И в тумане – тень Синей Бороды
[b]В Галерее на Солянке (д. 1/2, стр. 2) представлены фотоработы знаменитой Сары Мун.[/b]Она в Москве выставляется уже в третий раз. На этот фестиваль Сара Мун привезла в Москву фотофильм. Этот маленький фильм, демонстрирующийся в галерее, тут же можно просмотреть и в виде пары десятков фотоснимков.Сара Мун начинала как профессиональная манекенщица. Довольно быстро превратилась в фотографа, снимающего мир, который успела хорошо изучить. Работала для Vogue, Harper’s Bazaar, Elle… «Я снимаю одно и то же: женщина, платье… или, точнее, платье, женщина...» Но очень скоро о ее снимках, сделанных в совсем другом стиле – «настоящей Сары Мун», заговорила совсем другая публика.«Ее работы отмечены особенной интуицией, модели помещены в незнакомые, таинственные предместья, в неизвестное время, они выражают мягкость грусти, а персонажи, медлительные, тревожные, всегда между сном и явью…» – это о ее странных снимках сказал поэт. Диковинные носороги на фоне охваченной вихрем степи, безжизненные скалы в рассветном тумане. Или еще – фотографии, в которых она материализует свои детские кошмары: ноги лежащего мертвого человека в старинных чулках и башмаках, а вокруг рассыпаны золотые монеты – дублоны или флорины, смотря какую сказку вы любили в детстве… Снова мы имеем дело с обращением фотографии к миру дешевого бродячего цирка. Снова бесстрастный объектив фотоаппарата старается зафиксировать иллюзию. И мир цирка, соприкасаясь с миром детской сказки, дает на редкость своеобразную искру. Именно этой искрой покоряет экспозиция Сары Мун «Красной нитью» по мотивам сказки Шарля Перро «Синяя Борода».…В сумеречном городе, набухшем дождями и туманами, маленькая несчастная сиротка встретила огромного солидного господина с лысиной и густой бородой. Он покатал ее на чертовом колесе и предложил выйти за него замуж, пообещав увезти в свой собственный замок. Все было хорошо – правда, свадьбу сыграли прямо во дворе, под открытым хмурым небом, а на длинном накрытом столе, за которым сидели только они вдвоем, было странное блюдо: железная рыба с завязанными глазами. И еще баянист в черном, похожий на бродягу, играл щемящую мелодию у них за спиной… Дальнейшее известно – муж увез ее в замок и уехал, строго-настрого запретив входить только в одну комнату. Конечно, она открыла запретную дверь и обнаружила мертвые женские тела в прекрасных нарядах. Как будто модели для журнала Vogue. Тут Синяя Борода и вернулся: фотоснимок огромной мужской тени в черном пальто, угрожающе нависшей над девушкой в белом платье, – кульминация сюжета, разворачивающегося под уличную грустную мелодию аккордеона… да ведь и сюжет Перро давно стал надрывной песенкой парижских шарманщиков.Искусство Сары Мун, заставляющее вспомнить французское немое кино, – попытка привнести в фотографию разом и поэзию сказки, и динамику кинематографа, и глубину литературы.