Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Гусиное перо российской свободы

Общество
Гусиное перо российской свободы

[b]150 лет назад взошел на престол Александр II. Исторический музей посвятил этому событию выставку «Царь-освободитель».[/b]Так называли императора по официальной традиции, а четверть века, которые он правил Российской империей, окрестили «эпохой великих реформ», хотя кроме реформ были войны с поражениями и победами, международные интриги и союзы.Жизнь дала возможность сыну Николая I проявить мужество и волю, любовь страстную и беззаветную.Фигура Александра II по-своему значима для Исторического. В 1875 году император лично заложил первый камень в нынешнее здание музея на Красной площади. Как говорится, сам Бог велел устроить достойный показ реликвий истории, связанных с Александром Николаевичем Романовым.Все открывает прекрасная икона XVII века. Это Александр Невский, небесный покровитель, опора императора на крутых поворотах судьбы, которых в его жизни было предостаточно.[b]Птичка на правой руке будущего императора[/b]Биография царя-освободителя символична с первых шагов. Он был последним российским императором, родившимся в Москве. Старинная мини-акварель изображает комнату в несуществующем ныне Николаевском дворце Кремля, где в 1818 году он появился на свет. Рядом портрет малыша в полтора-два года на фоне Кремлевских стен и башен с диковинной птичкой на правой руке.Птичка – пророчество? В золотой век русской поэзии она считалась символом освобождения, если судить по стихам Пушкина, Дельвига, Туманского… Эпохи реформ имеют много перекличек, но подобных стихов наше время еще не родило. Не те реформы? Бой казаков с чеченцами запечатлен на литографии XIX века.В центре – 32-летний наследник престола верхом на коне с обнаженной саблей в руке. В местах, воспетых Лермонтовым и известных по оперативным сводкам наших дней, процессия наместника Кавказа, генерала от инфантерии графа Воронцова, в которой находился Александр, была атакована отрядом горцев. Наследник бросился вдогонку за чеченцами и заметно оторвался от конвоя. Самое время угодить в засаду. Возможно, только решительность Воронцова спасла наследника.[b]Выстрел в Булонском лесу[/b]Смерть много раз подстерегала самодержца. Пять раз на него покушались. Последнее покушение стало злым роком, но сначала… Ювелирный складень, подаренный императору гвардией, напоминает о первом счастливом спасении. Александр II был в Париже в гостях у Наполеона III. Монархи ехали в одной коляске через Булонский лес, когда раздался неожиданный выстрел из пистолета. Пуля, не задев никого из людей, угодила в лошадь. Стрелял польский эмигрант Березовский, заявивший, что хотел отомстить царю-тирану за подавление восстания 1863–1864 годов.После пышных экспонатов, рассказывающих о коронации Александра II и его супруги Марии Александровны в 1856 году в Москве, совсем скромно выглядит реликвия из реликвий. Это небольшое гусиное перо в деревянной рамке. Росчерком этого пера в 1861 году было отменено-упразднено крепостное право – положен конец 300-летней истории крепостничества в России, открыта череда других исторических реформ 1860–1870 годов.[b]Крестик из оконного стекла[/b]Триумф императору, кажется, поют серебряные Георгиевские трубы. Эти трубы, знамена, ордена Александр II вручал собственноручно на полях сражений Русско-турецкой войны 1877–1878 годов за освобождение народов балканских стран от Османского ига. На фоне эпохальных событий бурно развивался любовный роман императора с 18-летней ровесницей его третьего (!) сына княжной Екатериной Долгорукой из древнего рода, ведущего свое начало от Рюриковичей.В три часа дня 1 марта 1881 года царь-освободитель ехал вдоль Екатерининского канала в Петербурге навстречу своей трагической гибели. Из осколка оконного стекла этой кареты вырезан небольшой прозрачный крестик. Он венчает выставку вместе с офицерской саблей. «За храбрость» написано на крестовине. А на серебряной табличке добавлено: «Сабля, в злосчастный день… обагренная кровью в Бозе почившего Государя Императора Александра II. Поднесена ему после падения Плевны офицерами Сводного Гвардейского Отряда почетного конвоя».[b]Памятник рядом с храмом Христа Спасителя откроют в этом году[/b]Не один раз переносили места и даты установки памятника царю-освободителю в Москве. Но беды в этом главный художник города, один из авторов монумента Игорь Воскресенский не видит.– Время позволило нам, – сказал он «ВМ», – сделать важные уточнения и в деталях памятника и в его расположении. Мэр столицы дал, например, совет – украсить постамент светло-серого гранита картушем из бронзы с перечнем главных деяний Александра II. И что очень хорошо – довольно сложный постамент и ковровое мощение лучше делать и доводить не зимой, а летом. В стилистике того времени мы ставим светильники, колонны, двух львов – символ власти. А само изваяние императора со всеми атрибутами композиции Александр Рукавишников уже выполнил и отлил. Композиция готова к перевозке на Волхонку, после чего потребуются приблизительно три недели на ее установку.– Вы сказали об уточнениях в расположении. Как будет стоять памятник по отношению к храму?– Во-первых, он будет стоять выше, чем намечалось прежде, – на Зеленой горке на фоне Кремля. Александр II будет смотреть на храм Христа Спасителя, сооружение которого было завершено в его царствование. Это логично. Наконец, по склону будут спускаться ступени, которые, на наш взгляд, символизируют переход от имперскости к демократии. В теплые дни мы все это сделаем, и, не сомневаюсь, памятник царю-освободителю в Москве будет открыт в этом году.

Подкасты