Главное
Карта городских событий
Смотреть карту
Сторис
Кто придумал Последний звонок?

Кто придумал Последний звонок?

Легендарный «Москвич» вернулся

Легендарный «Москвич» вернулся

Какие города играли роль Москвы

Какие города играли роль Москвы

Кого нельзя сократить?

Кого нельзя сократить?

Отцовство в зрелом возрасте

Отцовство в зрелом возрасте

Судьбы детей-вундеркиндов

Судьбы детей-вундеркиндов

Пары, которые быстро развелись

Пары, которые быстро развелись

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Где в мире заблокированы соцсети

Где в мире заблокированы соцсети

Как защитить машину от угона

Как защитить машину от угона

Звезда! Я Земля!

Развлечения
Звезда! Я Земля!

[b]Они шли, обессиленные, и не знали, дойдут ли. Но не это уже было важно. Важно было то, что сосредоточившаяся в этих лесах, чтобы нанести удар исподтишка по советским войскам, отборная дивизия с громким именем «Викинг» обречена на гибель». «Они» — это оставшиеся в живых четверо разведчиков под командованием лейтенанта Травкина, отправленные в немецкий тыл, чтобы узнать о планах противника.[/b]Герои популярнейшей после войны повести Эммануила Казакевича «Звезда», так и не вернувшиеся с задания, но поломавшие планы фашистов по прорыву нашей линии фронта. Простой рассказ о семерых совсем молоденьких, нецелованных ребятах, сгинувших безвестно в топких болотах, успев только передать то, что узнали в немецком тылу. И никто не знает, как погибли, где погибли, да и сами они точно не знали, за что гибнут. Знали только, что за Родину. Им хватало этого знания, чтобы пойти на смерть.В фильме режиссера Николая Лебедева от повести, от ее пафоса, от характеров героев, да и от самих героев ничего не осталось.Очень вольное переложение позволило донельзя изменить сюжет, оставив лишь главную линию – ушли и не вернулись. И связистку Катю, влюбленную в Травкина, сидящую у рации без сна, с механическим отчаянием повторяющую: «Звезда, Звезда! Я Земля. Ответьте Земле, Звезда».«Звезду» создавали ударными силами. Сначала «Мосфильм» задумал снять фильм о Великой Отечественной. Директор студии [b]Карен Шахназаров [/b]нашел материал – повесть Казакевича. Потом долго искали режиссера и остановились на [b]Николае Лебедеве [/b](«Змеиный источник», «Поклонник»), человеке молодом, сколь способном, столь и далеко не всеми любимом. Его хичкоковски жутковатый «Змеиный источник» прополоскали в прессе изрядно, «Поклонника» – тоже, и многие не верили, что Лебедев – именно тот из молодых, кто снимет достойный фильм о войне. В помощь Лебедеву призвали маститых сценаристов, кто-то из них отказался, но согласился переделать сценарий [b]Евгений Григорьев [/b](недавно ушедший замечательный сценарист) да слегка приложил руку [b]Александр Бородянский[/b]. Так что в титрах сценаристов аж трое. Сам Шахназаров спродюсировал, Госкино дало деньги. Одним словом, к «Звезде» подошли как к акции государственного значения, выкатив ее как тяжелую артиллерию против барахла отечественного производства. Эту задачу фильм, безусловно, выполнил. Даже очень серьезные и въедливые кинокритики истово и долго аплодировали на премьере, тайком смахивая слезу, а в фойе устремлялись к растроганному Лебедеву с поздравлениями. И было это предельно искренне. И было это в определенном смысле справедливо. Потому что Карен Шахназаров и Николай Лебедев со товарищи вернули нас в привычное советское кино, представив далеко не худший его образец, отбросив притянутую за уши и дурновато пахнущую эфемерную национальную идею, дав взамен простой и лаконичный, снятый по всем правилам военного боевика-мелодрамы фильм, абсолютно чистый, как души этих мальчишек.Здесь есть совершенно определенные враги – фашисты, и никому не придет в голову сомневаться в том, кто виноват, что они стали врагами, как это происходит с чеченцами. А значит, не приходится сомневаться в том, что убивающие врага – герои. Здесь нет и намека на выспреннюю «русскость», которая многое объясняет. Здесь никому ничего не надо объяснять. Все ясно как дважды два.Не знаю, кто как, но автор этих строк давно не испытывала такого эмоционального напряжения, как на премьере «Звезды», – до боли вцеплялась в ручки кресла, когда героям грозила опасность; вместе с другими облегченно вздыхала, когда фашист, не дойдя полуметра до затаившихся разведчиков, разворачивался и уходил; боролась с подступавшим к горлу комом, когда один за другим гибли ребята. А когда лейтенант Травкин произносит перед смертью – без страха, но с горечью и даже обидой – «Умиратьто как не хочется!», предательский ком в горле грозит разродиться крупной слезой.И ребята-то как подобраны! Лейтенант Травкин (совсем молодой актер [b]Игорь Петренко[/b]), чем-то похожий на Тома Круза, сто очков тому вперед даст. Глаза – что два огня, красавец, мужественный – куда там Тому с его масленым взором. В фильме, правда, скорее есть смысл говорить о типажах, нежели о персонажах и характерах. В этом смысле «Звезда» Казакевича и «Звезда» Лебедева – Шахназарова рядом не стояли. В картине нет ничего, напоминающего человеческие отношения. Что было у Казакевича, кстати. Все подчинено одной сверхзадаче – показать героизм и незамаранную душевную чистоту этих ребят. Героизм, как известно, лучше всего показать в бою. Поэтому герои гибнут, если можно так выразиться, самым подробным образом (в книге, кстати, четверо поначалу остались в живых, и что с ними потом произошло, никто не знает), под красивую музыку [b]Алексея Рыбникова[/b], без натуралистических деталей. Красивый, духоподъемный фильм о красивых людях. Словно мы начали историю Великой Отечественной войны с чистого листа. Словно не было Астафьева… Ну что ж, не всем быть врачами, говорящими страшную правду. Пусть снятая по голливудским лекалам война «с парадного входа», но наполненная благородством, просто необходима. Да, это наш адекватный ответ «Рядовому Райану», «Тонкой красной линии», «Перл Харбору» и пр. Ребята, не забывайте, кто выиграл Вторую мировую.Это во-первых. А во-вторых, нет никакого сомнения, что этот фильм при умелой его раскрутке будут смотреть, на него будут ходить. А это значит, что наши исторически безграмотные дети и – тем паче – внуки получат хоть какое-то представление о том, что творилось в нашей стране шестьдесят лет назад, и поймут, куда делся молодой прадедушка в военной гимнастерке с фотографии.

Подкасты