Моду мы теперь создаем сами

[b]«SONY», Би Лайн, Боско ди Чильеджи, социально-культурный фонд «Хеннесси»... а еще посольства США, Нидерландов, Италии, Финляндии, Институт Сервантеса в Москве и особенно давние французские «москвичи» – Французский культурный центр и Посольство Франции, как и настоящие парижане – мэрия французской столицы и Французская ассоциация содействия искусствам – все это еще не полный перечень партнеров и организаций, при чьей поддержке в Москве открылся международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии». Столичных площадок, на которых любители фотоискусства смогут познакомиться с экспозициями, так же много, как друзей и спонсоров.[/b]«Мечтой Французского культурного центра всегда была ретроспективная выставка в Москве работ Марка Рибу», – признался на открытии представитель Франции. И вот – ретроспектива одного из самых крупных современных фотографов Европы в Московском доме фотографии. Марка Рибу сейчас называют самым известным французским мастером фотоискусства – после того как ушел из жизни великий Анри Картье-Брессон. Это подлинная звезда. А вот и он сам, гость фестиваля: седой, невысокий и крепкий, улыбающийся с лукавой симпатией и немногословный, как и подобает фотографу, ведь его язык – не слова, а моментальные кадры «жизни врасплох».Это один из главных «гвоздей» фестиваля – 82-летний Марк Рибу, чьи фотографии некогда были символом борьбы свободной молодежи против войны во Вьетнаме, а особый мир Востока – Индии, Японии – во многом обязан именно его снимкам нынешней своей популярностью на Западе. Но далеко не единственный. Нам еще предстоит открыть для себя фотографии звезд, сделанные итальянцем Анджело Фронтони, и не исключено, что мы скажем: да ведь это мы уже где-то видели… А теперь вот и подпись под снимком прочтем. И познакомиться с Джоэлом-Питером Уиткином – фотохудожником скандальным, чьи снимки в стиле «черного карнавала» в свое время определили эстетику всего постмодерна. И увидеть голливудских знаменитостей, снятых ныне не уступающим даже им в европейской известности Эдвардом Стайшеном для журнала «Vanity Fair».Рядом «повисят» работы голландца Эрвина Олафа, о котором говорят: «настоящийОлаф – это прямой удар по голове зрителя». И японского фотографа Мива Янаги, представившего «Летающих девушек». Не случайно темы многих выставок ограничиваются просто именами – ведь эти «просто имена» такие, что давно говорят сами за себя.Но в рамках фестиваля пройдут и тематические экспозиции. «Кич в фотографии» в Музее современного искусства на Петровке дает возможность проследить за модификацией фотоискусства на протяжении полувека. Даже за его превращением в подлинное «художество» для глянцевых журналов. Да и сами глянцевые таблоиды вниманием не обойдены: например, в Музее современной истории России будут представлены проекты «VOGUE» и «OFFICIEL».Немало экспозиций посвящено искусству кино, которое в начале его существования называли «живой движущейся фотографией». «Болливудские мечты» Джонатана Торговника – мир индийских фильмов, для кого-то чарующий и экзотический, для других – символ дешевой попсы и кинокича. Выставка «Вокруг фильма Ильи Хржановского «4» – он успел прославиться, даже еще не выйдя на экран.Новый и по-своему смелый проект «Мобилография» охарактеризовал представитель компании «SONY». Фотография никогда не была такой простой, как сейчас, когда распространилась цифровая техника: ее можно делать при помощи простого мобильника, сказал он и тут же добавил: и никогда еще фотография не была такой сложной, как сейчас, – ведь раз мобильники уже позволяют делать снимки, вполне достойные наград, то и претендентов на эти награды появилось великое множество… «Мы действительно стараемся, чтобы наши фестивали были праздниками для всех, – сказала директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. – Этот фестиваль стартовал еще в 99-м. Тогда фотографии наших и западных фотографов стояли рядом, и сравнение было не в нашу пользу. А теперь Москва стала центром моды, и это факт, который в доказательствах не нуждается. Моду мы теперь создаем сами!»