, можно сказать, всего ушедшего пласта отечественной культуры, еще так недавно значившего так много: время 1960 – 2000, коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве последних сорока лет.[/i]Эпоха подмигиваний, подсказок, диссидентских издевательств (иногда очень опасных!) и «рабьего эзопова языка» в устах поэта-концептуалиста выглядит как-то уж очень ностальгически-благостно. Художнику, говорил Пригов, важно оставить три послания: самому себе, другу и миру. В нынешнем обществе, когда люди получают два новых продукта, не успев как следует потребить и переварить один предыдущий, исчезли оба первых послания – на них просто не остается времени. Осталось лишь третье, причем слово «мир» оказалось синонимом слова «рынок». А вот время от «оттепели» до «перестройки», отличавшееся, как известно, нехваткой продуктов в самом широком смысле и жестокой партийной цензурой, востребовало именно «послание другу». Эти «послания друзьям», никак не рассчитанные на вывешивание в больших престижных залах, и составляют суть выставленного проекта.Перед зрителями и вправду проходит целая эпоха, та самая, состоявшая из кухонных возмущений и бессильных рыданий в подушку, политических анекдотов, рассказываемых вполголоса, и ора до хрипоты о судьбах социализма и мирового пролетарского искусства (но все на тех же кухнях). Экспонаты, представленные в Третьяковке на Крымском, ею, кажется, просто еще пахнут – ее драмами, ее шутками, ее невеселым коллективизмом. Последнее очень важно – суть времени оказалась и сутью андерграунда.Даже если полотно «Пушкин в пончо» и огромно по формату – оно все равно «шутейное», и под нарисованным карикатурным человечком в черном цилиндре, пончо и современных полуботинках, легко идущим по некоему фону, весьма отдаленно напоминающему не то по-осеннему опадающий вишневый садик, не то персидский ковер, вполне могут играть дети художника… с детьми другого художника.Как и под огромнейшего размера полотном, на котором играют в шахматы на пляже вальяжный слон и озабоченный, явно проигрывающий бегемот.«Практически все московские художники-нонконформисты были «приписаны» к какой-либо из мини-колоний, каждая из которых взращивала собственную художественную стратегию, – объясняет пресс-релиз.«Существенная особенность художественных сообществ – то, что их участники не только работают, но зачастую и живут рядом друг с другом. Их творческая деятельность становится продолжением совместного быта. В смысловое поле работы вторгается бытовой контекст, предметы и язык повседневности…» Да, читая такое, впору поддаться искушению и… пожалеть о том недоброй памяти времени – художественное братство «единомышленников», сообщников, вправду ушло сегодня из художественной жизни.В те времена, когда художественное озорство, творческое новаторство власть давила бульдозерами, а позже просто тихо уничтожала, художник поневоле оформлял внутренний мир в собственную мини-галерею – на кухне, в мастерской, в квартире. И вот эти мини-галереи собраны вместе. Грустная, оставляющая тяжелое чувство фотография Валерия и Риммы Герловиных «Homo sapiens» – голые мужчина и женщина, интеллигенты, за решеткой клетки. Зоопарк это или милицейский эвакоприемник? Разницы-то нет – тюрьма есть тюрьма. «Железный занавес» группы «Гнездо» – настоящий прямоугольный кусок ржавого, грязного железа, и на нем надпись по-английски: «Iron curtain». Сейчас это не более чем «прикол» – а каково было под этим куском железа пить чай в чьей-то подвальной мастерской в те годы, когда многие «нонконформисты» имели друзей на Западе, а с ними так трудно было даже созвониться без проблем? Впрочем, основная часть все же – купание в стихии озорства без особого надрыва, ведь творцы – по определению люди легкомысленные. Немудрящая инсталляция Пригова: ящичек, на котором наклеено пять пластинок бумаги (то есть в нем еще пять маленьких ящичков):«Небо № 1», 2, 3, 4 и 5». Это уж точно для вдохновения за собственным письменным столом! А вот монументализм по-андерграундовски: «Гимн Гомеру» – картина величиной с «Явление Христа народу» и на первый взгляд очень похожа по композиции… однако, приглядевшись, замечаешь веселую издевку и здесь: крестьяне, жнецы, трудовой колхоз слушает приезжего акына… Традиции, в которых работал художественный андерграунд, разнообразны – от Энди Уорхола, тогда запредельно «чуждого», до советских мультяшек. А ироническое издевательство над советской атрибутикой – например, бархатно-красный стяг с вышитым портретом Ленина в колосьях, который висел тогда в каждом парткоме, – предвосхищает принципы современной рекламы: на выставке этот самый портрет держат аккуратно вышитые по бокам утенок Дональд и его кокетливая супруга-уточка.Но какое же тихое диссидентство без еврейской темы и самиздата? Вот фотография: молодой еврей, горько улыбающийся, в нескладном и длинном черном пальто советского пошива и неуклюжих очках, неказистый, как Филиппок, стоит на фоне безошибочно узнаваемой дээспэшной стены бюрократического заведения. А сверху надпись: «Обижают». А вот и самиздат – газета 60-х годов «Левиафан». В этих листках, писавшихся от руки, приятно встретить имя ныне всем известного Генриха Сапгира, опубликовавшего шуточные переложения библейских псалмов Давида: «Не убоюсь, Пусть будет вас / Больше хоть в десять тысяч раз / Потому что Бог – мой щит / Даст в зубы / Челюсть затрещит»…На выставке «Сообщники», интересной, часто трогательной, жизнь художников советского андерграунда выглядит похожей на быт флорентийской артели, так благостно описанный Джорджо Вазари. Примерно так же представляешь ее и после концепции Дмитрия Пригова. Заметим все же, что при всей жестокости средневековой флорентийской политической жизни там у власти не было бульдозеристов. Наверное, поэтому от той живописи остались сплошные шедевры… Не будем забывать, что талантливейшие люди в России именно в эту пору – от оттепели до перестройки – жили с перекрытым кислородом, спотыкались, падали, умирали или просто расплачивались свободой за неосторожное слово. Многие умерли от перепоя и безнадеги, фактически совершив медленное самоубийство. Как сказал забытый ныне поэт-алкоголик тех самых лет: «Кто упал, кто пропал, кто остался сидеть…» Вспомнишь об этом – и веселый смех, на который рассчитаны некоторые экспонаты, как-то застревает в горле…Целое движение, обещавшее вырасти в новаторскую современную живопись, было разгромлено, загублено, отправлено на задворки официальной художественной жизни. И как ни крути, выставка «Сообщники» – не демонстрация шедевров, созданных вопреки тяжелым временам, не свидетельство всепобеждающих искусства и человеческой мысли. Это скорее репортаж с кухонных задворок бывшего СССР, шутовской и печальный, – да ведь, быть может, и задворки эти вовсе не заслуживают тех горделивых ностальгических чувств, с какими они сейчас вспоминаются многим.[b]На илл.:[/b] [i]Александр Шабуров и Вячеслав Мизин.«Эра Милосердия». Баннер. АРТКлязьма-2005.Проект «Фактор зимы, или Снегурочки не умирают!»Кураторы – Владимир Дубосарский, Ольга Лопухова [/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.