Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

$1000000 или смерть

Развлечения
$1000000 или смерть

[b]Национальное американское кино – понятие изменчивое. В 60-е годы, например, его делали в Голливуде итальянцы под американскими псевдонимами – штамповали вестерны со стрельбой и погонями про ковбоев на Диком Западе. И играли там первоклассные актеры: Род Стайгер, Джеймс Кобурн, Джан Мария Волонте. А еще – совсем молодой парень, худой, высокий, жилистый, с характерным светлоглазым северным лицом, небритым и хмурым. Он прекрасно владел пистолетом, неплохо изображая мрачных бандитов. И все же никто не мог тогда предположить, что Клинт Иствуд со временем станет одним из крупнейших мастеров кино США, едва ли не самым ярким современным наследником великого североамериканского кинематографа Уильяма Уайлера и Джона Форда.[/b]Фильм Клинта Иствуда «Малышка на миллион», триумфальный четырехкратный оскароносец этого года, на общем фоне демонстрирующейся у нас американской кинопродукции производит впечатление удивительное. Лишь пару раз в кадре мелькнут знаменитые, тысячу раз виденные в иных фильмах небоскребы с неоновыми призывными вывесками на первом этаже – лживый символ сытой, благополучной, манящей страны, где у всех все хорошо… Наконец-то с экрана пахнет настоящей Америкой – одноэтажной страной простых людей, романтичных и прагматичных, сентиментальных и жестоких, их тяжелым трудовым потом, их мятыми, засаленными в карманах долларами.Старый тренер Фрэнки (его играет сам Иствуд) живет тем, что держит тренажерный зал для боксеров. С ним на паях – старый негр (Морган Фримэн – «Оскар» за лучшее исполнение мужской роли второго плана), когда-то едва не ставший «чемпионом на миллион долларов».Вместо миллиона его отделали на ринге так, что он потерял один глаз. И Фрэнки, молчаливый и суховатый старик-тренер, никогда не признается ему, что винит в этом себя. Именно старый чернокожий неудачник рассказывает зрителю простую и страшную историю еще одного неудачного воплощения «американской мечты».Однажды к Фрэнки приходит молодая девушка Мэгги. Она из очень простой семьи – а старый негр, не питающий иллюзий по поводу общества, в котором живет, определяет еще проще: «из общественных отбросов'BB. Но Мэгги талантлива и упряма. Она хочет стать «чемпионом на миллион» и знает, что сделать из нее настоящего боксера может только старик Фрэнки. И негр-напарник уговаривает Фрэнки, усталого мелкого бизнесмена, на досуге предпочитающего вовсе не боксировать, а читать в оригинале сложные мифологические поэмы Йейтса на древнем языке своих предков (предки Фрэнки – выходцы из Ирландии), заняться спортивным воспитанием Мэгги.Клинт Иствуд – правдивый и жестокий художник, и рассказанная им история сразу нескольких американских золушек-неудачниц, причем золушками в понятном смысле оказываются и сильные грубоватые мужики почтенных лет, заканчивается трагически. Но это американский вариант «оптимистической трагедии» – искалеченная на ринге героиня, которая уже никогда не сможет стать чемпионом и жить с миллионом, не хочет жить вообще. Зато умирает с мыслью, что все-таки попыталась осуществить мечту. Более того – почти преуспела, а трагическая случайность может помешать каждому.Такой душераздирающий американский оптимизм, поданный с типично иствудовской хмурой и мужественной сентиментальностью, может рассказать об американском национальном характере куда больше, чем крутые триллеры, многочасовые фрески или молодежные комедии. Внимательному зрителю он расскажет кое-что важное и об истоках американского патриотизма – вовсе не вымышленного газетной пропагандой, а вырастающего из самой гущи той жизни, кусок которой вполне реалистично показал в своей новой работе крупный мастер, начавший в Голливуде с черной работы, как все золушки, и оказавшийся «киноковбоем на миллион долларов».

Подкасты